Как больничные клоуны помогают маленьким пациентам пережить сложный период?

СНОБСтиль жизни

Я никогда до этого не работала с детьми, и своих детей у меня тоже нет. Интервью с больничным клоуном Екатериной Хлебниковой

Беседовала Ирина Филиппова

Екатерина Хлебникова
Екатерина Хлебникова. Фото здесь и далее: из личного архива

В 2024 году состоится премия «Сделано в России». Участники клуба, читатели сайта, эксперты и редакция снова выберут лучшие проекты, придуманные и реализованные россиянами в России. В номинации «Общество» представлен благотворительный проект АНО «Ленздравклоун». В интервью «Снобу» больничный клоун Екатерина Хлебникова рассказала, как помогает маленьким пациентам пережить сложный период в их жизни, как справляется с выгоранием и зачем больничные клоуны нужны взрослым.

Как вы стали больничным клоуном?

У меня в детстве была мечта — стать клоуном. Наверное, лавры клоунессы Ириски (Ирина Асмус. Прим. ред.), которую тогда часто показывали по телевизору, не давали покоя. После восьмого класса я стала готовиться к поступлению в цирковое училище на клоуна, выучила пару басен Сергея Михалкова, опробовала пару акробатических трюков... Но на этом все тогда и закончилось: мама, узнав о моих планах, решительно их зарубила. В семье советских инженеров клоунам с неполным средним образованием места не было. Я сдалась, отучилась 10 классов и поступила в Новосибирский государственный университет на геолога-нефтяника. По окончании вуза отработала пару лет по профессии, а потом попала в Издательство Сибирского отделения РАН, в редакцию научного химического журнала. И похоронила свою детскую мечту. Казалось, насовсем.

А в 2012 году, когда мне было уже 42 года, я случайно увидела на новосибирском новостном городском сайте анонс о наборе в Школу больничных клоунов. И сразу поняла: вот оно, то самое. Мое. Сразу заполнила и отправила анкету, обрывала трубки организаторов Школы, готовилась к собеседованию, учила какие-то стишки и песни, волновалась, как Наташа Ростова перед первым балом. В общем, делала все, чтобы попасть в Школу и стать больничным клоуном. К счастью, попала и стала частью новосибирской команды больничных клоунов АНО «НОС»… Моя детская мечта спустя десятилетия осуществилась таким необычным образом. И сейчас я очень благодарна маме за то, что тогда, в юности, она меня остановила. И благодарна судьбе, что стала клоуном в зрелом возрасте, и именно медицинским клоуном.

Слышали ли вы до этого про больничную клоунаду?

Нет, для меня стало открытием, что такое вообще возможно — клоунада в стенах больницы! Не в цирке, не на театральной сцене, не на улице, а в больнице. Что этот формат клоунады как самостоятельное направление уже 30–40 лет устойчиво развивается в США, Израиле, европейских странах и что там это уже профессия, и медицинский клоун зачастую является штатным персоналом больниц. В России этот вид социальной деятельности (как волонтерство) появился еще в нулевых. 

Проходили ли вы специальное обучение?

Конечно. Занятия в Школе были регулярными, блоками. К нам приезжали больничные клоуны — тренеры из Москвы, позже были многочисленные тренинги и практики от мастеров больничной и социальной клоунады из Италии, Великобритании, Дании. В больничной клоунаде всегда есть чему учиться, это некий синтез — артиста, психолога, медика. На первой Школе мы знакомились с профессией, с принципами работы больничного клоуна, практиковали внимание, импровизацию, партнерство, включенность, будили фантазию и воображение, много было игровых упражнений из актерских тренингов. Мы осваивали реквизит медицинского клоуна (а им может стать все что угодно — от платка до тапка под кроватью, потому что клоун может играть с чем угодно), разбирали основы детской психологии и особенности отделений больниц. Еще один блок касался выстраивания взаимоотношений с родителями и врачами. 

Потом начались «выходы в поле», то есть в больницу. Сначала с двумя опытными клоунами, в качестве наблюдателя. Затем третьим клоуном с парой «старичков», после — в паре с опытным клоуном, и только потом — вдвоем с коллегой-новичком. Выход в «реальную» больницу, конечно, был очень волнительным, до дрожи в коленках. Опыта работы с детьми у меня до этого не было, своих детей у меня нет. И понятно, что быть клоуном на Школе и выйти клоуном в больницу — это две совершенно разные истории. Настоящая больничная клоунада, как бы ты ее ни моделировал в учебных условиях, рождается/случается только в больнице, в реальной жизни. И сразу же выявляет твои уязвимые места, страхи, фальшь, пробелы, потому что детей не обмануть. С ними можно играть, но их не обманешь. Они видят тебя насквозь.

У всех больничных клоунов есть свой образ и имя. Какое у вас? Как вы их придумывали?

