Элита древних кельтов вела счет происхождения и наследования по материнской линии
На это указал анализ ДНК людей, живших в I тысячелетии до нашей эры
Палеогенетики прочитали ДНК 31 человека из семи археологических памятников гальштатской и латенской культур, раскопанных на юго-западе Германии. Геномный анализ позволил выявить среди них родственников, в том числе среди людей из богатейших «княжеских» погребений I тысячелетия до нашей эры. По мнению авторов статьи, опубликованной в журнале Nature Human Behaviour, полученные результаты указывают на то, что в раннем кельтском обществе высокий социальный статус передавался по наследству, а счет происхождения и наследования, по-видимому, эти люди вели по материнской линии.
В I тысячелетии до нашей эры на землях, расположенных к северу от Альп, существовали две яркие археологические культуры железного века: гальштатская и латенская. Гальштатская культура возникла еще около 1200 года до нашей эры, то есть в позднем бронзовом веке, и исчезла приблизительно к 450 году до нашей эры, когда ей на смену пришла латенская культура, просуществовавшая примерно до 50 года до нашей эры. Обе этих культуры хорошо известны по большому количеству могильников, различным поселениям, местам добычи соли и меди, а также многочисленным и разнообразным артефактам.
Примерно с VII–VI веков до нашей эры на территориях, занятых носителями гальштатской культуры (в западной части ареала в первую очередь их ассоциируют с кельтами), появились курганы, которые выделялись своими размерами, а также качеством и количеством погребального инвентаря. В научной литературе обычно такие памятники называют «княжескими» погребениями, но этот термин носит условный характер. Как правило, в такие могилы помещали четырехколесные повозки, предметы из драгоценных металлов, оружие, а также импортные бронзовые сосуды и скульптуры. При этом среди исследователей нет единого мнения о том, кого древние европейцы хоронили в этих богато обставленных погребениях: старейшин, которые приобрели высокий социальный статус при жизни за личные достижения, родовую аристократию, верховных жрецов или вождей. Вместе с тем наличие богатых детских захоронений указывает на то, что высокий социальный статус в этой культуре передавался по наследству.