Почему растет рынок функциональных продуктов

АгроинвесторБизнес

Напитки с плюсом

Рынок функциональных продуктов растет опережающими темпами

Артур Хасанов

Shutterstock

Новые требования потребителей к тому, что они едят и пьют, влекут за собой изменение ассортимента производимого продовольствия. Предприятия пищепрома все чаще стараются выпускать продукты не только вкусные и полезные, но и наделенные особыми свойствами. Сектор безалкогольных напитков не исключение. Категория функциональной продукции в данном сегменте активно развивается, подстраиваясь под запросы покупателя. Об основных тенденциях развития рынка расскажет автор этой статьи.

В безалкогольной промышленности категория функциональных напитков сейчас является актуальным направлением, которое соответствует новым, узконаправленным запросам потребителей. Но что же это такое? Согласно определению, функциональный напиток — это жидкий пищевой продукт на основе воды, содержащий один или несколько функциональных пищевых ингредиентов в количестве, достаточном при систематическом употреблении для обеспечения благоприятного эффекта на физиологические функции организма человека, с добавлением или без добавления различных пищевых добавок и вкусоароматических веществ. Целью функционального питания является поддержание здоровья человека и снижение рисков возникновения различных заболеваний. При этом данная категория продуктов не относится к биологически активным добавкам и к лекарственным средствам.

Shutterstock

Согласно ГОСТ «Напитки функциональные. Общие технические условия», существуют два главных критерия, которые определяют принадлежность продукции к этой категории. Во-первых, содержание функциональных ингредиентов в 100 мл напитка или разовой порции должно составлять от 15 до 50 % суточной нормы. Во-вторых, в одной розничной таре не должно быть более 100 % от уровня рекомендуемого суточного потребления функциональных компонентов согласно регламентам и единым санитарным требованиям. Функциональные напитки, как и такие продукты в целом, вписываются в принципы здорового питания согласно федеральному закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Они представляют собой основные правила и положения, способствующие укреплению здоровья человека и будущих поколений, а также снижению рисков развития заболеваний.

Трудности классификации

Функциональные напитки могут быть разными, и единой их классификации в мире не существует. За рубежом, например, их делят на четыре группы: спортивные, энергетические, напитки здоровья и нутрицевтики. В подкатегории «Спортивные напитки» дополнительно выделяют изотоники, гипотоники, гипертоники. Подкатегория «Здоровье» является самой популярной среди потребителей и представляет собой продукцию, в составе которой витамины и минералы, а также пищевые волокна и жирные кислоты.

Российские исследователи этого рынка отмечают гораздо большее разнообразие функциональных напитков, что в то же время затрудняет классификацию. При этом одни и те же продукты могут принадлежать к разным группам. В целом также выделяются четыре основных вида: общеукрепляющего, профилактического, адаптогенного действия и напитки специального назначения.

Еще функциональные напитки можно условно разделить на такие категории, как протекторы (сосудо-, хондро-, гепато-, отко-), стимуляторы (энергетические, иммуно-, либидо-, общеукрепляющие и прочие), витаминные и минеральные напитки (снижающие риски возникновения алиментарных заболеваний, восполняющие дефициты, изотоники), биотики (содержащие поли- и олигосахариды, бактерии, биологически активные вещества), космецевтики (детоксиканты/антиоксиданты, коллагеновые напитки, anti-age-, для контроля веса и аппетита), адаптогены (противотревожные, для нормализации сна, ноотропы — для стимуляции когнитивных способностей, антиастенические, мнемотропные), а также комбинированные.

Кроме того, функциональные напитки могут быть газированные или нет, с использованием соков или на сахаре, низкокалорийные или бескалорийные, сухие и жидкие, на основе чайных экстрактов и так далее. Вариаций большое множество.

Факторы, определяющие спрос

Новые требования потребителей к продуктам питания и необходимость решения проблем через парадигму питания повлекли за собой тенденцию на персонализацию. Из-за повышения внимания к своему здоровью и стремления к хорошему самочувствию потребители чаще стали отдавать предпочтение напиткам, и продуктам в целом, которые не просто удовлетворяют жизненно необходимые потребности, такие как количество белков, жиров и углеводов, но и способны обеспечить их особыми преимуществами. В частности, повышением энергии, мотивации, иммунитета, стимуляцией умственных способностей, улучшением пищеварения, снижением тревожности.

Это подтверждается и различными исследованиями. Так, анализ, проведенный аналитической компанией Future Market Insights, показал, что более 65 % потребителей заинтересованы в напитках, которые не только утоляют жажду, но и приносят пользу. Такой спрос заставил производителей интегрировать в свои ассортименты напитки функционального назначения или обогащенные. Хороший пример — энергетические и тонизирующие продукты, которые содержат натуральные компоненты (экстракт зеленого чая, женьшеня, гуараны, лимонника китайского и другие), способны дать естественный и устойчивый заряд энергии. Отдельно стоит отметить, что вкусовые предпочтения тоже модифицировались за счет искушенности публики и веянья гастрономических культур других стран, например Азии. Поэтому органолептические признаки являются основным критерием постоянного выбора напитка покупателем.

