Борис Кагарлицкий: Пропавшие грамоты. Как столичные власти загнали себя в ловушку
Отказ в регистрации оппозиционным кандидатам под предлогом фальсификации подписей поставил столичные власти в безвыходное положение: политическая ситуация в Москве обречена на обострение вне зависимости от того, допустят ли теперь снятых оппозиционеров к выборам или продолжат грубо нарушать закон, невзирая на протесты, считает бывший левый диссидент, депутат Моссовета 1990–1993 годов и зарегистрированный кандидат в депутаты Мосгордумы от 42-го округа Борис Кагарлицкий.
Выборы в Мосгордуму планировались как скучные. Политологи дружно повторяли (и до сих пор повторяют), что столичный парламент — орган не слишком значительный, что он имеет очень мало полномочий, куда меньше, чем Законодательное собрание, например, в Петербурге или в других регионах. Правда, при этом стыдливо умалчивалось, что эта беспомощность совершенно добровольная. Дума, почти полностью состоявшая из людей, направленных туда столичной мэрией, сама передала исполнительной власти большую часть своих полномочий. Которые при ином политическом раскладе она может запросто себе вернуть, добавив еще и новые. Ведь законы, по которым живет и управляется столица, принимаются именно здесь.
О том, как контролируемое «Единой Россией» заксобрание успешно вставляет палки в колеса губернаторам, избранным без дозволения Кремля, можно судить по опыту Иркутской области и Хабаровского края. Полномочия исполнительной власти там постоянно урезаются, а все решения приходится проводить под жестким контролем враждебных депутатов. Беда в том, что выборы 2019 года грозят создать такую же ситуацию в столице, только с обратным знаком.
Обыватель устал от порядка
Не надо преувеличивать оппозиционность московского населения. Большинство граждан аполитичны и не понимают, зачем избирать депутатов городского уровня. Вопросы покраски и расстановки лавочек часто волнуют людей больше, чем вопрос о том, куда идут деньги из городского бюджета, а возмутительная «точечная застройка» или разрушительное «благоустройство», превращающее улицы в траншеи, вызывают протест только тогда, когда копают прямо перед нашим домом. Даже масштабные коррупционные скандалы уже стали просто частью быта. Все знают, что в городской администрации воруют, даже примерно представляют, как и сколько, но относятся к этому как к неприятному явлению природы вроде затяжных дождей нынешним летом.
И тем не менее серьезный риск для власти на нынешних выборах есть. Хотя жители столицы равнодушны к политике и не ходят на выборы, недовольство в городе накапливается. Люди порой сами не отдают себе отчета в том, насколько они устали от существующего порядка, но смутно чувствуют потребность в переменах. А «Единую Россию» в Москве после пенсионной реформы ненавидят так же, как и в любой другой точке нашей страны.
К тому же в столице сосредоточена значительная часть политических активистов
всех возможных окрасов. Если их разом отмобилизовать на фоне растущего общественного недовольства, может получиться изрядная масса. В 2017 году во время муниципальных выборов оппозиция, неожиданно скоординировав свои усилия, добилась заметного успеха. Повторение подобной ситуации нынешней осенью выглядит вполне возможным.