Ford Model T празднует 110-летие

АвтоМирАвто

Черное золото

В сентябре самый известный в мире автомобиль, эпохальный Ford Model T, празднует 110-летие, а его потомок-бестселлер Focus тем временем разменял третий десяток

Текст Александр Катаев
Фото: Ford

Небо не всегда бывает синим, трава зеленой, а песок желтым. Вот и не все Ford T были черными. Изобретатель автомобильного конвейера Генри Форд не увлекался черной магией, не страдал дальтонизмом и перед запуском легендарной модели пробовал разные краски. Черная сохла быстрее других, это ускоряло поточное производство и стало главным аргументом в пользу вороного колера. Но через пару-тройку лет после дебюта модель обрела и другие цвета.

Первый экземпляр Ford T вышел 24 сентября 1908 года на заводе в Детройте. Последний сделали 25 мая 1927 года, и даже странно, что не покрасили в золотой – как символ принесенной прибыли.

Сам Генри Форд, которому на момент дебюта Model T было 45 лет, не считал зазорным ездить на своем ультрабюджетном

Т-образный

Первый многотиражный автомобиль по Форду задумывался неким оптимумом. Упрощенный для сборки, долговечный и ремонтопригодный, легкий – массой всего 880 кг, достаточно мощный, быстрый – с максимальной скоростью 72 км/ч и комфортный.

Нехитрая основа модели: два швеллера соединены выгнутыми поперечинами, к последним крепились поперечные же рессоры. Клиренс составлял внушительные 250 мм: в начале прошлого века в Америке насчитывалось уже два миллиона миль дорог, но лишь 7% из них ухоженных. На раме стоял кузов с деревянным каркасом, обшитый металлом, – закрытый или открытый.

Простота конструкции не означала ее примитивность. Тормоза, например, стояли только на задней оси. Зато 2,9-литровый 4-цилиндровый 22-сильный двигатель с увеличенной степенью сжатия впервые имел не составной блок, а цельнолитой с отдельной съемной головкой. Система смазки с разбрызгиванием и охлаждение без насоса применялись и на более дорогих моделях. Двухступенчатая планетарная коробка переключалась прогрессивно – педалями и рычагом. Кстати, органы управления своим детищем Форд организовал без оглядки на конкурентов, с расчетом на удобство и в угоду все той же технологии массового производства. Поначалу водить Model T считалось особым умением. Дроссель регулировался рычажком. Рычаг передач служил одновременно для блокировки ручного тормоза, педалью сцепления приходилось ловить «нейтраль», а соседняя включала задний ход. Электрический стартер появился лишь спустя десятилетие от начала производства. Первые владельцы обходились рукояткой «кривого».

Мили миллионов

Дебют Model T состоялся на автосалоне в Нью-Йорке и вызвал огромный интерес публики. Сказывалась скромная автомобилизация страны – одна машина на 800 человек. А новый Ford оказался доступным! Совет директоров компании предполагал, что машина должна стоить в рамках $2500–5000, но Форд не без труда отвоевал ценники $850 за базовый вариант и $825 за открытый. А в 1911 году, когда фирма предлагала уже шесть модификаций, стартовую цену еще и снизили до $590 за двухместную открытую версию Torpedo.

Оглушительный успех! За первый год производства продали сразу 10 067 экземпляров. С появлением T распространились такси и фуд-траки. Вдобавок машины использовали как кемперы, тракторы, локомотивы и стационарные силовые установки. На повсеместном бездорожье Ford T творил чудеса проходимости. И действительно оказался надежным. Вот так Ford Model T поставил Америку на колеса. В год его дебюта парк насчитывал 200 тыс. автомобилей, а через пятилетку уже миллион. Модель стала и первой глобальной, завоевала другие страны – от Финляндии до Египта. Общий тираж «Жестяной Лиззи», как прозвали ее владельцы, – 15 000 000. Рекорд побил лишь Volkswagen Beetle в 70-х, но это уже другая история.

И это все о нем

Фокусы продолжаются

Ford Focus, наследника модели Escort, представили в Европе в 1998 году. Благодаря стилю New Edge он получился очень ярким, вдобавок установив новую планку уровня ходовых качеств для сегмента «С». Производство наладили в немецком Саарлуисе, позже в Америке, Мексике, Тайване. В 2002-м началась сборка и в России, где Focus целых семь лет был самым продаваемым зарубежным автомобилем. Ford Focus сделал отличную карьеру. В 1999 году тираж составил уже 100 тыс., и новичок заменил Escort на чемпионате WRC. 2002-й – появились форсированные версии SVT для Америки и ST170 для Европы.

2004-й – тираж 2 млн, дебют второго поколения. 2006-й – купе-кабриолет совместной разработки с ателье Pininfarina. 2009-й – яростная версия RS. 2010-й – тираж в 9,2 млн и очередная смена поколений. Эксперты и автовладельцы по достоинству оценили ходовые качества нового автомобиля. В прошлом году на заводе во Всеволожске выпустили 750-тысячный Focus – SW в комплектации Titanium с двигателем EcoBoost (1,5 л, 150 л.с.) и 6-ступенчатой АКП.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Путевые заметки Путевые заметки

Как сделать путешествие на автомобиле запоминающимся позитивными эмоциями

АвтоМир
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Жизнь на колесах Жизнь на колесах

Вэнлайф в России – жизнь в поисках смысла, лета и новых впечатлений

Автопилот
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Художник и знаток Художник и знаток

Как художники Возрождения помогали ученым, а порой и опережали их в изысканиях

Вокруг света
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Вот оно какое, наше лето Вот оно какое, наше лето

Чем занять ребенка на даче: советы для детей любого возраста

Лиза
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Как накормить искусственный интеллект Как накормить искусственный интеллект

Как обеспечить непрерывную работу ИИ и центров обработки данных?

Ведомости
Музей как увлечение Музей как увлечение

Единственный в своем роде: музей при Институте космических исследований РАН

Знание – сила
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Поверив Гомеру… Поверив Гомеру…

Действительно ли Троя — это тот город, о котором идёт речь в «Илиаде»?

Дилетант
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Открыть в приложении