Поэты соцреализма: 12 фильмов братьев Дарденн — от худшего к лучшему
17 ноября в российский прокат вышла драма «Тори и Локита», новый фильм Жан-Пьера и Люка Дарденнов. Обладатели двух «Золотых пальмовых ветвей» и несчитаного количества других наград привели социальный реализм к идеальной кинематографической форме, в которой их фирменный поэтический киноязык подчеркивает переизбыток жестокости и недостаток эмпатии в окружающем мире, а хлесткий, всегда оригинальный и лаконичный сюжет неминуемо подводит к эмоциональному катарсису. Число последователей гиперреалистичного, полудокументального подхода братьев растет с каждым поколением: Шон Бэйкер, братья Сэфди, Элайза Хиттман, Андреа Арнольд и десяток куда менее известных имен, в свою очередь доказывающих неповторимость братьев Дарденн. На счету режиссерского тандема 12 картин, и мы рассмотрим каждую из них — от худшей к лучшей.
12 «Двуличный», 1987
Многие неслучайно заблуждаются, что братья-бельгийцы громогласно дебютировали в большом кино с «Обещания», но и у гениев есть свои скелеты в шкафу. За девять лет до каннского прорыва незаметно вышел фильм «Двуличный», который вместе с последующей картиной «Я думаю о вас» Дарденны старательно пытаются забыть. Наверное, неспроста. Кино совсем не похоже на Дарденнов, больше напоминает студенческий фильм с обилием тяжеловесных диалогов, режущим глаз монтажом и театральной претенциозностью. По сюжету только что почивший еврей, когда-то выживший в холокосте, встречается в загробном мире (который выглядит как аэропорт) со своими родственниками, чтобы обсудить ужасы Второй мировой. В этом фильме буквально всё противоречит тому, за что мы полюбили кинематограф братьев Дарденн, и, кажется, он сполна заслужил свое забвение.
11«Я думаю о вас», 1992
Еще один фильм, в существовании которого не хотят признаваться ни Дарденны, ни их фанаты. Но «Я думаю о вас» существует, и он может вам навредить. Во многом за счет своей вопиющей мелодраматичности, от которой братья так резко откажутся, когда переизобретут себя заново четыре года спустя. Пока же перед нами история того, как заботливая жена пытается вернуть вкус к жизни у только что уволенного с работы мужа, почувствовавшего себя бесполезным. Кое-что здесь все же предвещает будущий стиль режиссеров: события развиваются в их родном индустриальном городке, а вопрос безработицы в современной Бельгии еще не раз встанет ребром в последующих фильмах (а в «Двух днях, одной ночи» и вовсе станет магистральной темой).
10«Молодой Ахмед», 2019
Фильм — предшественник «Тори и Локиты», который многих заставил переживать, а не выдохлись ли братья Дарденн. Подросток-старшеклассник Ахмед под воздействием авторитарного имама превращается из послушного мусульманина в радикального экстремиста, трактуя Священное Писание как призыв к воинствующим действиям. Несмотря на болезненные темы террористической угрозы и не теряющего актуальности подросткового гнева, первая полноценная попытка братьев поговорить со своим зрителем о религии не совсем удалась. Причин может быть несколько: отсутствие актерской химии, без которой герои кажутся оторванными от фильма; слабый финал без намека на катарсис, а ведь до этого бельгийцы всегда славились своими бьющими наотмашь концовками; наконец сам главный герой. Персонажи братьев Дарденн бывают жестокими, бунтующими, гнусными, коварными и неприятными, но они никогда не были настолько глупыми, как молодой Ахмед.
9«Неизвестная», 2016
Несмотря на то что криминальный мир всегда оставался на периферии в творчестве бельгийцев, полноценный заход на территорию триллеров они совершили только в фильме «Неизвестная». Впрочем, не очень удачно. После завершения рабочего дня женщина-доктор Женни решает не открывать дверь кабинета какой-то незнакомке, а на следующий день сообщают, что тело той женщины нашли недалеко от клиники Женни. Теперь девушка винит себя в смерти неизвестной и решает выяснить, кем же та все-таки была. Снятая в родном для братьев Льеже история про угрызение совести и фатальное переплетение человеческих судеб лучше работает как психологический портрет морально опустошенного врача, чье призвание — спасать жизни, а не наоборот. Но Дарденны зацикливаются на детективной линии, которая ничем особо не цепляет, даже с учетом завораживающей Адель Энель в главной роли.