Имя клоуна должно быть говорящим, не формальным. Отражать его суть, характер. Быть органичным и созвучным природе твоего клоуна. На Школе нам почти сразу дали задание придумать имя своему клоуну, срок был неделя. Я перебирала всевозможные варианты, примеряла их к своему клоуну и понимала: не то, мимо. И вот уже надо ехать на встречу, я расстроенно завтракаю и вдруг внезапно прилетает имя Шпулька. Это такая маленькая деталь в швейной машине, катушка для намотки ниток, которая постоянно крутится, всегда в движении, бойкая, всегда при деле. И понимаю: «Точно! Шпулька!» Позже я вспомнила, что мою бабушку, очень энергичную женщину, соседи во дворе ласково называли Пуля. За ее стремительность и подвижность. Так бабушкина Пуля трансформировалась в клоунскую Шпульку и надолго стала моим красноносым «позывным». А в 2021 году, когда я переехала в Санкт-Петербург и вернулась в медицинскую клоунаду, Шпулька в какой-то момент стала Шпулей… 

Как персонаж Фиксиков?

Да, но я забыла, что Шпуля — имя одного из героев мультсериала «Фиксики». Моя Шпуля — это, так сказать, помудревшая и пожившая Шпулька, естественное взросление, мое и клоунское. Когда обнаружилось совпадение с «Фиксиками», пришлось выкручиваться и объяснять детям в больнице, что настоящая Шпуля — это я, а Шпуля в «Фиксиках» — самозванка и фейк...  Первый образ клоуна Шпульки родился быстро: огромный поролоновый бант дикого малинового цвета на ободке, желтый в яркий горох просторный комбинезон, в котором удобно ходить, ползать, прыгать, танцевать, и черные тряпичные ботинки. Позже были другие костюмы, сейчас у меня их несколько, для каждой больницы — свой образ Шпули. Неизменный только красный клоунский нос.

Какой у вас график работы?

Я продолжаю работать редактором научной литературы по удаленке, поэтому планирую свой график так, чтобы выходить в больницы три-четыре раза в неделю. Сейчас это 4 лечебных учреждения Санкт-Петербурга:государственные Детская городская больница Св. Ольги, Детский лечебно-реабилитационный комплекс им. Алмазова, ФГБУ Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта Минтруда России и в частной клинике. В каждом свое время посещения, либо до обеда, либо после обеда. Выход длится полтора часа, бывает и дольше. Отличие работы больничных клоунов от аниматоров в том, что это не акционная, а системная поддержка пациентов. То есть по-хорошему ты не можешь выйти в больницу раз в месяц или по три месяца не выходить. Так не работает — ни для твоего клоуна, ни для пациентов. Именно регулярные выходы медицинских клоунов дают положительный терапевтический эффект. И для больниц, в которые мы выходим, наша системность — показатель профессионального отношения к делу. А завоевать доверие и поддержку врачей очень непросто и дорогого стоит. Потому что мы с ними, по сути, делаем одно дело — помогаем детям поскорее излечиться и вернуться к обычной жизни, и нам очень важно, чтобы персонал лечебных учреждений — от руководства до младших сотрудников больниц — видели в нас коллег.

Почему больничные клоуны работают только в паре?

У медицинского клоуна нет сценария и заготовленной программы. Он идет от момента «здесь и сейчас», от атмосферы в палате, от состояния ребенка, это всегда импровизация. Каждая палата — как выход в открытый космос, в неизвестность, это интересная, но эмоционально и энергетически затратная история. И клоуны в паре служат друг другу поддержкой, плечом и красным носом. Поэтому перед выходом важно сонастроиться, продышаться вместе, подержаться за руки, почувствовать друг друга и уже вместе перешагнуть порог отделения. Это раз. Еще работа в паре снимает с ребенка обязанность сразу же включаться в контакт с клоуном. Не все дети, увидев на пороге палаты красноносого гостя, моментально готовы с ним играть — кому-то нужно время, чтобы побыть просто наблюдателем. И через игру между собой клоуны создают некое безопасное пространство для ребенка, в которое он может вовлечься, если захочет.  

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вундеркинд, советский Гамлет, вестник апокалипсиса: каким был поэт Денис Новиков Вундеркинд, советский Гамлет, вестник апокалипсиса: каким был поэт Денис Новиков

Беседа с Борисом Кутенковым о судьбе поэта Дениса Новикова

СНОБ
«Мужчина не дает развиваться»: что делать женщине «Мужчина не дает развиваться»: что делать женщине

Что делать, если мужчина не поддерживает ваше желание развиваться? Это ред флаг?

Psychologies
Зумеры признались, людей какого возраста они считают старыми Зумеры признались, людей какого возраста они считают старыми

Молодежь считает, что старость начинается гораздо раньше, чем вы думали

Maxim
Планеты богатства Планеты богатства

Как Луна, Венера и Плутон влияют на деньги

Лиза
«Тест на старика»: а вы сможете его пройти? «Тест на старика»: а вы сможете его пройти?

