Как в прошлом году менялись предпочтения покупателей

АгроинвесторБизнес

Потребители пересмотрели рацион

Как в прошлом году менялись предпочтения покупателей

Татьяна Кулистикова

Фото: Shutterstock

В 2022 году на фоне очередного кризиса усилился рациональный подход потребителей к выбору продуктов питания. Главным трендом в условиях роста цен и снижения доходов по-прежнему остается экономия — как за счет поиска более дешевых товаров, так и за счет сокращения объема покупок. Однако в состоянии перманентного стресса и неопределенности еда нередко становится едва ли не единственным способом побаловать себя, так что, несмотря ни на что, потребители не отказываются и от более дорогих товаров.

В кризис потребители традиционно начинают менять привычки и вынужденно экономить. И хотя продуктов питания как базовой потребности это касается далеко не в первую очередь, в условиях падения реальных располагаемых доходов, высокой инфляции и общей неопределенности в связи со сложной геополитической обстановкой структура и модель выбора продовольствия корректируются. По словам исполнительного директора ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрия Вострикова, в 2022 году потребители стали больше экономить, в том числе на продуктах питания, сочетая разные модели: это и переход на собственные торговые марки сетей (СТМ) или более дешевые бренды/товары, и покупки в хард-дискаунтерах, и поиск более выгодных предложений (акций и промо) как в офлайн, так и в онлайн-каналах. Также отмечается посещение большего количества торговых точек для закупки необходимых товаров по минимальным ценам. «Усиление экономии прежде всего связано с высокой инфляцией, особенно характерной для первого полугодия, сопровождающейся снижением реальных доходов населения, — говорит он. — По данным аналитиков, растет процентное соотношение затрат населения на продукты питания, и это подталкивает к пересмотру покупок еды».

Продукты питания составляют самую большую статью расходов в бюджете российских семей, в среднем на них тратят 35 % бюджета, комментирует директор направления маркетинговых исследований Аналитического центра НАФИ Наталья Кузнецова. В случае финансовых трудностей две трети россиян (66 %) начинают экономить, и, естественно, это отражается на покупке продуктов питания. При этом женщины демонстрируют большую готовность серьез ́ - но сокращать текущие расходы, чем мужчины (72 % против 60 % соответственно), приводит данные она. «Однако экономия не единственный способ преодоления кризисных ситуаций. Более половины россиян не готовы сокращать свои расходы, а начинают искать дополнительные доходы, — добавляет Кузнецова. — Четверть населения (25 %) также не экономят, а начинают тратить свою “подушку безопасности”».

Как следует из материалов финансовой онлайн-платформы Webbankir, на которые ссылается ТАСС, в декабре 48,3 % российских семей тратили от 25 до 50 % своих доходов на продукты питания, коммунальные платежи и транспорт. 17,3 % семей удовлетворение базовых потребностей обходится в 50–75 % доходов. В марте доля тех, кто расходует на самое необходимое 25– 50 % бюджета, была значительно меньше — всего 31,2 %. При этом 50–75 % на базовые нужды тогда тратила примерно каждая пятая семья. Доля респондентов, которые признавали, что им не хватает денег даже на самое необходимое, в марте составляла 17,4 %, в декабре — 6,3 %. Webbankir считает, что подобные результаты говорят об адаптации россиян к текущим экономическим условиям.

«Согласно нашему последнему исследованию по изучению потребительских предпочтений россиян, в ноябре мы наблюдали постепенную стабилизацию ожидаемых расходов на продовольственные товары: 50 % опрошенных рассчитывают, что их траты в ближайшие полгода не изменятся, при этом 34 % ожидают их увеличения, — рассказывает директор практики розничной торговли компании «Технологии Доверия» Алексей Шеховцов. — Для сравнения, в мае лишь 39 % респондентов ожидали, что расходы останутся неизменны, 49 % думали, что они увеличатся».

Потребители в поисках промо

По словам Вострикова, в первую очередь в 2022 году сокращались покупки товаров в среднем ценовом сегменте. «Можно отметить переключение потребительского спроса на более дешевые товары внутри разных категорий. Хотя спрос на базовые продукты не снижается, но и его рост в ближайшее время мы не прогнозируем», — говорит он.

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) видит повышение спроса на товары низкого ценового сегмента и ощутимое снижение интереса к более дорогим продуктам питания. Внутри категорий идет перераспределение спроса в сторону ключевых товаров: например, в молочной категории снижаются продажи творожных десертов, питьевых йогуртов, при этом сохраняется устойчивый спрос на сливочное масло, молоко и сметану, рассказывает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. «На сдержанный спрос влияет бережливый подход потребителей: в условиях неопределенности люди стараются тратить меньше», — поясняет он.

При этом, обращает внимание Караваев, бережливость потребителей проявляется не столько в отказе от покупки каких-то товаров, сколько в повышенном внимании к акциям и промо: доля продаж товаров со скидками в торговых сетях сейчас превышает 50 %. «В таких категориях, как чай, кофе, макаронные изделия, доля промо достигает 70–80 %», — добавляет он.

