Я у мамы Пуаро: в чем секрет популярности сериалов в жанре true crime
Документальные сериалы о реальных преступлениях стремительно завоевывают аудиторию. Разбираемся, с чем это связано и на какие образцы жанра стоит обратить внимание в первую очередь.
Одной из самых громких премьер последних месяцев на стриминговом сервисе Netflix стал сериал «Убийственные рейтинги» (Killer Ratings), снятый в жанре true crime («реальное преступление»). В нем режиссер Дэниел Богадо рассказал о деле Уоллеса Соузы — бразильского телеведущего и политика, который, как предполагают власти страны, занимался организацией убийств, чтобы по горячим следам отправлять съемочную группу на место преступления. Таким образом он, по мнению следствия, стремился увеличить популярность своей передачи и укрепить собственный статус борца с беззаконием.
«Убийственные рейтинги» мало похожи на «Во все тяжкие» (Breaking Bad) с точки зрения фабулы, однако отделаться от ассоциаций все равно сложно. Как и Уолтер Уайт, Соуза притворялся добропорядочным гражданином, а на самом деле был криминальным авторитетом. Ну, или не был: Дэниел Богадо оставляет нам пространство для сомнений, ведь нашлось немало свидетелей, уверенных, что дело сфабриковали местные правоохранительные органы, которым (якобы) не нравилось, что Соуза лезет на их территорию.
Так или иначе, с культовым сериалом Винса Гиллигана «Убийственные рейтинги» роднит, прежде всего, острота и непредсказуемость сюжета. Резкие повороты в ходе расследования, новые фигуранты, погони и задержания. Враги превращаются в друзей — и наоборот. Безликие статисты вдруг оказываются опасными преступниками. Вопрос, удастся в итоге следствию прижать Соузу или нет, висит в воздухе практически до конца. «Убийственные рейтинги» смотрятся как детектив, держат в напряжении, и в этом, по сути, состоит главный секрет успеха сериалов в жанре тру-крайм.
Документальное кино никогда не было продуктом массовым. Его показывают в основном на специализированных фестивалях, которые вызывают существенно меньше ажиотажа среди прессы и зрителей, чем, например, Канны. В России качественные нехудожественные фильмы зачастую можно увидеть на подчеркнуто «интеллектуальных» или нишевых телеканалах вроде «Культуры» и Animal Planet. Ну, или на Первом, но в очень позднее время, когда людям хочется спать, а не погружаться в детали биографии Клода Моне или тонкости иерархии в стаде павианов.
С другой стороны, даже уверенный пользователь Netflix вряд ли будет смотреть посвященный знаменитым шеф-поварам, обласканный критиками сериал Chef’s Table, если в принципе не интересуется культурой приготовления еды. Жанр тру-крайм в этом смысле на порядок более универсален: он бьет в те же точки, что и популярные, идущие в прайм-тайм ток-шоу. В сериалах о настоящих преступлениях есть интрига, драма, развитие характеров. А еще — флер скандальности, поскольку в центре внимания режиссеров оказываются дела резонансные, неоднозначные.
Тру-крайм не просто описывает какой-то феномен, а затрагивает темы, болезненные для большинства: сексуальное насилие, пропажа детей, встреча с маньяком, вероятность сесть в тюрьму, даже если твоя вина не вполне доказана, и т. д. Рассказы о реальных преступлениях пугают сильнее, чем рассказы о преступлениях вымышленных: даже самый впечатлительный зритель понимает, что вряд ли станет случайной жертвой разборок Хайзенберга с конкурентами. Зато осознание, что убийца запросто может жить в соседнем с тобой доме, действительно шокирует.