Если у вас есть пять минут, предлагаем испытать свои силы в тесте на старика

Maxim
Почему Чернобыль остается угрозой для мира даже спустя почти 40 лет Почему Чернобыль остается угрозой для мира даже спустя почти 40 лет

Почему Чернобыль опасен для мира спустя несколько десятков лет

ФедералПресс
Экономике Дальнего Востока нужны роботы Экономике Дальнего Востока нужны роботы

Новая роль Дальнего Востока в преобразовании цепей поставок

ФедералПресс
Почему символами Олимпийских игр являются кольца и что означают их цвета: немногие догадываются об этом Почему символами Олимпийских игр являются кольца и что означают их цвета: немногие догадываются об этом

Кто придумал символ Олимпийских игр и что он означает?

ТехИнсайдер
Как избавиться от клещей и что нужно знать о паразитах? Сохраните эту памятку! Как избавиться от клещей и что нужно знать о паразитах? Сохраните эту памятку!

Что делать, если вы заметили клеща на себе или своем питомце?

ТехИнсайдер
Эксперты назвали главные риски, связанные с развитием генеративного ИИ Эксперты назвали главные риски, связанные с развитием генеративного ИИ

Чем нам угрожает развитие генеративного искусственного интеллекта?

Forbes
Клоны нас накормят? Клоны нас накормят?

«Прогресс Агро» освоил метод клонирования в пробирке

Монокль
10 серийных маньяков, которых так и не удалось поймать 10 серийных маньяков, которых так и не удалось поймать

Еще 10 причин ходить и оглядываться

Maxim
Как Анджелина Джоли прошла путь от драматических ролей до феминистских сказок Как Анджелина Джоли прошла путь от драматических ролей до феминистских сказок

Творческий путь Анджелины Джоли: от саморазрушения до благотворительных проектов

Forbes
Самые смертельные и опасные места в России и ее окрестностях Самые смертельные и опасные места в России и ее окрестностях

Куда пойти убиться: пункты назначения, чтобы увидеть и умереть

Maxim
Эдуард Тиктинский Эдуард Тиктинский

Эдуард Тиктинский вернул к жизни (из руины!) памятник авангарда

Собака.ru
Как устроен лагерь для взрослых Как устроен лагерь для взрослых

Агата Березина, зачем взрослым людям вновь погружаться в детство

СНОБ
6 фраз, которые говорят себе психологически сильные люди 6 фраз, которые говорят себе психологически сильные люди

Проверьте, можно ли считать вас стойким оловянным солдатиком

Maxim
Территория лета Территория лета

Полезные идеи для обустройства террасы и веранды на даче

Лиза
«Гончаровская» дорога «Гончаровская» дорога

«Как я жалею, что на пути моем из Петербурга не заехал я в Ярополец»

Знание – сила
«Долгосрочные отношения, вне зависимости от масштаба бизнеса и сферы деятельности» «Долгосрочные отношения, вне зависимости от масштаба бизнеса и сферы деятельности»

Как работать с массовым сегментом и почему важно сохранять каналы коммуникации

Деньги
Дефицит клетчатки ведет к деменции. Как его восполнить? Дефицит клетчатки ведет к деменции. Как его восполнить?

Как бороться с дефицитом клетчатки в организме?

ТехИнсайдер
6 пассивно-агрессивных фраз, которые мы используем чаще всего 6 пассивно-агрессивных фраз, которые мы используем чаще всего

Фразы, которыми можно кого-то уязвить, оставаясь с виду дружелюбным

Psychologies
«На улице Дыбенко»: дебютный роман драматурга Кристины Маиловской «На улице Дыбенко»: дебютный роман драматурга Кристины Маиловской

Глава из романа о поколении девяностых, детских травмах и зависимости

СНОБ
Откуда пошло выражение «скатертью дорога»? Раньше фраза означала совершенно другое Откуда пошло выражение «скатертью дорога»? Раньше фраза означала совершенно другое

Выражение «скатертью дорога» — фразеологизм, но откуда он пошел и что значит?

ТехИнсайдер
Елизавета Боярская Елизавета Боярская

Ученица Льва Абрамовича Додина и звезда МДТ выходит на сцену в роли Аркадиной

Собака.ru
«В факторинге по-другому: забираешь свои деньги и уже никому их не отдаешь» «В факторинге по-другому: забираешь свои деньги и уже никому их не отдаешь»

Игорь Лысенко о том, как изменился рынок факторинга за десять лет

Деньги
Настя, Никита и другие: почему мы так не любим некоторые имена Настя, Никита и другие: почему мы так не любим некоторые имена

Почему люди испытывают неприязнь к некоторым именам?

Psychologies
Новые смыслы Архангельска: арктический порт и треска без тоски Новые смыслы Архангельска: арктический порт и треска без тоски

Об Архангельске — с винтажным запахом доски, вкусом трески, но без русской тоски

ФедералПресс
«Я виновата перед детьми, что выбрала им такого отца»: что делать, если муж пропал из вашей жизни после развода «Я виновата перед детьми, что выбрала им такого отца»: что делать, если муж пропал из вашей жизни после развода

Наша героиня признается, что не может избавиться от чувства вины перед дочерьми

Psychologies
Михаил Горевой: «Я прожил, как кошка, девять жизней» Михаил Горевой: «Я прожил, как кошка, девять жизней»

«Кино это как какой-то наркотик, который вызывает ломку»

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении