ОСАГО ищет перемен
Суммы страховых выплат в системе ОСАГО по итогам 2017 года выросли, а средняя стоимость приобретаемых полисов, напротив, уменьшилась. Чего ждать автовладельцам?
Либерализация рынка страхования ОСАГО может начаться уже в ближайшее время. Страховщики настаивают на том, что в системе страхования гражданской ответственности автовладельцев сложился дисбаланс – сумма собранных за год премий и средняя стоимость полиса по итогам 2017 года «ушли в минус», причем последняя – впервые с 2004 года. Согласно обнародованной Российским союзом автостраховщиков (РСА) статистике, в 2017 году средняя сумма страховой выплаты в системе ОСАГО выросла на 10% – до 75 763 рублей, а средняя сумма страховой премии, которую автовладельцы уплачивают за полис, напротив, снизилась на 4% – до 5 819 рублей против 6032 рублей.
По итогам 2017 года страховщики собрали 228,125 млрд рублей, что на 3% меньше, чем годом ранее. Выплатили пострадавшим в ДТП страховые компании 181 003 млрд рублей. До 2017 года объемы сборов страховщиков росли: рекордный показатель в 57% пришелся на 2015 год, когда тарифы «автогражданки» существенно повысились.
Однако, настаивают в РСА, эффект от этих мер на данный момент сошел на нет – особенно после введения приоритета ремонта пострадавших в ДТП автомобилей над денежными выплатами и обязательных для страховщиков продаж полисов в электронном виде.
Если прежний порядок денежных выплат предусматривал применение коэффициентов износа для пострадавших деталей, то восстановительный ремонт «по умолчанию» такой возможности не предусматривает – использовать подержанные или восстановленные детали автосервис, имеющий договор со страховой компанией, может лишь по соглашению владельца пострадавшего в ДТП автомобиля и страховщика.
«Ресурсы компаний уже исчерпаны, ведь при улучшении качества не менялся тариф. Поэтому в 2018 году необходимо запустить процесс либерализации тарифов в ОСАГО», – приводит пресс-служба РСА слова президента союза Игоря Юргенса.
Что может быть?
Ранее пакет поправок в законодательство, призванных сделать рынок «автогражданки» более гибким, был предложен Минфином. Он подразумевает, в частности, возможность установить ценовой коридор стоимости полиса ОСАГО. Предполагается, что страховые компании получат право корректировать его конечную цену за счет нескольких коэффициентов – но только в сторону снижения от предельной цены. Инициатива Минфина, в частности, предусматривает возможность применения телематических устройств, отслеживающих стиль вождения, а также введение коэффициента, «привязывающего» стоимость полиса к количеству грубых нарушений ПДД. Рассматриваются и другие поправочные коэффициенты.
Еще и оштрафуют?
Ужесточение ответственности за отсутствие страховки тоже может стать реальностью. На рассмотрение в Госдуму депутатом Сергеем Вострецовым внесен законопроект, предполагающий повышение штрафа за это нарушение с нынешних 800 до 5 000 рублей. Однако единого мнения на этот счет нет. Так, по мнению первого зампреда комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслава Лысакова, назначать максимально возможный штраф за такое нарушение нецелесообразно. «Никаких оснований назначать максимальный штраф за это деяние нет», – приводит его слова ТАСС.
Между тем, иные реформы рынка ОСАГО постепенно приносят плоды – в частности, уже более 33% участников ДТП по итогам 2017 года воспользовались «европротоколом», а сумма выплат в 2017-м по этой системе выросла на 21,8%.
Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС; ykarachev/Fotolia.com; Сайганов Александр/Фотобанк ЛОРИ; Дмитрий Серебряков, Кирилл Кухмарь/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl