Как в прошлом году менялись предпочтения покупателей

АгроинвесторБизнес

Потребители пересмотрели рацион

Как в прошлом году менялись предпочтения покупателей

Татьяна Кулистикова

Фото: Shutterstock

В 2022 году на фоне очередного кризиса усилился рациональный подход потребителей к выбору продуктов питания. Главным трендом в условиях роста цен и снижения доходов по-прежнему остается экономия — как за счет поиска более дешевых товаров, так и за счет сокращения объема покупок. Однако в состоянии перманентного стресса и неопределенности еда нередко становится едва ли не единственным способом побаловать себя, так что, несмотря ни на что, потребители не отказываются и от более дорогих товаров.

В кризис потребители традиционно начинают менять привычки и вынужденно экономить. И хотя продуктов питания как базовой потребности это касается далеко не в первую очередь, в условиях падения реальных располагаемых доходов, высокой инфляции и общей неопределенности в связи со сложной геополитической обстановкой структура и модель выбора продовольствия корректируются. По словам исполнительного директора ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрия Вострикова, в 2022 году потребители стали больше экономить, в том числе на продуктах питания, сочетая разные модели: это и переход на собственные торговые марки сетей (СТМ) или более дешевые бренды/товары, и покупки в хард-дискаунтерах, и поиск более выгодных предложений (акций и промо) как в офлайн, так и в онлайн-каналах. Также отмечается посещение большего количества торговых точек для закупки необходимых товаров по минимальным ценам. «Усиление экономии прежде всего связано с высокой инфляцией, особенно характерной для первого полугодия, сопровождающейся снижением реальных доходов населения, — говорит он. — По данным аналитиков, растет процентное соотношение затрат населения на продукты питания, и это подталкивает к пересмотру покупок еды».

Продукты питания составляют самую большую статью расходов в бюджете российских семей, в среднем на них тратят 35 % бюджета, комментирует директор направления маркетинговых исследований Аналитического центра НАФИ Наталья Кузнецова. В случае финансовых трудностей две трети россиян (66 %) начинают экономить, и, естественно, это отражается на покупке продуктов питания. При этом женщины демонстрируют большую готовность серьез ́ - но сокращать текущие расходы, чем мужчины (72 % против 60 % соответственно), приводит данные она. «Однако экономия не единственный способ преодоления кризисных ситуаций. Более половины россиян не готовы сокращать свои расходы, а начинают искать дополнительные доходы, — добавляет Кузнецова. — Четверть населения (25 %) также не экономят, а начинают тратить свою “подушку безопасности”».

Как следует из материалов финансовой онлайн-платформы Webbankir, на которые ссылается ТАСС, в декабре 48,3 % российских семей тратили от 25 до 50 % своих доходов на продукты питания, коммунальные платежи и транспорт. 17,3 % семей удовлетворение базовых потребностей обходится в 50–75 % доходов. В марте доля тех, кто расходует на самое необходимое 25– 50 % бюджета, была значительно меньше — всего 31,2 %. При этом 50–75 % на базовые нужды тогда тратила примерно каждая пятая семья. Доля респондентов, которые признавали, что им не хватает денег даже на самое необходимое, в марте составляла 17,4 %, в декабре — 6,3 %. Webbankir считает, что подобные результаты говорят об адаптации россиян к текущим экономическим условиям.

«Согласно нашему последнему исследованию по изучению потребительских предпочтений россиян, в ноябре мы наблюдали постепенную стабилизацию ожидаемых расходов на продовольственные товары: 50 % опрошенных рассчитывают, что их траты в ближайшие полгода не изменятся, при этом 34 % ожидают их увеличения, — рассказывает директор практики розничной торговли компании «Технологии Доверия» Алексей Шеховцов. — Для сравнения, в мае лишь 39 % респондентов ожидали, что расходы останутся неизменны, 49 % думали, что они увеличатся».

Потребители в поисках промо

По словам Вострикова, в первую очередь в 2022 году сокращались покупки товаров в среднем ценовом сегменте. «Можно отметить переключение потребительского спроса на более дешевые товары внутри разных категорий. Хотя спрос на базовые продукты не снижается, но и его рост в ближайшее время мы не прогнозируем», — говорит он.

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) видит повышение спроса на товары низкого ценового сегмента и ощутимое снижение интереса к более дорогим продуктам питания. Внутри категорий идет перераспределение спроса в сторону ключевых товаров: например, в молочной категории снижаются продажи творожных десертов, питьевых йогуртов, при этом сохраняется устойчивый спрос на сливочное масло, молоко и сметану, рассказывает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. «На сдержанный спрос влияет бережливый подход потребителей: в условиях неопределенности люди стараются тратить меньше», — поясняет он.

При этом, обращает внимание Караваев, бережливость потребителей проявляется не столько в отказе от покупки каких-то товаров, сколько в повышенном внимании к акциям и промо: доля продаж товаров со скидками в торговых сетях сейчас превышает 50 %. «В таких категориях, как чай, кофе, макаронные изделия, доля промо достигает 70–80 %», — добавляет он.

