Актуальная тема
Коэффициент раздора
Ловкачи научились зарабатывать на массовых проблемах со скидками на ОСАГО, предлагая сделать страховку дешевле обходным путем. Это вообще законно?
Коэффициенты бонус-малус в ОСАГО настолько у всех на слуху в последнее время, что водители, даже совершенно далекие от того чтобы разбираться в страховании, успели запомнить аббревиатуру КБМ. Все потому, что от КБМ зависит, будет автомобилист отдавать за ОСАГО, например, 18 тысяч рублей или всего 6-7 тысяч. Но с этими коэффициентами – куча проблем уже который год.
Пока они были небольшими и цена ОСАГО из-за неправильного применения КБМ никак не могла вырасти вдвое, всем было на эту тему плевать. Однако когда с началом экономических сложностей в стране страховщики пролоббировали и получили-таки одобрение на увеличение КБМ, ситуация изменилась.
Пик проблем пришелся на 2015 год, когда коэффициенты уже стали сильно влиять на итоговую цену страховки, а порядка с их применением не было совершенно никакого. Страховые компании вели себя, мягко говоря, некрасиво – выставляли высокие коэффициенты без всякого на то основания, таким образом делали ОСАГО дорогущей, а клиенту-водителю говорили: «докажи, что у тебя есть скидка!»
В основном «слетал» у страховых компаний или у нечистых на руку менеджеров коэффициент за безаварийную езду. Ведь отсутствие страховых случае за много лет – это то, что сложнее всего доказать. Прежде всего, из-за беспорядка в системе ОСАГО и не всегда корректной работы базы. Самое популярное требование страховщиков того периода – предъявить все полисы, полученные недовольным выставленным КБМ клиентом за время водительского стажа или владения автомобилями. Естественно, бумаги хранят единицы. Поэтому большинство, раз попробовав вернуть КБМ, уходили ни с чем.
Те, у кого старые полисы чудом все же находились, сталкивались с новой проблемой – с классическим «футболом», когда страховщик утверждал, что ошибка с коэффициентом изначально допущена не в его компании, а исправить «косяк» может только виновник. Особенно настойчивые водители решались, конечно, на мытарства по страховым. Но таких оставалось совсем уж мало, прежде всего потому, что на восстановление КБМ требовалось уж очень много времени и бензина.
Российский союз автостраховщиков, уставший оправдываться перед теми, у кого случайно или как-то еще «слетели» КБМ, ввел с 1 декабря 2015 упрощенный порядок корректировки коэффициентов. «Если автовладелец не согласен со значением коэффициента при расчете стоимости ОСАГО, то он может обратиться в свою страховую компанию или в ту компанию, с которой планирует заключить договор, с соответствующим заявлением. Если КБМ действительно применен неверно, компания исправит значение данного коэффициента. Таким упрощенным порядком [в 2016 году., – прим. ред.] воспользовались более 750 тыс. автовладельцев», – заявил Игорь Юргенс, президент Российского союза автостраховщиков.
Чудо за 500 рублей
Предприимчивые «решалы» воспользовались именно этим упрощенным порядком восстановления КБМ. Водители в основном не в курсе, что он существует, а о проблеме с КБМ, скорее всего слышали. Поэтому простой автомобилист, которому кажется, что его обманули при оформлении полиса, – и не так важно, правда это или нет – вполне может «повестись» на обещание «уменьшить КБМ с гарантией» или «восстановить КБМ за 1-3 дня». При этом водитель и не подумает, что все то же самое он может сделать сам за тот же срок, никому ни за что не платя.
За услугу ловкачи обычно просят около 500 рублей. Это, правда, при условии предоплаты. С постоплатой, как правило, дороже. Сервис «сначала документы, потом деньги», обходится уже в 1000 рублей. При предоплате гарантии, что за перечисленные с карты на карту или через платежные онлайн-сервисы деньги вам действительно пересчитают КБМ, конечно, нет. На некоторых сайтах можно увидеть данные владельца странички, но по большому счету, что вам даст знание фамилии того индивидуального предпринимателя, которому вы отправили деньги непонятно за что?
Водители, отправившие деньги и не получившие взамен никакого исправления КБМ, пишут, конечно, гневные отзывы на страничках, предлагавших услугу, но все без толку. Впрочем, постоплата тоже не дает никакой гарантии. Предприимчивые дельцы исправляют КБМ в… «фотошопе», получают свои 1000 рублей и исчезают до того, как обманутый водитель успеет приехать в страховую и узнать, что коэффициент у него не изменился.
Некоторые «решалы» поступают иначе. Они составляют пошаговую инструкцию, как восстановить КБМ и получить назад переплату за ОСАГО и просят «пожертвования» в размере 100 рублей за отправку схемы по e-mail. Кто-то, конечно, «ведется» и на это, не подозревая, что вся основная информация по исправлению коэффициентов есть на официальном сайте РСА.
Даже если «помогайки» не украли деньги и серьезно постарались представить интерес своего клиента и за 500 рублей оказать помощь в исправлении КБМ, их деятельность все равно противозаконна. Потому что доверенность на представление интересов водителя в страховой компании им ведь никто не дает! Весь «договор» оформляется онлайн, простым заполнением формы на сайте. На доверенность это никак не тянет.
Как же дельцы обходят это юридическое ограничение? Судя по всему, дело в «дружбе» со страховой компаний. А, может быть, «решалы» – вообще сотрудники страховых. Вот что наводит на эту мысль: на одном из сайтов «решала» предупреждает клиентов, мол, не пугайтесь, после оплаты вам придет письмо из такой-то страховой компании по поводу вашей заявки, ничего с этим не делайте, я разберусь.
При этом ни в одной из таких «лавочек», в которые мы позвонили, нам не согласились сделать «липовый» КБМ. Легенда «у меня маленький стаж и 4 аварии, можно ли их убрать из системы и сделать скидку на ОСАГО», не сработала. Везде отвечали примерно одно и то же «таким мы не занимаемся».
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl