Праздник крепостных: что выиграет Путин от проведения чемпионата по футболу
Астрономические расходы на проведение чемпионата мира по футболу настолько разозлили бразильцев, что те добились импичмента президента. В России такой сценарий вряд ли возможен. Напротив, Владимир Путин способен извлечь политические дивиденды из ультрадорогого футбольного турнира
Бразилия и Россия во многом похожи. Две большие страны, претендующие на лидерство в своем регионе, входят в неформальное объединение развивающихся экономик БРИКС. Параллельно обе страны стремятся принимать у себя крупнейшие спортивные турниры — Олимпиаду и чемпионат мира (ЧМ) по футболу.
Бразилия с перерывом в два года провела чемпионат, а затем Олимпиаду, Россия за четыре года приняла Олимпиаду (правда, зимнюю) и теперь готовится к соответствующему футбольному турниру. На этом сходство заканчивается.
Чем важны Олимпиада и ЧМ
Сегодня в мире Олимпийские игры и ЧМ по футболу — главные события на планете. Никакое иное спортивное действо не способно соперничать с ними по зрительскому вниманию и размеру аудитории.
Футбольная федерация (ФИФА) и Международный олимпийский комитет (МОК) по объемам проходящих через них средств сопоставимы с небольшими государствами или крупными межнациональными корпорациями. Бюджет ФИФА на 2015-1018 годы превышает $5,6 млрд, такой же величины достиг бюджет МОК на 2012-2016 годы.
Президенты этих организаций сопоставимы по значимости с главами государств: их принимают на высшем уровне, перед ними порой заискивают, стремясь получить право на проведение турниров.
В свете такого положения получение Россией права на их проведение можно расценивать как несомненный успех власти: для достижения этого результата страна должна соответствовать многим критериям «цивилизованности». Впрочем, в отличие от Сочи-2014 в этот раз пропагандистская составляющая выражена гораздо скромнее. Видимо, на примере зимней Олимпиады Кремль научился сдерживать свои эмоции и усилия по разжиганию патриотизма среди населения.
Все спортивные мероприятия подобного рода имеют в виду в первую очередь эффект политический, а не экономический, по крайней мере для организаторов. Получение выгоды и прибыли всплыло лишь в последние десятилетия — в эпоху телетрансляций и продажи прав на показ, рекламных и спонсорских контрактов. Большой бизнес пришел в большой спорт не так давно.
Как работает спортивный бизнес
В семидесятых годах прошлого века Леонид Брежнев, ознакомившись с перечнем затрат на московскую Олимпиаду, всерьез задумывался об отказе от ее проведения. Выплата штрафа в том случае была гораздо дешевле для советской экономики, и без того перегруженной военными расходами и строительством Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
Между тем со времен финансово самодостаточной Олимпиады в Лос-Анджелесе 1984 года в моду вошел тезис об окупаемости. Окупаемости, достичь которой не удалось никому.
В последнее время чемпионаты мира по футболу превращаются по большей части в развлечение для стран Третьего мира. Вспомним места проведения последних турниров: ЮАР, Бразилия, Россия, Катар. Если разобрать такую географию, получится, что в принятии матчей заинтересованы те правительства, которые что-то хотят доказать и продемонстрировать миру.