Shutterstock

Формирование осознанного потребления и просвещение в области питания повышает знания населения, что делает его запросы более конкретными. Социальные сети, СМИ, телевидение обеспечивают значительный вклад в просветительскую деятельность и повышают уровень информирования потребителей. Это позволяет компаниям взаимодействовать со своей целевой аудиторией напрямую и информировать ее о благоприятном влиянии тех или иных функциональных компонентов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Миф глубокой заморозки Миф глубокой заморозки

Какова настоящая роль Северного морского пути в развитии Российской Арктики?

Монокль
Правила игры Правила игры

Индия во многом остаётся загадкой... как избежать недоразумений с партнерами?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Расчеты на будущее Расчеты на будущее

Какие новые технологии вычислений придут на смену классическим компьютерам

РБК
Незнакомые символы Незнакомые символы

Зачем клубам – даже очень популярным – нужен редизайн эмблемы

Ведомости
Общая проблема: как мужчины работают в организациях, которые помогают жертвам насилия Общая проблема: как мужчины работают в организациях, которые помогают жертвам насилия

Почему помогающим организациям важно работать с мужской аудиторией

Forbes
Дивный Воронеж Дивный Воронеж

Город-открытие, который ты пропускаешь по пути на море

Лиза
О любви и Дягилеве О любви и Дягилеве

Красота, грация, любовь — что вы увидите в Денисе Родькине и Элеоноре Севенард

Moodboard
Антон Рудзат Антон Рудзат

Антон Рудзат режиссирует, фотографирует и придумывает стратегии

Собака.ru
Баффетт-шоу Баффетт-шоу

Как выжить в условиях тарифных войн

Деньги
Цирцея и Фея Моргана: как героини древних мифов вдохновляют современных писательниц Цирцея и Фея Моргана: как героини древних мифов вдохновляют современных писательниц

Шесть современных произведений, которые переосмысляют легендарные сюжеты

Forbes
Советский феникс Советский феникс

Как разрушенная страна восстала из пепла за одну героическую пятилетку

Монокль
Сплю и вижу Сплю и вижу

Учимся понимать и расшифровывать свои ночные грезы

Лиза
Налоговый вычет за автомобиль: как выгодно купить и продать машину Налоговый вычет за автомобиль: как выгодно купить и продать машину

Как эффективно заключить сделку по автомобилю

РБК
Регионы призовут к ответу Регионы призовут к ответу

Почему регионы не достигли показателей строительства инфраструктурных проектов

Ведомости
От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе

Как Баттерфилд работала с Маском и какой путь она выбрала, когда ушла из SpaceX

Forbes
Спортивная фигура Спортивная фигура

Прежде чем начать заниматься, нужен контекст. И форма

Afternoon Seasons of life
Подробно про ЭКО Подробно про ЭКО

Что важно знать об ЭКО: факты против мифов

Лиза
Пять штрихов к портрету «Афгана» Пять штрихов к портрету «Афгана»

Ключевые задачи и решения 40-й армии в Афганистане

Монокль
Дачное преображение Дачное преображение

Как можно преобразить дачное пространство своими руками

Здоровье
Цифровая паутина «Черного квадрата» Цифровая паутина «Черного квадрата»

Как манифест Малевича переосмысливают современные художники

Вокруг света
60% руководителей и топ-менеджеров тратят на видеоконференции от 1 до 3 часов в день — исследование 60% руководителей и топ-менеджеров тратят на видеоконференции от 1 до 3 часов в день — исследование

Какие функции в онлайн-звонках пользователи считают наиболее полезными

Inc.
Зарабатываете на пельменях, а просите денег на ПО: 7 причин, почему инвестор может отказать стартапу Зарабатываете на пельменях, а просите денег на ПО: 7 причин, почему инвестор может отказать стартапу

Семь причин, по которым инвестиционные фонды отказывают стартапам

Inc.
Ядро Земли понемногу вытекает на поверхность Ядро Земли понемногу вытекает на поверхность

Может ли материал металлического ядра Земли выталкиваться на ее поверхность?

ТехИнсайдер
Эксперты: постоянная слежка в XXI веке может ухудшить работу мозга Эксперты: постоянная слежка в XXI веке может ухудшить работу мозга

Цифровая слежка не только меняет поведение, но и влияет на восприятие и внимание

ТехИнсайдер
Стресс в наследство Стресс в наследство

Как на ребенка влияет стресс матери во время беременности?

Здоровье
Кто такой Томми Кэш — не победитель, но главная звезда «Евровидения» Кто такой Томми Кэш — не победитель, но главная звезда «Евровидения»

Что нужно знать о Томми Кэше — собрали в этом материале

Правила жизни
Экологи усомнились в существовании «эскалатора вымирания» Экологи усомнились в существовании «эскалатора вымирания»

Экологи проверили правдоподобность популярной гипотезы об эскалаторе вымирания

N+1
В состоянии равновесия В состоянии равновесия

Анна Снаткина о мужском и женском и об энергиях в пространстве

OK!
Смертельно опасный тренд TikTok: почему мужчины бреют ресницы и чем это грозит? Смертельно опасный тренд TikTok: почему мужчины бреют ресницы и чем это грозит?

Для чего человеку нужны ресницы и что будет, если их сбрить?

Inc.
Help! SOS! Help! SOS!

Отдых на даче показан всем, но некоторым в ряде случаев — особенно. Вот они

КАНТРИ Русская азбука
Открыть в приложении