В третьем квартале 2022 года доля промопродаж товаров повседневного спроса у офлайн-ритейлеров восстановилась после резкого падения в марте — апреле и составила 51,4 % в денежном выражении, оценивает NielsenIQ. За аналогичный период 2021 года доля промо составляла 48,5 %. Среди продовольственных товаров доля промо больше всего в категориях растворимого кофе (78 %), чая (75 %) и развесных шоколадных конфет (72 %).

Исследования НАФИ показывают, что за последний год усилился рациональный подход россиян к выбору продуктов питания. Традиционно для большинства главными факторами при выборе продовольствия являются вкус (89 %), цена (87 %), возможность купить товар по акции (83 %), срок годности (82 %), приводит данные Кузнецова. В течение 2022 года влияние этих факторов при принятии решения о покупке усиливалось. В то же время популярность бренда (50 %), экологичность упаковки (52 %) и красивый внешний вид (54 %) отходят на второй план, их влияние на выбор постепенно снижается.

Основными факторами, влияющими на выбор магазина для покупки продовольственных товаров, в 2022 году были уровень цен и представленный ассортимент. При выборе товара потребители в основном ориентируются на стоимость и качество, вторит ей Шеховцов.

Представитель группы «Черкизово» соглашается, что экономия — главный тренд 2022 года в потребительском поведении. «Мы видим рост продаж продукции эконом-сегмента, увеличение доли промо. Кроме того, потребитель расширяет количество посещаемых магазинов и покупаемых брендов, стремясь найти более выгодное предложение», — отмечает он. В частности, компания фиксирует рост продаж через дискаунтеры — «Светофор», «Доброцен», Smart и т. д. При этом продолжается развитие сегмента электронной торговли, где цены хотя и выше, чем в минимаркетах и супермаркетах, однако доля промо больше.

При этом нельзя говорить, что премиальный сегмент умирает, обращает внимание представитель «Черкизово». «Еда остается быстрым и доступным способом снять стресс, успокоиться и побаловать себя, — поясняет он. — Во многом по этой причине мы видим, что продажи мясной продукции в целом сохранились на уровне 2021 года. При этом растет реализация сырокопченых колбас в нарезке и мясных снеков. В категории колбасных изделий также обозначился переход потребителей на меньший формат упаковки».

Определенные слои потребителей начали экономить, подтверждает представитель группы «Продо», впрочем, подобная тенденция наметилась еще в предыдущие годы. Все большей популярностью пользуются акционные товары, специальные предложения и т. д. «Однако утверждать, что это единственная тенденция на рынке, нельзя. В 2022 году у группы “Продо” росли продажи продукции как низкоценовых, так и премиальных брендов. Например, был явный рост спроса на продукцию бренда “Добрый продукт” в Башкортостане. При этом продажи среднеценового бренда продукции из мяса птицы “Троекурово” увеличивались во всех регионах присутствия, — рассказывает представитель компании. — Продажи высокоценового бренда колбасных изделий “Клинский” заметно прибавили в Московском регионе. Также рос высокоценовой бренд мясных деликатесов “Черный кабан”».

Особенно активно спрос увеличивался в летний период. В этом году потребители в основном проводили отпуска дома, и многие люди стремились побаловать себя. «Качественные продукты из мяса птицы, колбасные изделия и мясные деликатесы — это простой способ сделать приятное себе, своим близким и обязательный атрибут выездов на природу, вечеринок на даче», — говорит представитель «Продо».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

9 книг, которые помогут чувствовать себя лучше в 2023 году 9 книг, которые помогут чувствовать себя лучше в 2023 году

Несколько книг, которые помогут почувствовать себя более спокойными

Inc.
Какие виды современных животных вошли в настоящий Какие виды современных животных вошли в настоящий

Действительно ли одни виды животных умнее других?

ТехИнсайдер
Рубль может объявить шах и мат доллару Рубль может объявить шах и мат доллару

Самыми вероятными кандидатами на смену доллару остаются юань и рубль

Эксперт
Из чего состоит компьютер. Какие устройства входят в состав персонального компьютера и каково их назначение? Подробный разбор и общие рекомендации Из чего состоит компьютер. Какие устройства входят в состав персонального компьютера и каково их назначение? Подробный разбор и общие рекомендации

Заглянуть в начинку компьютера будет полезно каждому

Цифровой океан
«Радость жизни стала исчезать»: прославившиеся в детстве знаменитости, которых эксплуатировали родители «Радость жизни стала исчезать»: прославившиеся в детстве знаменитости, которых эксплуатировали родители

Грустные и шокирующие истории некоторых знаменитостей

VOICE
Ла Монстра: как девочка весом 70 килограммов превратилась в живую игрушку для испанского короля Карла II Ла Монстра: как девочка весом 70 килограммов превратилась в живую игрушку для испанского короля Карла II

Каково это весить 70 килограммов, когда тебе всего шесть лет?