В третьем квартале 2022 года доля промопродаж товаров повседневного спроса у офлайн-ритейлеров восстановилась после резкого падения в марте — апреле и составила 51,4 % в денежном выражении, оценивает NielsenIQ. За аналогичный период 2021 года доля промо составляла 48,5 %. Среди продовольственных товаров доля промо больше всего в категориях растворимого кофе (78 %), чая (75 %) и развесных шоколадных конфет (72 %).

Исследования НАФИ показывают, что за последний год усилился рациональный подход россиян к выбору продуктов питания. Традиционно для большинства главными факторами при выборе продовольствия являются вкус (89 %), цена (87 %), возможность купить товар по акции (83 %), срок годности (82 %), приводит данные Кузнецова. В течение 2022 года влияние этих факторов при принятии решения о покупке усиливалось. В то же время популярность бренда (50 %), экологичность упаковки (52 %) и красивый внешний вид (54 %) отходят на второй план, их влияние на выбор постепенно снижается.

Основными факторами, влияющими на выбор магазина для покупки продовольственных товаров, в 2022 году были уровень цен и представленный ассортимент. При выборе товара потребители в основном ориентируются на стоимость и качество, вторит ей Шеховцов.

Представитель группы «Черкизово» соглашается, что экономия — главный тренд 2022 года в потребительском поведении. «Мы видим рост продаж продукции эконом-сегмента, увеличение доли промо. Кроме того, потребитель расширяет количество посещаемых магазинов и покупаемых брендов, стремясь найти более выгодное предложение», — отмечает он. В частности, компания фиксирует рост продаж через дискаунтеры — «Светофор», «Доброцен», Smart и т. д. При этом продолжается развитие сегмента электронной торговли, где цены хотя и выше, чем в минимаркетах и супермаркетах, однако доля промо больше.

При этом нельзя говорить, что премиальный сегмент умирает, обращает внимание представитель «Черкизово». «Еда остается быстрым и доступным способом снять стресс, успокоиться и побаловать себя, — поясняет он. — Во многом по этой причине мы видим, что продажи мясной продукции в целом сохранились на уровне 2021 года. При этом растет реализация сырокопченых колбас в нарезке и мясных снеков. В категории колбасных изделий также обозначился переход потребителей на меньший формат упаковки».

Определенные слои потребителей начали экономить, подтверждает представитель группы «Продо», впрочем, подобная тенденция наметилась еще в предыдущие годы. Все большей популярностью пользуются акционные товары, специальные предложения и т. д. «Однако утверждать, что это единственная тенденция на рынке, нельзя. В 2022 году у группы “Продо” росли продажи продукции как низкоценовых, так и премиальных брендов. Например, был явный рост спроса на продукцию бренда “Добрый продукт” в Башкортостане. При этом продажи среднеценового бренда продукции из мяса птицы “Троекурово” увеличивались во всех регионах присутствия, — рассказывает представитель компании. — Продажи высокоценового бренда колбасных изделий “Клинский” заметно прибавили в Московском регионе. Также рос высокоценовой бренд мясных деликатесов “Черный кабан”».

Особенно активно спрос увеличивался в летний период. В этом году потребители в основном проводили отпуска дома, и многие люди стремились побаловать себя. «Качественные продукты из мяса птицы, колбасные изделия и мясные деликатесы — это простой способ сделать приятное себе, своим близким и обязательный атрибут выездов на природу, вечеринок на даче», — говорит представитель «Продо».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Юрий Шлыков: «Когда подал Любимову заявление об уходе, ор стоял, наверное, неделю...» Юрий Шлыков: «Когда подал Любимову заявление об уходе, ор стоял, наверное, неделю...»

Юрий Шлыков — о том, как разговор с Кирой Муратовой перевернул его жизнь

Коллекция. Караван историй
Загадка единственной в мире легковой амфибии: история “Амфикара” Загадка единственной в мире легковой амфибии: история “Амфикара”

Почему мир не знает легковых автомобилей-амфибий?

ТехИнсайдер
«Момент истины»: что значит утро после первого секса — интервью социолога «Момент истины»: что значит утро после первого секса — интервью социолога

Первым совместным утром начинает яснее видеться продолжение завязавшейся истории

Psychologies
В чем смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина В чем смысл «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина

Итак, на каком уровне мы воспринимаем пушкинскую «сказку о рыбаке и рыбке»?

СНОБ
3 элемента, которых часто не хватает нашему организму 3 элемента, которых часто не хватает нашему организму

Плохое самочувствие может быть из-за нехватки определенных витаминов и минералов

ТехИнсайдер
20 мифов об алкоголе, в которые пора бы перестать верить 20 мифов об алкоголе, в которые пора бы перестать верить

Задаем странные вопросы врачу-токсикологу Алексею Водовозову

Maxim
Сорок лет лет триумфу Mercedes на «Дакаре» Сорок лет лет триумфу Mercedes на «Дакаре»

На подиум ралли-рейда «Париж-Дакар» въехал Mercedes-Benz

4x4 Club
Смартфон упал в снег: в чем опасность и как спасать девайс Смартфон упал в снег: в чем опасность и как спасать девайс

Рассказываем, как не продавать почку, чтобы оплатить ремонт.

