Как работали таксисты в СССР
Международный день таксиста — 22 марта — побудил нас вспомнить о том, как жили представители этой профессии в СССР.
В Советском Союзе профессия таксиста была и престижной, и прибыльной, но непростой. Водителям такси приходилось крутиться между законом и законами теневой экономики, много работать, быть психологами и предпринимателями.
Кого брали в такси
Попасть на службу в таксопарк было не просто. Минимальные требования — возраст не менее 21 года и отсутствие судимостей, но в зачет также шли водительский стаж, наличие дополнительных категорий, служба в армии, знакомства. Рассказывают, что перед развалом СССР имела место и коррупция — за трудоустройство могли попросить 1000 рублей. Впрочем, существовала она и при «развитом социализме», просто работала иначе.
Молодым водителям доставались «корчи» — замученные жизнью машины с большим пробегом. Работать на них было невыгодно, потому что ломались такие автомобили регулярно. Но если таксист трудился без нареканий, он в конце концов получал новую машину и у него начиналась совсем другая жизнь. Впрочем, у кого как — все зависело от предприимчивости и от того, насколько человек был готов нарушать закон. А следующей ступенью карьеры было получение в машину рации, обеспечивавшей 10-15 дополнительных заказов за смену.
План и зарплата
Зарплата советского таксиста составляла 250-300 рублей в месяц — для сравнения, инженер в среднем мог заработать только 120-180 рублей. Смена обычно длилась 14 часов. КИП (коэффициент индивидуального пробега) составлял в среднем 0,78 — из каждых 100 км 78 нужно было проехать с пассажиров. Кроме того, план был привязан ко времени: требовалось зарабатывать 5-5.5 рублей в час, то есть от 70 руб. за смену.
Ну а для пассажира поездка стоила 20 коп. за 1 км плюс 20 копеек за посадку. Ну и, конечно, считалось хорошим тоном оставлять водителю чаевые. Клиентов, который сорили деньгами, таксисты между собой называли «сладкими». Интеллигентов, с гордым видом оставлявших на чай 20 копеек — «шляпами». А мелкие чаевые — «лапшой»
Специальности таксистов
У самих водителей такси было множество специализаций. Самая распространенная — «шляповоз», то есть водитель, работающий «от бордюра». Это были таксисты, просто подбиравшие голосующих на улицах. Такие трудяги часто просто укладывались в план, не зарабатывая ничего сверху. А вот «аэродромщики» или «вокзальщики», работавшие в сговоре с контролерами на стоянке, заколачивали совсем другие деньги. Были «мебельщики», поддерживавшие контакты с продавцами в магазинах. Те за комиссию поставляли им пассажиров, а таксисты, со своей стороны, могли помочь желающим найти дефицитный товар.