Андрей Тютюшев: «Желания кого-то обгонять нет, важнее эффективность»
Владелец и председатель правления холдинга «Сибагро» в интервью «Агроинвестору» рассказал о развитии бизнеса компании, возникающих сложностях и путях их преодоления
С 2000 года, когда Андрей Тютюшев возглавил свинокомплекс «Томский», ставший первым предприятием холдинга «Сибагро», масштабы его бизнеса многократно увеличились. Особенно активно компания растет в последние годы, причем не только за счет строительства и модернизации комплексов, но и сделок M&A. Только в 2021 году она купила два предприятия общей мощностью около 80 тыс. т свинины (здесь и далее — в живом весе) в год. Как результат — по итогам прошлого года группа вошла в топ-3 крупнейших производителей свинины, поднявшись с седьмого места.
С какими производственными показателями «Сибагро» завершила 2021 год?
Самым существенным для компании стало то, что мы более чем в полтора раза увеличили производство свинины — до 365 тыс. т в живом весе, за счет чего стали вторыми в стране по объему ее выпуска после «Мираторга». Во-первых, это результат работы прошлых периодов: мы ввели в эксплуатацию Чистогорский комплекс в Кемеровской области и третью очередь Кудряшовского свинокомплекса в Новосибирской области. Поскольку они запускались в первом и втором кварталах, то по итогам года еще не показали свою полную мощность, но тем не менее дали заметный прирост. Во-вторых, мы росли за счет сделок M&A — купили предприятия «Промагро» и «Щигры» в Белгородской и Курской областях. Так как площадки находятся недалеко друг от друга, сейчас они объединены — там общее производство комбикормов и мясопереработка.
Есть ли планы попробовать опередить «Мираторг» по производству свинины?
Мы не росли специально, чтобы достичь второго места по объемам, хотя в любом случае это приятно, в том числе для сотрудников компании. Желания кого-то обгонять нет, в первую очередь для нас важна эффективность. И приобретения прошлого года были сделаны не потому, что мы буквально хотели вырасти в объемах, а потому, что мы считали их эффективными и целесообразными для компании.
Конечно, наши объемы производства продолжат увеличиваться, потому что мы будем повышать эффективность предприятий. Так, мы поставили на санацию белгородский и курский активы: полностью освобождаем помещение от животных, будем делать капитальный ремонт зданий и заселять нашим качественным поголовьем. В 2022 году их объемы упадут, но будут компенсированы за счет Кудряшовского и Чистогорского комплексов, которые выйдут на плановую мощность. Также у нас будет вводиться третья очередь Восточно-Сибирского свинокомплекса в Бурятии. В целом по итогам этого года мы останемся примерно на уровне 2021-го, однако уже через год у нас будет прирост производства примерно в 110 тыс. т, поэтому в сумме года через два мы будем выпускать около 0,5 млн т свинины на имеющихся комплексах.
Не рассматриваете планы покупки новых активов?
Будем рассматривать все, что рентабельно. Предложения на рынке есть, и в этом году их станет еще больше. Однако деньги сейчас стоят более 12 % годовых. Банк «Траст» выставляет на продажу Родниковский комплекс в Челябинской области, мы получили одобрение ФАС на его покупку, однако при нынешней стоимости денег эта сделка сомнительна, инвестиции крайне рискованны и с низкой вероятностью окупаемы. Поэтому вряд ли мы будем что-то покупать в этом году.
В связи с новыми приобретениями география «Сибагро» расширилась. Не мешает ли удаленность новых активов от сибирских предприятий управлять ими?
Раньше нам было сложнее добраться из Томска до Екатеринбурга, чем до Белгорода, поскольку не было прямого авиасообщения и приходилось летать через Москву. Но малая авиация в регионах постепенно развивается, также улучшается связь, многое можно делать удаленно, через интернет, так что в этом плане проблем нет. Правда, возникли определенные вопросы с точки зрения интеграции купленных предприятий и их перевода на нашу систему учета и т.д. Для их решения нужно время, прежде всего потому, что у нас нет задачи просто все заменить, поскольку исторически эти комплексы развивались по-своему. Мы берем все плюсы, которые есть у каждого, чтобы сделать некую общую систему, оптимальную для дальнейшей работы.
Вы упомянули необходимость санации и капремонта предприятий в ЦФО, а как в целом оцениваете качество приобретенных в прошлом году свиноводческих активов?
Если говорить про здания и сооружения, то мы изначально делали анализ и знали, куда шли. Единственное, из-за эпизоотической ситуации нас особо не допускали до поголовья. Нам позволили сделать определенные анализы, но этого было недостаточно, чтобы в полной мере понять, как обстоят дела с точки зрения ветеринарии. Изначально мы считали, что исправим ситуацию с привесами и сохранностью достаточно быстро, но оказалось, что это можно сделать примерно в течение полутора лет. Поэтому мы пришли к выводу, что полная санация будет эффективнее, тем более что купленные предприятия работали на другой породе, там накопились ветеринарно-санитарные проблемы. Кроме того, проводить капитальный ремонт всегда проще, когда нет животных.