Почему растет рынок функциональных продуктов

АгроинвесторБизнес

Напитки с плюсом

Рынок функциональных продуктов растет опережающими темпами

Артур Хасанов

Shutterstock

Новые требования потребителей к тому, что они едят и пьют, влекут за собой изменение ассортимента производимого продовольствия. Предприятия пищепрома все чаще стараются выпускать продукты не только вкусные и полезные, но и наделенные особыми свойствами. Сектор безалкогольных напитков не исключение. Категория функциональной продукции в данном сегменте активно развивается, подстраиваясь под запросы покупателя. Об основных тенденциях развития рынка расскажет автор этой статьи.

В безалкогольной промышленности категория функциональных напитков сейчас является актуальным направлением, которое соответствует новым, узконаправленным запросам потребителей. Но что же это такое? Согласно определению, функциональный напиток — это жидкий пищевой продукт на основе воды, содержащий один или несколько функциональных пищевых ингредиентов в количестве, достаточном при систематическом употреблении для обеспечения благоприятного эффекта на физиологические функции организма человека, с добавлением или без добавления различных пищевых добавок и вкусоароматических веществ. Целью функционального питания является поддержание здоровья человека и снижение рисков возникновения различных заболеваний. При этом данная категория продуктов не относится к биологически активным добавкам и к лекарственным средствам.

Shutterstock

Согласно ГОСТ «Напитки функциональные. Общие технические условия», существуют два главных критерия, которые определяют принадлежность продукции к этой категории. Во-первых, содержание функциональных ингредиентов в 100 мл напитка или разовой порции должно составлять от 15 до 50 % суточной нормы. Во-вторых, в одной розничной таре не должно быть более 100 % от уровня рекомендуемого суточного потребления функциональных компонентов согласно регламентам и единым санитарным требованиям. Функциональные напитки, как и такие продукты в целом, вписываются в принципы здорового питания согласно федеральному закону «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Они представляют собой основные правила и положения, способствующие укреплению здоровья человека и будущих поколений, а также снижению рисков развития заболеваний.

Трудности классификации

Функциональные напитки могут быть разными, и единой их классификации в мире не существует. За рубежом, например, их делят на четыре группы: спортивные, энергетические, напитки здоровья и нутрицевтики. В подкатегории «Спортивные напитки» дополнительно выделяют изотоники, гипотоники, гипертоники. Подкатегория «Здоровье» является самой популярной среди потребителей и представляет собой продукцию, в составе которой витамины и минералы, а также пищевые волокна и жирные кислоты.

Российские исследователи этого рынка отмечают гораздо большее разнообразие функциональных напитков, что в то же время затрудняет классификацию. При этом одни и те же продукты могут принадлежать к разным группам. В целом также выделяются четыре основных вида: общеукрепляющего, профилактического, адаптогенного действия и напитки специального назначения.

Еще функциональные напитки можно условно разделить на такие категории, как протекторы (сосудо-, хондро-, гепато-, отко-), стимуляторы (энергетические, иммуно-, либидо-, общеукрепляющие и прочие), витаминные и минеральные напитки (снижающие риски возникновения алиментарных заболеваний, восполняющие дефициты, изотоники), биотики (содержащие поли- и олигосахариды, бактерии, биологически активные вещества), космецевтики (детоксиканты/антиоксиданты, коллагеновые напитки, anti-age-, для контроля веса и аппетита), адаптогены (противотревожные, для нормализации сна, ноотропы — для стимуляции когнитивных способностей, антиастенические, мнемотропные), а также комбинированные.

Кроме того, функциональные напитки могут быть газированные или нет, с использованием соков или на сахаре, низкокалорийные или бескалорийные, сухие и жидкие, на основе чайных экстрактов и так далее. Вариаций большое множество.

Факторы, определяющие спрос

Новые требования потребителей к продуктам питания и необходимость решения проблем через парадигму питания повлекли за собой тенденцию на персонализацию. Из-за повышения внимания к своему здоровью и стремления к хорошему самочувствию потребители чаще стали отдавать предпочтение напиткам, и продуктам в целом, которые не просто удовлетворяют жизненно необходимые потребности, такие как количество белков, жиров и углеводов, но и способны обеспечить их особыми преимуществами. В частности, повышением энергии, мотивации, иммунитета, стимуляцией умственных способностей, улучшением пищеварения, снижением тревожности.

Это подтверждается и различными исследованиями. Так, анализ, проведенный аналитической компанией Future Market Insights, показал, что более 65 % потребителей заинтересованы в напитках, которые не только утоляют жажду, но и приносят пользу. Такой спрос заставил производителей интегрировать в свои ассортименты напитки функционального назначения или обогащенные. Хороший пример — энергетические и тонизирующие продукты, которые содержат натуральные компоненты (экстракт зеленого чая, женьшеня, гуараны, лимонника китайского и другие), способны дать естественный и устойчивый заряд энергии. Отдельно стоит отметить, что вкусовые предпочтения тоже модифицировались за счет искушенности публики и веянья гастрономических культур других стран, например Азии. Поэтому органолептические признаки являются основным критерием постоянного выбора напитка покупателем.

