Современные самолеты построены по так называемой нормальной схеме

Популярная механикаHi-Tech

Небо для катамаранов

Современные самолеты построены по так называемой нормальной схеме. Отличить сходу «боинг» от «эрбаса» или «туполева» не всегда сможет и специалист. Однако схема вышла на теоретический предел эффективности. Дальше ее совершенствовать некуда.

Текст: Олег Макаров

Задел на будущее: В ЦАГИ проводятся исследования перспективного среднего транспортного двухфюзеляжного самолета. Планируется, что на таком летательном аппарате будут перевозиться различные грузы до 40 т. Также самолеты могут применяться в качестве носителей космических аппаратов. Проект разработан в рамках государственной программы «Развитие авиационной промышленности на период 2013–2025 годы»

Очевидно, что развитие авиации будет связано с поиском новых путей, и однажды мы увидим в небе самолеты не совсем привычного вида. На красивых картинках, посвященных будущему авиаперевозок, нам нередко показывают, например, летательные аппараты, в которых фюзеляж полностью интегрирован с крылом. Такая схема позволит заметно улучшить аэродинамическое качество самолета (отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению), что даст возможность совершать полет с меньшими энергозатратами. Но есть у самолета-крыла и минусы. Во-первых, для размещения внутри крыла коммерческой загрузки сам аппарат придется делать очень большим, и он может не вписаться в размеры существующих взлетно-посадочных полос, не говоря уже об аэродромной инфраструктуре. Во-вторых, возникнет проблема аварийной эвакуации пассажиров, которая значительно проще решается при использовании стандартных фюзеляжей.

Охотник за дирижаблями

Куда еще можно двигаться? Сейчас в Центральном аэрогидродинамическом институте им. профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) проходят испытания модели перспективного транспортного самолета, который можно назвать своего рода воздушным катамараном. Фюзеляж и крыло в целом сохранят привычный вид, вот только фюзеляжей будет два. И кажется, что-то подобное мы уже где-то видели.

Действительно, к двухфюзеляжной схеме авиаконструкторы то и дело обращались практически на всем протяжении истории авиации. Еще во времена Первой мировой пытались соединять два биплана, чтобы повысить дальность боевой машины, задачей которой была борьба с дирижаблями. Дальше экспериментов, правда, дело не пошло.

На пике моды на летающие лодки в первой половине 1930-х в стенах ЦАГИ был разработан «морской крейсер» АНТ-22 – гидросамолет-катамаран, рассчитанный на 6 т бомбовой нагрузки. Считалось, что такая конструкция повысит устойчивость машины и облегчит посадку на воду. Был построен опытный образец, но на этом все и закончилось.

С двухфюзеляжными конструкциями экспериментировали и инженеры нацистской Германии. Heinkel 111 Zwilling («Близнец») был попыткой создать мощный тягач для тяжелого грузового планера Me 321, обычно буксировавшегося двумя самолетами. Выпустили несколько экземпляров «Близнецов», и, что интересно, управлять машиной можно было из любого фюзеляжа. В 1945 году американская компания North American начала выпуск двухфюзеляжного истребителя F-82 Twin Mustang, который в силу компоновки имел увеличенную дальность и эскортировал тяжелые бомбардировщики в протяженных по времени рейдах.

Ренессанс двухфюзеляжных конструкций мы увидели в последние десятилетия в связи с разработкой технологий воздушного старта орбитальных и суборбитальных ракет. Выводимый аппарат подвешивается к центральной части крыла, что облегчает задачу его запуска при выполнении самолетом-носителем «горки». Это дает возможность сразу разделить траектории самолета и ракеты и избежать случайного столкновения. Примерами таких носителей стали самолет White Knight Two, на котором сейчас проводятся испытания туристического суборбитального ракетоплана VSS Unity, и детище компании Пола Аллена – не совершивший пока ни одного полета Stratolaunch Model 351. Последний сделан на основе Boeing 747 и рассчитан на установку под крылом достаточно тяжелых и габаритных космических ракет-носителей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Когда погаснет БАК Когда погаснет БАК

Мегапроекты, которые придут на смену Большому адронному коллайдеру

Популярная механика
В чем заниматься спортом на улице В чем заниматься спортом на улице

Как совместить стиль и функциональность

GQ
Точечный старт Точечный старт

История отечественного авиаконструктора – Владимира Мясищева

Популярная механика
Алло, гараж! Алло, гараж!

