Золотой ребенок. Как помочь себе экономить на детях — и почему они скажут за это «спасибо»
Советский лозунг «все лучшее детям» не теряет своей популярности и до сих пор остается одним из главных стимулов продаж. Проблема в том, что он вреден для семейного бюджета
Рынок детских товаров даже в сложной экономической ситуации остается «островком безопасности», демонстрируя стабильность по сравнению с другими сегментами и устойчивость к макроэкономическим колебаниям. По данным исследовательской компании Ipsos Comcon, с момента последнего кризиса 2014 года рынок детских товаров вырос с 500 млрд рублей до 522 млрд рублей в 2018 году, а к 2023 году, по прогнозу, достигнет 570 млрд рублей, и это при том, что, по данным Росстата, рождаемость падает.
Экономить на детях не принято. Вне зависимости от доходов практически в каждой семье на детей приходится не меньшая часть семейного бюджета, чем на родителей. Логика равноправия закреплена даже на законодательном уровне. В соответствие с расчетами алиментов на содержание одного ребёнка приходится 25% дохода, на двоих уже треть, а на трех и более — половина заработной платы одного родителя. Как конкретно распределить свой бюджет на ребенка, каждая семья решает по-своему. По данным Минромторга, структура рынка детских товаров выглядит таким образом: 43% занимают одежда и обувь, 24% — игры и игрушки, 14% — косметические средства и средства по уходу за детьми, 8% — школьные принадлежности, 3% — детская мебель и 8% — прочие товары. К расходам, которые не учтены в официальной статистике, можно отнести все продукты питания, развлечения, дополнительное образование и досуг. И в каждой категории продавцы и производители яростно соревнуются за свою часть пирога. В ситуации, когда реальные доходы населения снижаются, а детские товары и услуги остаются приоритетными расходами в семьях, конкуренция только возрастает.
Чтобы преуспеть, игроки на детском рынке должны учитывать разные причины такого покупательского поведения. Советское детство бабушек и дедушек, дефицит 90-х, «тучные» нулевые и «социальные» 10-е совместно с усилиями современных маркетологов способствуют большому количеству стереотипов, которые руководят нами в момент принятия решения. В детском сегменте правило более высокой цены чаще всего ассоциируется с более высоким качеством, а привычка купить впрок бережно передается из поколения в поколение — привет советскому и постсоветскому дефициту. «Сытые» 2000-е можно благодарить за «все лучшее сразу» или как показать, что родители точно не сэкономили на собственных детях (должно бросаться сразу в глаза), особенно ярко это проявляется при выборе одежды и сопутствующих аксессуаров. Современные мамы часто принимают решение, руководствуясь тем, как та или иная покупка будет выглядеть на странице в социальной сети и сколько лайков с ее помощью можно набрать. В любом случае, к какой бы категории мы себя ни относили, перебороть стереотип о том, что на детях не экономят, и ребенку положено лучшее, крайне сложно. Но можно и нужно. Хотя бы ради самих детей.
Правила экономии во благо
Расходуя на детей солидную часть семейного бюджета, родители неосознанно накладывают на них ряд обязательств, при этом также неосознанно, но регулярно напоминая об этом своим чадам с самого раннего возраста. Не испачкать дорогое парадно-выходное платье в два года довольно непростая задача, а не порвать модные skinny джинсы при катании на горке еще сложнее. Но для детей тренды, бренды и стоимость не имеют значения, а возможность качаться беспрепятственно на качелях, играть в песочнице, кататься на самокатах с друзьями, при этом не думая, как не испортить новые брендовые кроссовки, более естественно. Многие психологи сходятся в том, что современные родители невольно уничтожают в своих детях подвижность и любознательность. Когда родители строго указывают «Не пачкайся!», «Не лезь туда!», «Не ходи сюда!», дети постепенно теряют интерес к исследованиям. Покупая дорогую игрушку или новый гаджет, родители с одной стороны действуют из лучших побуждений, но опять ставят жесткие рамки, не разрешая брать ее во двор или к другу в гости, потому что поломается,