Соколиная охота
В центре Москвы заработали камеры панорамного обзора системы «Стрит Фалькон». Они умеют штрафовать за неоплату парковки, за стоянку и остановку под запрещающими знаками, на тротуарах и пешеходных переходах. Для того, чтобы схлопотать штраф, достаточно остановить автомобиль всего на 10 секунд
Новые камеры заработали 14 мая. Всего в столице их установили около ста: на Новом Арбате и Кутузовском проспекте, Тверской улице и Ленинградском проспекте, Цветном бульваре и Трубной площади, Неглинной, Петровке и других значимых улицах и магистралях столицы. Штрафы с таких камер водителям будут присылать сразу несколько ведомств. ГИБДД будет фиксировать стоянку на тротуарах и пешеходных переходах (штраф – 3000 рублей), Администратор Московского парковочного пространства (АМПП) оштрафует за неоплаченную парковку (2500 рублей), а Московская административная дорожная инспекция (МАДИ) – за остановку в зоне действия знака «Остановка запрещена» (3.27) и желтой линии разметки вдоль тротуаров (2500 рублей).
Штрафа не избежать?
Именно порядок оформления штрафа за остановку в зоне действия знака «Остановка запрещена» вызывает больше всего вопросов и у простых автомобилистов, и у юристов, и даже у депутатов Госдумы. Как рассказали «АвтоМиру» в пресс-службе АМПП, основанием для вынесения постановления станет факт повторной фотофиксации нарушения. С учетом того, что «скорострельность» камеры составляет 12 кадров в минуту, все шансы быть оштрафованным на 2500 рублей появляются у водителя уже после 10 секунд остановки в неположенном месте. Случайно или нет, но в доброй половине случаев «глаз сокола» разместили в местах, прямо-таки провоцирующих остановку «всего на минуточку» – возле торговых центров, магазинов, кинотеатров и медучреждений. При этом в АМПП настаивают, что остановка в этих местах запрещена категорически, а водителям следует искать места для узаконенной остановки или парковки.
На главных улицах столицы зона действия запрещающих остановку знаков и разметки может достигать нескольких километров (например, как на Тверской и Новом Арбате), поэтому остановиться там без съезда в малочисленные дворы или переулки не получится в принципе. При этом закон един для всех и распространяется не только на владельцев частных автомобилей, но и на водителей такси (а они, как правило, не выбирают место посадки и высадки пассажиров), а также коммерческого транспорта (в центре выгрузка и погрузка товаров зачастую вообще невозможна без нарушения).
Не нравится? Идите… в суд!
С подходом столичных властей категорически не согласен вице-председатель Движения автомобилистов России, адвокат Леонид Ольшанский. Он пояснил «АвтоМиру», что нововведение принято без учета возможных состояний крайней необходимости. Это правовое понятие описывает ситуации, когда автомобиль объективно не может продолжать движение в силу поломки или повреждения шин, а также если из-за неостановки создается угроза здоровью или жизни людей. При этом, по словам юриста, определение ситуации крайней необходимости находится исключительно в компетенции суда и остается на усмотрение судьи. То есть штраф за 10-секундную остановку придет в любом случае, а уже в суде, выслушав аргументы сторон, судья имеет право признать или не признать ситуацию чрезвычайной, а нарушение неизбежным. При этом, если в случае замены колеса или высадки пассажира для оказания ему медицинской помощи шансы водителя доказать свою правоту в суде более или менее реальны, то остановку и высадку пассажиров возле торгового центра или кинотеатра судья вряд ли сочтет крайне необходимой. Понимая, что остановиться все-таки придется (например, чтобы высадить пожилого пассажира у поликлиники), водители будут останавливаться заранее, чтобы скрыть номера, предполагает Ольшанский. Однако въезд в зону действия камеры со скрытым номером является нарушением статьи 12.2 КоАП и влечет за собой штраф до 5000 рублей или лишение водительских прав на срок до трех месяцев.
С этим согласен и автоюрист Сергей Радько. По его словам, доказывать что-либо водителям придется исключительно в суде, причем ситуация, когда автомобиль действительно был неисправен, но поломку удалось устранить на месте без вызова эвакуатора, вряд ли будет квалифицирована судом как освобождающая от штрафа. В этом случае у водителей есть возможность не смещаться в правый ряд (камеры отслеживают нарушения только там). Однако по словам Радько, это просто опасно и угрожает как самим водителям и их пассажирам, так и другим участникам движения. Если же не остановиться нельзя, юрист также не видит альтернативы вынужденному сокрытию номеров.
Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев настроен по отношению к новой инициативе московских властей еще более критически. По его словам, установка камер «Стрит Фалькон» ничего не меняет де-юре, но фактически ужесточает сложившуюся в столице практику вынесения постановлений о штрафах. То, что новые камеры установили без широкого анонсирования, является неуважением к водителям, уверен активист. Он не исключает и того, что «дойдет до стрельбы по этим камерам из травматических пистолетов». А вот в судебные перспективы водителей Канаев не верит и призывает автовладельцев по факту получения «писем счастья» обращаться с жалобой в прокуратуру.
От камеры к автопилоту?
Оптимисты находят свой мед и в этой бочке дегтя. Несмотря на то, что в настоящее время городские камеры панорамного обзора используются исключительно в репрессивных целях, в будущем у них может появиться и общественно полезное применение, заявил «АвтоМиру» руководитель Лаборатории автомобильных решений «Яндекса» Андрей Василевский. По его словам, уже сегодня ведущие IT-компании и автопроизводители работают над созданием информационных систем для «умных автомобилей». Они смогут перемещаться на автопилоте или, как минимум, корректировать неосторожные действия водителей, обмениваясь данными с объектами городской инфраструктуры. Камеры, которые мониторят правый ряд, то есть выход пешеходов на дорожное полотно, могут оказаться для таких систем очень информативными.
Звучит захватывающе, однако это тот самый случай, когда прогресс приходит к нам с неотвратимостью наказания. И прогресс налицо – столичные власти уже объявили, что до конца 2018 года общее число дорожных камер на улицах города вырастет почти на 40% – с 1800 до 2500 единиц. 600 камер будут установлены стационарно, еще около 150 будут мобильными. Сколько из них окажутся «Фальконами», нам только предстоит узнать.
Характеристики камер «Стрит Фалькон»
Места расположения камер «Стрит Фалькон»
Фото: Александр Замараев/Фотобанк ЛОРИ; Alexander Zamaraev/Fotolia.com; Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ/ Fotodom.ru; Любимов Андрей/Агентство городских новостей «Москва»; Sergey Kovalev/Global Look Press; Агентство городских новостей «Москва»; MicroOne/Fotolia.com
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl