Как женщины-руководители меняют подход к управлению командой
Среди российских руководителей женщины составляют 41% — это один из самых высоких показателей в мире. Стереотип о гендерной специфике отраслей уже не отражает реальности: сегодня женщины стоят во главе промышленных, строительных, технологических и других компаний, которые традиционно считались «мужскими». Пять женщин — CEO и основательниц компаний — рассказали «Снобу», влияет ли пол на стиль управления и какие правила помогают им успешно руководить командой
Стиль управления
Светлана Шевлик, CEO ГК «А-100 девелопмент»:
Генерировать прорывные идеи и находить решение любой проблемы способна лишь сильная команда. И задача лидера — не просто подобрать подходящих людей, а постоянно мотивировать их и поддерживать здоровую рабочую атмосферу. В любой компании доля сотрудников, которые с самого начала горят работой, не превышает 10–15%. Но рядом с ними всегда есть люди, в которых тоже спрятана способность свернуть горы — ее нужно разглядеть и помочь ей раскрыться. Грамотный руководитель должен понимать, кого из команды нужно «зажечь», у кого уже достаточно мотивации, а кто не готов выходить за рамки привычных рабочих обязанностей.
Чтобы уметь так «видеть» людей, во-первых, требуется хорошая эмпатия — и здесь женщины-руководители находятся в более выигрышном положении, поскольку в этом плане они более чуткие, чем мужчины. Во-вторых, нужно проводить время не только с непосредственными подчиненными, но и с рядовыми сотрудниками. Это позволяет хорошо узнать команду, вовремя увидеть проблему в каком-то отделе и предотвратить ее развитие.
Атмосфера в коллективе и настрой сотрудников во многом зависит от стиля управления руководителя. Мужчины более склонны к крайностям и выбирают либо авторитарный стиль управления, либо либеральный. Я же предпочитаю микс: бывают ситуации, где необходима определенная жесткость и требовательность, — но чаще, наоборот, нужно прислушаться к мнению сотрудников и вместе найти решение. Я стараюсь поддерживать в компании атмосферу прозрачности и открытости. У нас нет диктатуры. Можно называть это «женским» подходом, но на нем уже много лет успешно развивается весь наш бизнес в «неженской» отрасли, поэтому я уверена, что эта стратегия универсальна.
Айя Таксилдарян, CEO Maeutica Branding Agency:
В современном менеджменте часто пренебрегают издержками: денежными, ресурсными и человеческими. Женщины больше внимания обращают на то, какой ценой будет решена задача и как это скажется на команде. Женский менеджмент тяготеет к созданию безопасной среды в коллективе — среды, в которой люди не боятся высказать мнение и признаться в ошибках, не опасаются, что в любой момент могут остаться без работы. Такого рода атмосфера — один из важнейших факторов построения продуктивной команды.