Чем и почему пахнут богатство и бедность: объяснение нейропсихолога
Запахи — это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Они все время окружают нас в различных формах и контекстах: от аромата утреннего кофе и свежего круассана до запаха дорогого парфюма. При этом запахи не только позволяют приобрести определенный сенсорный опыт, но и меняют наше настроение, активируют память и даже влияют на наше восприятие чужого социального статуса. Разбираемся, каким образом это происходит.
Ароматы — это мощное средство коммуникации, отражающее не только наши предпочтения и индивидуальность, но и наш общественный статус и финансовое положение. Они являются своего рода метафорой бедности и богатства.
Согласно данным The Sense of Smell Institute, ароматы остаются в нашей памяти в виде эмоциональных якорей: долговременная память хранит их в виде ментальной диорамы, ассоциируя каждый с определенными эмоциями, состояниями, событиями, местами, людьми, растениями или животными. Информация о запахе, который мы чувствуем и распознаем, поступает в головной мозг и там моментально распознается как опасный или безопасный, приятный или неприятный, свой или чужой по тем образам, которые его сопровождают.
Таким образом, для формирования связи между ароматом и социальным статусом другого человека важны четыре следующих фактора:
-
Эмоции: приятные запахи поднимают настроение, тогда как неприятные могут вызывать отвращение, тревогу или гнев — и эти реакции мы переносим от того, кто излучает соответствующий аромат.
-
Память: ароматы обрабатываются в миндалине и гиппокампе — структурах мозга, отвечающих за эмоции и память, поэтому они очень тесно связаны с нашими воспоминаниями и вызывают такие яркие ассоциации.
-
Условные рефлексы: мозг ассоциирует определенные ароматы с принадлежностью к низшему или высшему классу, так как чаще сталкивается с их совместной встречаемостью. Так вырабатываются условные рефлексы.