На балансе: тест Audi SQ5
Такие нынче времена: если у автомобиля под капотом шесть цилиндров, то его уже можно называть спортивным. Ведь Audi Q5, например, доступен только с бензиновой 249-сильной «четвёркой». Совсем другое дело – его модификация под названием SQ5, которая получила 354-сильную «шестёрку» и много других полезных деталей с ваговского склада!
Краеугольный камень заряженного кроссовера – новый двигатель V6 с индексом ЕА839. На смену механическому компрессору, который использовался в моторе SQ5 предыдущего поколения, пришёл двухпоточный турбонагнетатель Garrett с максимальным давлением 1,5 бара. Выпускные патрубки двух головок блоков цилиндров проходят в выпускной коллектор и корпус турбонагнетателя по отдельности, соединяясь только перед колесом турбины. Это помогает оптимизировать потоки выхлопных газов для лучшей отзывчивости турбины, а с целью уменьшения времени отклика на педаль газа твинскрольный турбонагнетатель расположен прямо в 90-градусном развале V-образного блока цилиндров, между головками блока.
Решение эффективное, но, как показывает опыт другой немецкой марки, весьма неоднозначное с точки зрения теплового режима работы двигателя. Чтобы избежать перегрева, в Audi усилили электропроводку, шланги и трубопроводы, а также поработали над воздушным охлаждением агрегатов: сконструировали специальные направляющие над радиатором, которые направляют набегающий воздух под декоративную крышку мотора и выводят его перед моторным щитом.
Блок цилиндров и головка блока имеют отдельные контуры охлаждения. После холодного пуска насос с регулируемой производительностью контролирует поток охлаждающей жидкости, циркулирующей в двигателе, что позволяет максимально быстро прогреть масло до рабочей температуры. Выпускной коллектор встроен в головку блока и омывается охлаждающей жидкостью, что одновременно позволяет мотору и быстрее прогреваться, и снижать температуру отработавших газов. Понижена и точка термостатирования, причём она стала динамической! В обычных условиях это 105 градусов, а в жёстких условиях или в режиме Dynamic силового агрегата она опускается до 90.
И на десерт – особенно актуальная в условиях нынешних цен на бензин штука: новый метод сжигания топлива, так называемый «Б-цикл». Известный как цикл Миллера, он отличается искусственно укороченной фазой сжатия, благодаря чему значительно увеличивается базовая степень сжатия мотора. За счет более продолжительного по сравнению со сжатием такта расширения повышается эффективность сгорания топлива и, как следствие, повышается коэффициент полезного действия двигателя. При частичных нагрузках реализуется короткий промежуток открытия впускных клапанов на уровне 130 градусов поворота распределительного вала, при этом выпускной клапан также закрывается раньше, сокращая фазу впуска.