«Абайя — это статус»: есть ли у женщин в Дубае права свободы
ОАЭ — привлекательная страна для ведения бизнеса, однако ее культурный код у многих россиян вызывает вопросы. Одни рейтинги демонстрируют беспрецедентную защищенность женщин, а другие — тотальную дискриминацию. О том, как оценивать положение женщин в ОАЭ, Forbes Woman поговорил с Ротной Бегум, сотрудницей Human Rights Watch, специализирующийся на вопросах применения насилия по отношению к женщинам в регионах Ближнего Востока и Северной Африки.
ОАЭ — исламская страна, законодательство которой построено на принципах Шариата. Согласно Конституции ОАЭ, женщины наравне с мужчинами могут получать высшее образование, водить машину, открывать бизнес, работать (с согласия мужчины-опекуна), занимать места в правительстве.
С 2017 года в Дубае были специально выделены парковочные места для женщин, в общественном транспорте для них существуют специальные вагоны — в рейтинге Women Peace and Security Index 2021/22 ОАЭ занимает 24 место по ощущению безопасности среди женщин. «Это лучший юридический результат на Ближнем Востоке и в Северной Африке», — говорят составители рейтинга.
Исходя из статистики Global Gender Gap Report 2022, по доступности образования для женщин ОАЭ занимают 79 место в мире — 99,7% женщин грамотны. По сокращению разрыва в зарплатах — девятое место среди 146 стран. Тем не менее, традиционный семейный уклад требует от женщины согласовывать свои карьерные решения с мужем или мужчиной-опекуном. Одна из опрошенных местных жительниц рассказала Forbes Woman, что она воспринимает разрешение мужа работать как доверие, а пристальный контроль со стороны семьи как заботу. Также она спокойно воспринимает согласование с супругом дресс-кода, в частности, ношение брюк и пиджака.
Опекунство в мусульманских странах подразумевает, что за женщину на протяжении всей жизни ответственен родственник-мужчина: отец, муж, сын. Эта традиция далека от европейской. Опрошенные Forbes Woman женщины отмечали, что если для европейцев институт опекунства — это обесценивание женщины как субъекта, то для многих местных жительниц — благо.
Коренное население Дубая составляет лишь 20%, остальные — приезжие. Опрошенные Forbes Woman экспаты отмечают космополитичность страны, в особенности культурных центров — Дубая и Абу Даби. «Толерантность — девиз страны», — утверждает одна из собеседниц Forbes Woman.
Власти Дубая лояльны к женщинам-иностранкам. Гид, с которым поговорил Forbes Woman, подчеркнул, что сейчас никто не делает замечаний о внешнем виде женщинам-туристкам. Хотя для местных жительниц традиционная одежда остается важным элементом: «Ношение традиционной одежды (абайи) — это статус, тебя сразу иначе воспринимают, с уважением».
Все опрошенные жительницы ОАЭ пожелали сохранить анонимность.
Редакция Forbes Woman подробно поговорила с Ротной Бегум, старшим исследователем по правам женщин в правозащитной организации Human Rights Watch, экс-сотрудником Amnesty International. Бегум специализируется на вопросах дискриминации и применения насилия по отношению к женщинам в регионах Ближнего Востока и Северной Африки.
— Согласно Women Peace and Security Index 2021/22 женщины в ОАЭ чувствуют себя в безопасности. В то же время правозащитная организация Human Rights Watch заявляет о дискриминации женщин. С чем связана разница в оценках?
— В ОАЭ женщины получают поддержку от государства в виде значительных льгот и выплат — отсюда защищенность. Но вопрос равноправия полов остается открытым. Женщины подвергаются дискриминации как на бытовом уровне, так и на законодательном. И хотя в Эмиратах за последние годы провели несколько реформ в интересах женщин (например, приняли закон о домашнем насилии), по-прежнему есть проблемы. В частности, до сих пор существуют законы, которые предусматривают, что мужчины имеют опекунскую власть над женщиной. И до сих пор существуют юридические лазейки, которые смягчают наказание для мужчины, убившего родственницу женского пола.
— И все-таки женщины в ОАЭ могут получать образование, водить машину. В престижном Масдарском институте науки и технологий в Абу-Даби 60% выпускников — женщины.
— Многие, как вы сказали, очень хорошо образованы. Однако свобода передвижения женщин, которые учатся в государственных университетах ОАЭ, контролируется. Это означает, что если женщина хочет поехать на экскурсию, на занятие за пределами университета, покинуть свое жилье в кампусе или даже просто покинуть кампус, она должна получить разрешение от своей семьи или опекуна-мужчины. И это происходит с совершеннолетними людьми, в возрасте от 19 до 21 года, получающими высшее образование. C ними по-прежнему обращаются как с детьми. Такие требования не предъявляются к мужчинам, поступившим в университет.
— Опека со стороны мужчин в Дубае — это защита или золотая клетка? Мнения местных жителей и правозащитников расходятся.
— Покровительство или опека мужчин над женщинами ограничивает свободу женщин и их способность жить полноценной жизнью. Сейчас мы видим это во многих аспектах. Женщины говорят о своей неспособности выбирать, чему они хотят учиться, где они хотят учиться, где они хотят работать. И это во многом ограничивает их потенциал. Женщины страдают от ограничений со стороны мужчин. Как следствие, страна тоже страдает. Если женщины не могут выбирать то, что им делать, то страна сталкивается с дефицитом квалифицированных специалистов.
Женщину могут подтолкнуть, например, к вступлению в брак с кем-то, за кого она не хочет выходить замуж. Или к тому, чтобы стать матерью, из-за чего она лишается возможности реализовать свой потенциал. Женщины умны и всегда найдут другие способы самовыражения, другие варианты устроиться на работу или открыть свой бизнес, но многое их ограничивает. Некоторые страны продвинулись бы гораздо дальше, если бы позволили женщинам следовать своим желаниям и мечтам.
— Согласно директиве ОАЭ, женщины должны занимать 50% от общего числа мест в Федеральном Парламенте. В апреле 2019 года 20 мест было предоставлено для мужчин и столько же для женщин.
— Что касается участия в политической жизни: даже если предусмотрены квоты, является ли это полным равенством? Приятно видеть, что правительство пытается обеспечить присутствие женщин в советах директоров государственных структур. Но ОАЭ — это не демократия. В стране существует федеральный совет, но не каждый имеет право голосовать или быть назначенным в совет. Также он ограничен в том, какие решения может принимать. Министерства и федеральные органы власти обладают гораздо большим влиянием, чем местные законодательные органы. У обычного гражданина очень мало возможностей с точки зрения участия в политической жизни.
Мы знаем как о женщинах, так и о мужчинах, которые были арестованы за самые мягкие формы критики. Если вас заподозрят в критике властей, вас могут арестовать, заключить под стражу и даже подвергнуть пыткам. В стране нет ни одного свободного правозащитника. Все известные властям правозащитники были заключены в тюрьму. Те, кто пытается отстаивать права женщин, могут быть наказаны. Власти преследуют любую женщину, которая, как считается, критикует политический режим.
— Можете ли рассказать о громких примерах ущемления прав?
— Дхабиа Хамис — женщина, которая долгое время критиковала власть и была наказана за это. Несколько лет назад ей запретили выезд из страны из-за того, что она всего в одном твите выступила против позиции властей ОАЭ по нормализации отношений с Израилем — из-за нарушений прав человека (аккаунт Джахабии Хамис в Twitter был заблокирован 26 января 2020 года; в последней записи она заявила, что ей запретили выезжать из страны, и попросила «возложить на правительство ОАЭ полную ответственность», если с ней что-то случится —