Если на вас напали пираты
Вы потратили миллионы на суперъяхту и прилагающиеся к ней игрушки? Можете начинать дрожать — в морях много пиратов, обычных и хакеров. Ограбят, возьмут в заложники, направят на рифы. Страшно? «Татлер» предлагает бояться вместе.
Вы на борту своей гигантской лодки, идущей по морю среди тропических островов. Колышутся листья пальм, пляжи соблазняют мельчайшим белым песком. Стюард мешает экзотические коктейли, вы на залитой солнцем палубе наслаждаетесь океанским бризом. И вдруг замечаете, что с командой что-то происходит. Все засуетились, занервничали. Яхта пошла быстрее, гораздо быстрее. Остров, к которому вы держали курс, почему-то оказывается на траверзе. Новость разносится по палубам мгновенно: компьютерная система взломана, кто-то управляет яхтой дистанционно. Она на полной скорости несется к рифам, и крушения не миновать. Если вы немедленно не переведете деньги шантажисту. Сюжет из дешевого ужастика? Вовсе нет. Это из кошмарных снов владельцев самых дорогих в мире яхт. Киберугон — реальная угроза. С ростом числа частных судов легкое беспокойство о безопасности сменяется паранойей — все вдруг поняли, что современные технологии открывают дивные новые возможности для пиратства. Вообразите себе капитана Джека Воробья — без тормозов, но с ноутбуком. Страшно.
«Наличие у вас суперъяхты свидетельствует об огромном состоянии, — Малкольм Тейлор, бывший сотрудник Центра правительственной связи Великобритании, напоминает об очевидном. — Владельцы таких лодок будут (и уже являются) главными целями нового поколения преступников».
Тейлор уволился из разведки, чтобы возглавить подразделение кибербезопасности в G3 Security, международной компании со штаб-квартирой в лучшем лондонском районе Мэрилебон. Помимо прочего его контора занимается безопасностью суперъяхт и находящихся на них людей. Это перспективное дело: судовая навигация достигла невероятного уровня, а системы безопасности позорно отстают. И все эти великолепные плавучие дворцы совершенно беззащитны перед хакерами.
Майкл Эванс тоже сильно нервничает по этому поводу. Он человек небедный, Evans Property Group входит в число крупнейших девелоперских компаний Британии. Эванс одолжил свою шестидесятипятиметровую яхту White Rose of Drachs стоимостью шестьдесят миллионов фунтов студентам магистратуры Техасского университета и их профессору Тодду Хамфрису — для эксперимента, который заставил индустрию вздрогнуть. Хамфрис и его молодые люди с кафедр аэрокосмической инженерии и механики использовали спрятанное в чемоданчике устройство для перехвата сигнала GPS с White Rose of Drachs, шедшей из Монако на остров Родос. Они загрузили в навигационную систему яхты новые данные — и капитан, даже не понимая, что делает, изменил курс. «До этого эксперимента я не представлял себе, насколько просто развернуть морское судно — и как сложно распознать вмешательство хакера», — радостно сообщил владельцу профессор Хамфрис.
Суперъяхта — это дрейфующее государство, где, как в любом современном государстве, все системы держатся на интернете. Мальчикам, которым хватает денег на игрушки, хочется хвастаться друг перед другом плавучими гаджетами. Коллекция современного искусства на борту доставит удовольствие только владельцу и редким специалистам, а главный козырь в соревновании с мальчиками любого возраста — это технологии, технологии, технологии. Представьте себе, что в одном классе средней школы собрались Ларри Эллисон из Oracle, сооснователь Microsoft Пол Аллен, Дэвид Геффен (Geffen Records), владелец британской сети универмагов BHS сэр Филип Грин, король парковок сэр Дональд Гослинг, крепкий пул русских миллиардеров — и они на переменках меряются своими яхтами. Главных параметров в соревновании два: размер и чудо-функции, которые включаются нажатием кнопки на пульте или просто мановением руки. «Суть суперъяхты в том, что это ваше неприкосновенное святилище, — напомнил нам один крупный брокер. — Владельцы платят огромные деньги за территорию, недоступную для окружающего мира». Ирония в том, что, чем круче гаджет, чем больше функций у яхты автоматизировано, тем проще хакеру перехватить управление.
Мало какие лодки сравнятся уровнем внедренных в них технологий с Eclipse Романа Абрамовича. Роману Аркадьевичу пятьдесят один год, и стоит он, по последним подсчетам Forbes, $11,5 млрд. Футбольный клуб Chelsea требует, конечно, немалых расходов, но это Абрамовича не разорило и в яхту он вложился бескомпромиссно. Четыре долгих года над Eclipse работала гамбургская верфь Blohm & Voss — и в 2011‑м бережно передала хозяину. В народе ее называют «яхта за полтора миллиарда», но это преувеличение. Если верить источникам в отрасли, стоимость контракта составляла $524 млн, плюс допоборудование, затраты на которые подсчитать мы не беремся. Длина лодки 162,5 м, что всего на 17,5 м короче двух футбольных полей. Девять палуб, два плавательных бассейна, две вертолетные площадки, целый флот катеров и прочих плавучих игрушек, включая, конечно же, гидроциклы. Персонал с шеф-поварами и горничными насчитывает семьдесят человек, кают хватит для тридцати шести гостей. На нижней палубе имеется огромное помещение, которое можно использовать в качестве художественной галереи. Даша Жукова (они с Абрамовичем поженились в 2008 году, когда Eclipse строилась,