Cyber-Бетховен, или Почему у нейросетей (пока) не получаются хиты
В октябре 2021 года в немецком Бонне состоялась премьера десятой симфонии Бетховена. При жизни композитора она представляла собой множество отрывков, записанных в разных тетрадях. Спустя почти двести лет после смерти гения его незаконченное произведение дописал искусственный интеллект. «Сноб» узнал у руководителя службы развития технологий медиасервисов «Яндекса» Анатолия Старостина, сможет ли в будущем нейросеть самостоятельно сочинять хиты.
Нейросети быстро учатся: всего за несколько десятилетий им удалось перейти от создания какофоний к связным произведениям. Компьютерная музыка появилась в 1950-х годах и звучала, мягко говоря, на любителя. Включите «Сюиту Иллиака»: ради интереса послушать можно, но добавлять в плейлист — нет, спасибо.
С тех пор машины прошли большой путь, чтобы в 2021 году замахнуться на творчество немецкого классика. Разумеется, сразу после премьеры нашлись критики: «не тот уровень», «Бетховен бы перевернулся в гробу». Однако никто из слушателей, которым еще на этапе создания проигрывали части симфонии, так и не смог определить, где заканчиваются фрагменты, написанные композитором, и начинается «синтетическая» часть. А среди них между прочим были музыковеды и исследователи творчества Бетховена.
На самом деле, чтобы произведение, созданное нейросетью, получилось органичным и приятным на слух, участие человека было необходимо как в прошлом веке, так и сейчас. Понять почему можно, разобравшись, как «творит» нейросеть.
Существует несколько подходов к созданию музыки. Создатели «Сюиты Иллиака» использовали алгоритмический — машине задавали много правил, которые она должна была учитывать при написании композиции. Результат компьютер выдавал в виде чисел, а уже потом человек переводил их в ноты. Сейчас этот путь применяется очень редко, потому что для генерации связного произведения нужно прописать огромное количество подобных инструкций. Но даже их соблюдение не гарантирует, что на выходе мы получим приятную на слух музыку.