Квартира в быв­шем про­мыш­лен­ном га­ра­же в Москве

AD
Марс, пульс, температура Марс, пульс, температура

Зонд InSight: заглянуть внутрь Марса

Популярная механика
Президент Камеди Клаба Президент Камеди Клаба

История о том, как Алек Болдуин стал самым смешным Трампом на телевидении

GQ
Заплечных дел мастер Заплечных дел мастер

Почти бесконечный боезапас за спиной

Популярная механика
Вопрос на $32 млрд: зачем Владимир Путин опять ездил в Минск Вопрос на $32 млрд: зачем Владимир Путин опять ездил в Минск

Что обсуждали за закрытыми дверями два президента

Forbes
Мир завтрашнего дня Мир завтрашнего дня

Дизайн – это вовсе не то, как выглядит какой-то предмет

Популярная механика
Как футболки сборной Нигерии стали фэшн феноменом Как футболки сборной Нигерии стали фэшн феноменом

Форма сборной Нигерии по футболу обсуждается повсюду и стремительно продается

GQ
Нашествие Нашествие

Кролики-убийцы и другие животные-захватчики

Популярная механика
Цена свободы. Почему молодежь не может найти работу Цена свободы. Почему молодежь не может найти работу

У представителей нового поколения другой принцип: «жизнь не может ждать»

Forbes
Осколочно-фугасный ливень Осколочно-фугасный ливень

Осколочно-фугасный ливень. Рой ударных БПЛА с авиабомбами Hatchet

Популярная механика
Надо работать. Почему никто не возмутится повышению пенсионного возраста Надо работать. Почему никто не возмутится повышению пенсионного возраста

Правительство выбрало тактику, которая позволит не допустить волнений

Forbes
Мир-кольцо Мир-кольцо

Земли в форме бублика: добро пожаловать на обруч и пончик

Популярная механика
Страшные клады: 5 жутких вещей, найденных замурованными в стены Страшные клады: 5 жутких вещей, найденных замурованными в стены

Уверена ли ты, что прежние хозяева не оставили в стенах пугающих сюрпризов?

Cosmopolitan
Мир Дикого Востока Мир Дикого Востока

Как в Китае рождается медицина будущего

Популярная механика
Миру — «Мир Юрского периода 2» Миру — «Мир Юрского периода 2»

Рецензия не содержит спойлеров, ГМО и наукоумных придирок

Maxim
Броня легка Броня легка

Алюминиевые сплавы давно и прочно обосновались на бронемашинах

Популярная механика
10 самых высокооплачиваемых футболистов чемпионата мира. Рейтинг Forbes 10 самых высокооплачиваемых футболистов чемпионата мира. Рейтинг Forbes

Месси впервые опередил Роналду в списке Forbes

Forbes
Целого мира мало Целого мира мало

Человечеству грозит дефицит самых простых минеральных ресурсов

Популярная механика
Результат за меньшие деньги: как выглядеть Результат за меньшие деньги: как выглядеть

Секреты эффективного гардероба, оправдывающего вложенные средства

Cosmopolitan
Любой каприз Любой каприз

Компьютерный дизайн материалов

Популярная механика
Футбол со вкусом: трансляции матчей в столичых ресторанах Футбол со вкусом: трансляции матчей в столичых ресторанах

Где во время Чемпионата можно вдооволь проораться, уплетая стряпню шеф-поваров

Maxim
Новая бронетанковая доктрина Новая бронетанковая доктрина

О зарождении новой бронетанковой доктрины

Популярная механика
Хореограф Хореограф

Борис Эйфман в ожидании появления хореографического гения

Эксперт
Сколько можно спать? Сколько можно спать?

Еще несколько сотен лет назад европейцы спали дважды за сутки

Популярная механика
Владимир «RodjER» Никогосян: «Родители поменяли мнение об игре, когда я принёс первые деньги» Владимир «RodjER» Никогосян: «Родители поменяли мнение об игре, когда я принёс первые деньги»

Главный турнир года в мире киберспорта — The International 2018 всё ближе

Maxim
Проект Guido Проект Guido

Ничего подобного в России прежде не строили

Популярная механика
Смотрим «Во власти стихии»: это как «Эверест», только теперь в океане! Смотрим «Во власти стихии»: это как «Эверест», только теперь в океане!

MAXIM посмотрел «Во власти стихии» и написал рецензию без воды и спойлеров

Maxim
Открыть в приложении