Maxim
Курманджан-датка: как некоронованная степная царица управляла армией джигитов Курманджан-датка: как некоронованная степная царица управляла армией джигитов

Эта женщина построила головокружительную политическую карьеру в исламском мире

Forbes
Страшная трагедия СССР: тайна крушения парохода «Адмирал Нахимов», в котором погибло почти 500 человек Страшная трагедия СССР: тайна крушения парохода «Адмирал Нахимов», в котором погибло почти 500 человек

31 августа 1986 года в акватории Новороссийской бухты столкнулись два судна

ТехИнсайдер
Как видеоигры помогают нам стать лучше: разбор 6 основных жанров Как видеоигры помогают нам стать лучше: разбор 6 основных жанров

Каждый из жанров видеоигр может быть использован для саморазвития

Psychologies
Горячие фото звезд, на которые потрачено 10 млрд долларов Горячие фото звезд, на которые потрачено 10 млрд долларов

Для нас с тобой эти картинки — просто завораживающие виды

Maxim
Как повесить телевизор на стену: подробная инструкция и несколько лайфхаков Как повесить телевизор на стену: подробная инструкция и несколько лайфхаков

Как правильно повесить телевизор на стену: что нужно учесть заранее

CHIP
Изабелла Мальдонадо: «Високосный убийца». Захватывающий триллер о работе профайлеров Изабелла Мальдонадо: «Високосный убийца». Захватывающий триллер о работе профайлеров

Отрывок из детектива о маньяке, который совершал убийства каждое 29 февраля

СНОБ
Что я знаю о папе: часть 1. Бумажные куклы Что я знаю о папе: часть 1. Бумажные куклы

Рассказ Яны Верзун «Папа»

Psychologies
Не бро ты мне: что делать, если тебе не нравятся его друзья Не бро ты мне: что делать, если тебе не нравятся его друзья

Как научиться принимать и уважать друзей своего партнера

VOICE
Как выходцы из «Яндекса» придумали помощника для сборки Lego и привлекли $1,6 млн Как выходцы из «Яндекса» придумали помощника для сборки Lego и привлекли $1,6 млн

Как выходцы из «Яндекса» запустили успешное приложение Brickit

Forbes
Лекарство от астмы оказалось способно возвращать утраченные воспоминания Лекарство от астмы оказалось способно возвращать утраченные воспоминания

«Забытые» воспоминания могут быть восстановлены

ТехИнсайдер
Украденные эмбрионы: россиянки платили миллионы ради материнства, но остались ни с чем Украденные эмбрионы: россиянки платили миллионы ради материнства, но остались ни с чем

В России разразился еще один «суррогатный» скандал

Psychologies
Зачем советские люди вешали ковры на стену? Не для красоты, как вы могли подумать! Зачем советские люди вешали ковры на стену? Не для красоты, как вы могли подумать!

Его рассматривали, на него откладывали деньги, им хвалились перед гостями

ТехИнсайдер
«Нежность недооценена»: зачем нужна забота в отношениях — личное мнение «Нежность недооценена»: зачем нужна забота в отношениях — личное мнение

Нежность — одна из недооцененных эмоций нашего несентиментального времени

Psychologies
Воплощенный хаос и смерть материи: как Пабло Пикассо создал «Гернику» за 33 дня Воплощенный хаос и смерть материи: как Пабло Пикассо создал «Гернику» за 33 дня

Глава из книги «Испания от И до Я», посвященная «Гернике» Пикассо

Forbes
Почему россияне массово бегут смотреть «Чебурашку»? Объясняет психолог Почему россияне массово бегут смотреть «Чебурашку»? Объясняет психолог

Фильм с любимым с детства героем оказывается неожиданно своевременным

Psychologies
Владимир Чистяков Владимир Чистяков

«Сноб» обсудил с Владимиром Чистяковым амбиции, санкции и жареные пельмени

СНОБ
Ревность без причины — признак абьюза: объясняет психолог Ревность без причины — признак абьюза: объясняет психолог

Как держать в узде свои эмоции и не стать ревнивым абьюзером

Psychologies
8 неожиданных методов использования горчичного порошка в быту: полезные советы для дома и дачи 8 неожиданных методов использования горчичного порошка в быту: полезные советы для дома и дачи

Горчичный порошок сделает все, что угодно!

ТехИнсайдер
Викинги целое столетие не могли победить небольшой монастырь в Кенте Викинги целое столетие не могли победить небольшой монастырь в Кенте

Монастырь Лайминдж сопротивлялся разрушению викингами почти столетие

ТехИнсайдер
Преодоление раскисшего просёлка. Полезные советы Преодоление раскисшего просёлка. Полезные советы

Как правильно использовать рисунок протектора грязевой резины

4x4 Club
Не выходя из дома Не выходя из дома

15 способов найти достойную работу на фрилансе

Лиза
Неправильный огород Неправильный огород

Как называть серавая, который высаживает странные цветы просто ради красоты?

Вокруг света
Открыть в приложении