Shutterstock

Формирование осознанного потребления и просвещение в области питания повышает знания населения, что делает его запросы более конкретными. Социальные сети, СМИ, телевидение обеспечивают значительный вклад в просветительскую деятельность и повышают уровень информирования потребителей. Это позволяет компаниям взаимодействовать со своей целевой аудиторией напрямую и информировать ее о благоприятном влиянии тех или иных функциональных компонентов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Проявить мягкость Проявить мягкость

Мексиканцы готовы есть десерты на завтрак, обед и ужин

Вокруг света
Катамараны Bering Катамараны Bering

Зачем Bering Yachts строит экспедиционные катамараны из алюминиевого сплава

Y Magazine
Этноконфессиональные особенности мясного потребления Этноконфессиональные особенности мясного потребления

Под влиянием каких факторов меняется ассортимент мясной продукции

Агроинвестор
Кошка с собой Кошка с собой

Что стоит предусмотреть перед совместным отпуском с домашней кошкой

Новый очаг
Выживут только хулиганы Выживут только хулиганы

Как следует воспринимать хулигана сегодня и почему он все еще соль земли

Правила жизни
Излучение квазара подавило звездообразование в галактике из ранней Вселенной Излучение квазара подавило звездообразование в галактике из ранней Вселенной

Молекулярный газ ранней Вселенной разрушается под действием излучения квазара

N+1
Эта компания построит грандиозное сооружение прямо на орбите — до сих пор никто такого не делал даже близко Эта компания построит грандиозное сооружение прямо на орбите — до сих пор никто такого не делал даже близко

Space Solar построит орбитальную электростанцию с использованием роботов

Inc.
Турецкий словарь Турецкий словарь

Гид по турецкому этикету — словарь для диалога с деловыми партнёрами

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Как выбрать кроссовки для спорта Как выбрать кроссовки для спорта

8 советов, которые помогут подобрать правильную обувь для тренировок

Лиза
Марками по маркетплейсам Марками по маркетплейсам

Как АКОРТ предлагает поступить с маркировками товаров на маркетплейсах

Ведомости
Разделяй и властвуй Разделяй и властвуй

7 необычных идей для зонирования в маленькой квартире

Лиза
Программа возвращения стройности Программа возвращения стройности

Многие женщины в разные периоды жизни хотели бы снизить вес. Как это сделать?

Добрые советы
В уюте и прохладе В уюте и прохладе

Как защитить квартиру от жарких солнечных лучей

Лиза
Под знаком футбола Под знаком футбола

Интервью с Марией Галай, футболисткой с девяти лет

Лиза
Основательница ансамбля «Толока» — о традиции и современности Основательница ансамбля «Толока» — о традиции и современности

Как появилась идея ансамбля «Толока» и как она воплотилась в жизнь?

РБК
Почему течет масло в машине: причины и способы устранения проблемы Почему течет масло в машине: причины и способы устранения проблемы

Все про течь масла: откуда течет, как найти, опасно ли

РБК
Цветок троллей Цветок троллей

Купальница европейская: когда одна стоит, и то мимо не пройдёшь

Наука и жизнь
Антон Рудзат Антон Рудзат

Антон Рудзат режиссирует, фотографирует и придумывает стратегии

Собака.ru
Время омолодиться: что важно знать о необычном весеннем грибе саркосоме шаровидной или «ведьмином котелке» Время омолодиться: что важно знать о необычном весеннем грибе саркосоме шаровидной или «ведьмином котелке»

Почему саркосому шаровидную называют «молодильным яблоком»?

ТехИнсайдер
ПИФы навели на цель ПИФы навели на цель

В борьбе за инвесторов компании запускают нишевые и экзотические фонды

Монокль
«Мы не воюем, мы работаем» «Мы не воюем, мы работаем»

О службе в Афганистане и Чечне, а также о специфике работы советских погранвойск

Монокль
Не жизнь, а кино Не жизнь, а кино

Путешествуем по России с героями популярной киносаги «Последний богатырь»

Лиза
Ландышевое дерево Ландышевое дерево

Ландышевое дерева, или халезия, — украшение майского сада

Наука и жизнь
ИИскусство: кому принадлежат авторские права на творчество нейросетей ИИскусство: кому принадлежат авторские права на творчество нейросетей

О деликатной природе авторского права в мире победившего ИИ

Forbes
Астрономы заметили в космосе таинственную идеальную сферу Астрономы заметили в космосе таинственную идеальную сферу

Объект Телиос: совершенная сфера неизвестного происхождения

ТехИнсайдер
На ремонте На ремонте

Почему обустройство квартиры все реже доверяют профессионалам

Деньги
Дачная палитра Дачная палитра

Как цвета растений на садовом участке влияет на тонус и настроение

Лиза
Инженеры довольны своими доходами, а дизайнеры — нет. Почему, и что это значит для бизнеса Инженеры довольны своими доходами, а дизайнеры — нет. Почему, и что это значит для бизнеса

Удовлетворенность зарплатами — надежный барометр

Inc.
Дело в Омане Дело в Омане

Из-за чего интерес российских инвесторов смещается в сторону Омана от ОАЭ

Ведомости
Тянет в Италию Тянет в Италию

Италия — точка притяжения художников, моряков и мечтателей

Y Magazine
Открыть в приложении