ТехИнсайдер
Из точки А в точку Б проверенным маршрутом | From A to B by a Proven Route Из точки А в точку Б проверенным маршрутом | From A to B by a Proven Route

Теория изменений как инструмент планирования и оценки

Позитивные изменения
Что я знаю о папе: часть 1. Бумажные куклы Что я знаю о папе: часть 1. Бумажные куклы

Рассказ Яны Верзун «Папа»

Psychologies
Редкая болезнь изменила жизнь. Необычная судьба девушки со слоновыми ногами Редкая болезнь изменила жизнь. Необычная судьба девушки со слоновыми ногами

Как для одной американки болезнь буквально стала испытанием длинною в жизнь

ТехИнсайдер
Audi Q3. Совершенство не может стоить дёшево Audi Q3. Совершенство не может стоить дёшево

Audi Q3: сильные и слабые стороны кроссовера

4x4 Club
Породы собак, которых нельзя держать в квартире Породы собак, которых нельзя держать в квартире

Если вы решили завести четырехлапого друга, подойдите к этому вопросу с умом!

ТехИнсайдер
По законам исторической драмы: как правда и вымысел сочетаются в сериале «Корона» По законам исторической драмы: как правда и вымысел сочетаются в сериале «Корона»

Что в сериале «Корона» соответствует действительности, а что — плод фантазии

Forbes
Пять крупнейших катастроф в истории Земли Пять крупнейших катастроф в истории Земли

С нашей старушкой планетой случались настоящие ужасы!

Maxim
Разоблачаем Менделеева: кто на самом деле изобрел водку и почему в ней 40 градусов Разоблачаем Менделеева: кто на самом деле изобрел водку и почему в ней 40 градусов

Откуда пошло поздравлять водку 31 января и почему это в корне неверно

Maxim
Законы возбуждения: можно ли приручить сексуальность — ответ психоаналитика Законы возбуждения: можно ли приручить сексуальность — ответ психоаналитика

«Почему я не хочу того, кого надо хотеть?»

Psychologies
Математики с помощью света научились мгновенно решать уравнения Математики с помощью света научились мгновенно решать уравнения

Свет поможет решать математические задачи быстрее, чем на обычном компьютере

ТехИнсайдер
Нам это (не) нужно? | Do We (Not) Need It? Нам это (не) нужно? | Do We (Not) Need It?

Оценка воздействия социальных предприятий в России

Позитивные изменения
Как бы выглядел дом, в котором могло жить все население Земли Как бы выглядел дом, в котором могло жить все население Земли

Собирай свои вещи, мы все переезжаем в дом, который будет строить весь мир!

ТехИнсайдер
Россиянам разрешили покупать авто в Белоруссии: там дешевле Россиянам разрешили покупать авто в Белоруссии: там дешевле

Белорусские автодилеры вновь начали продавать автомобили россиянам

РБК
Тестируем электромобиль Skywell ET5: почем бесплатное электричество? Тестируем электромобиль Skywell ET5: почем бесплатное электричество?

Тестируем электромобиль Skywell ET5 зимой и за городом

Maxim
Чем отличается чашка от кружки, заяц от кролика и еще 8 пар слов, которые постоянно путают Чем отличается чашка от кружки, заяц от кролика и еще 8 пар слов, которые постоянно путают

Разберемся же, наконец, чем отличается джем от варенья и не только

ТехИнсайдер
Когда уже пора подарить телефон ребенку: мнение ученых Когда уже пора подарить телефон ребенку: мнение ученых

Если ребенок давно просит личный телефон, стоит подумать об этом

ТехИнсайдер
Еда Еда

Фудмолл Vokzal 1853 — новая достопримечательность Петербурга

Собака.ru
Копните глубже: почему мы завидуем другим и не видим в них союзников Копните глубже: почему мы завидуем другим и не видим в них союзников

Как бороться с разрушительным чувством зависти

Forbes
Красноречив как Цицерон: как научиться выступать публично Красноречив как Цицерон: как научиться выступать публично

Какие приемы помогут покорить любую аудиторию?

Правила жизни
Мумия «золотого мальчика» была защищена 49 драгоценными амулетами, как показала компьютерная томография Мумия «золотого мальчика» была защищена 49 драгоценными амулетами, как показала компьютерная томография

Ученые "развернули" с помощью компьютерной томографии мумию «золотого мальчика»

ТехИнсайдер
Заработать на звездах: как финансовая астрология применяется в инвестициях Заработать на звездах: как финансовая астрология применяется в инвестициях

Как появилась финансовая астрология и почему такие услуги находят спрос

Forbes
ФБР, коллекция книг и геронтофилия. Факты о Мэрилин Монро ФБР, коллекция книг и геронтофилия. Факты о Мэрилин Монро

Знаменитая блондинка покорила весь мир, но оставалась непростым человеком

ТехИнсайдер
Tinder-разведка: как женщины пытаются защитить друг друга от опасных мэтчей Tinder-разведка: как женщины пытаются защитить друг друга от опасных мэтчей

Появились женские объединения, нацеленные на то, чтобы защититься от обманщиков

Forbes
Почему не стоит использовать гаджеты перед сном? Почему не стоит использовать гаджеты перед сном?

Почему специалисты не рекомендуют использовать гаджеты перед сном?

CHIP
Открыть в приложении