На Ботсвану наша команда возлагала особые надежды

4x4 ClubПутешествия

Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Ботсвана

До 1966 года английский протекторат, известный сегодня как Республика Ботсвана, назывался Бечуаналенд. Согласитесь, такое имя стоило поменять. Ботсвана одна из немногих африканских стран, действительно рационально использующая свои ресурсы. Она интересна, безопасна и, безусловно, привлекательна для автопутешественников

Текст Алексей Камерзанов

Помимо государственных парков, в Ботсване много частных территорий, владельцы которых подписывают обязательство охранять животных в пределах ареала. На фотографии зебры бредут по одной из таких территорий

На Ботсвану наша команда возлагала особые надежды. Ведь, вопреки ожиданиям, бездорожья в Восточной Африке оказалось куда меньше, чем нам хотелось бы. Всему виной вездесущий Китай, за последние годы проложивший в Африке тысячи километров дорог. Вы не поверите, но мы встречали идеальные шоссе даже там, где по идее их вообще не должно было быть. Некоторые ещё не успели нанести на карту. В результате деятельности энергичных китайцев Судан, Эфиопия, Танзания, Бурунди обзавелись куда лучшей транспортной инфраструктурой, чем некоторые восточноевропейские страны. Периодически поглядывая на наши внедорожники, обутые в грязевую резину, я мечтал о том дне, когда мы сможем использовать их по прямому назначению. И казалось, в Ботсване это должно было получиться, ведь значительную часть страны занимает национальный парк «Чобе» с дельтой реки Окаванго. Внутри парка разветвлённая сеть дорог, разумеется, не асфальтированных, и, судя по видео из интернета, многие из них в дождь превращаются в настоящее месиво. А это уже какое-никакое приключение. То есть как раз то, что нам нужно. Решено, едем в «Чобе»! Будем пробираться по самым глухим дорогам, а после пройдём по солёным озёрам нацпарка «Макгадикгади». Прямо по воде. Если, конечно, она там будет.

Касане

С переходом границы из Зимбабве в Ботсвану проблем не возникло. Россиянам виза не нужна, машины оформляются быстро и просто, посредством заполнения TIP (Temporarily Import Permit) формы. Кстати, мы переходили в месте, где сходятся границы четырёх стран — Зимбабве, Замбии, Ботсваны и Намибии. Да, представьте, и Намибии тоже. Сюда протягивается так называемая полоса Каприви, появившаяся согласно Занзибарскому договору 1890 года, когда этот регион вошёл в состав Германской Юго-Западной Африки. Она должна была предоставить Германии суверенный доступ к реке Замбези и своё название получила в честь графа Лео фон Каприви, тогдашнего немецкого канцлера. Наш телефон постоянно мечется, регистрируясь то в Ботсване, то в Зимбабве, то в Намибии.

Прямо перед въездом в национальный парк «Чобе» находится небольшой туристический городок Касане. Здесь автопутешественник может найти всё необходимое: симки, провиант, воду и, конечно же, разнообразные карты. Это было особенно кстати, потому что, планируя поездку, мы столкнулись с огромным дефицитом информации. Подробной карты парка мы так и не нашли, а на въезде её можно приобрести всего за несколько долларов. Правда, появились новые сложности. Останавливаться в парке можно только в кемпингах. Дикий туризм, не говоря уже о разжигании огня, категорически запрещён. Нарушителей наказывают большими штрафами и депортируют из парка. За всем бдительно следят вооружённые рейнджеры, с утра до вечера шныряющие по парку. А вот самостоятельно забронировать кемпинг в парке — проблема. Как правило, они расписаны на многие месяцы вперёд и стоят, без преувеличения, сумасшедших денег. Впрочем, вариантов у нас всё равно не было, и мы решили ехать наобум, в надежде разыскать приют уже на месте.

Преодолев путь от Новосибирска до Ботсваны, мы смогли оценить все преимущества деталей от «Полиуретана»

В «Чобе»

Въезжая в парк, мы ничего не платили, а лишь зарегистрировались и сообщили, через какие ворота собираемся его покинуть. Расчёт зависит от того, сколько дней вы планируете там провести. С первых же метров пришлось спускать колёса, дорога песчано-глинистая, и мы начали пробуксовывать. Одна атмосфера — идеальное давление для этих мест. Кстати, в процессе стравливания воздуха наш коллега Эльшан обнаружил неисправность: один из листов задней рессоры на его машине лопнул, буквально раскрошившись на несколько фрагментов. Возвращаться назад мы, разумеется, не хотели, поэтому поехали дальше, только немного осторожнее, особенно на кочках, потому что риск, что задняя рессора окончательно рассыплется, возрастал с каждым ухабом. Средняя скорость движения — 15—20 км/ч. В парке сухо. Очень сухо! Хотя, согласно метеоданным, здесь только что закончился сезон дождей. На въезде нас предупредили, что в этом году дождей было значительно меньше обычного и уровень воды в парке на минимальных отметках.

Вот так обычно выглядит дорога в национальном парке. Вполне сносно, пока не начался дождь

Первое, что удивляет — скелеты слонов, лежащие вдоль дорог. Куча огромных костей и исполинский череп. Откуда они? Браконьеры? Охотники за слоновой костью, которые убивают животных там, где им удобно спиливать и увозить бивни? Или слоны почему-то приходят умирать ближе к дороге? Разумного ответа на этот вопрос мы так и не нашли, спросить было не у кого, а жутковатую картину мы встречали ещё не раз. Хотя живых слонов тоже хватает — они дают о себе знать «минами» на дороге. Причём таких размеров, что временами сложно не испачкать машину результатами их жизнедеятельности. Дорога щедро усыпана свежими лепёшками, которые сочно, с брызгами разлетаются в разные стороны, когда кто-нибудь по неосторожности на них наезжает. Ну а раз есть следы, значит, есть и слоны. И точно, буквально в сотне метров от дороги небольшое, наполовину высохшее озерцо. Около него бродит стайка антилоп и слоновье семейство. Маленькие слоники выглядят такими милыми и пугливыми, что мы теряем всякую осторожность. А зря! В кустах видны рослые силуэты взрослых животных — там, похоже, бродят сразу несколько семей. Мы выпрыгиваем из машин, вооруженные видео- и фотокамерами, и тихонько пробираемся в чащу. Какая красота! Мама, папа, несколько детишек и, видимо, их соседи не торопясь гуляют по лесу. Нас они не боятся и, кажется, почти не обращают внимания. Мы подходим всё ближе, щёлкает затвор фотоаппарата. И тут я замечаю, что отец семейства (по крайней мере, он был больше всех) начинает на нас коситься. Потом медленно разворачивается и резко бросается в нашу сторону. Как же быстро пришлось нам бежать! Хорошо, что мы не подошли ещё ближе и благоразумно оставили дверь машины открытой.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Land Rover Discovery Sport. Продукт раскрепощённых разработчиков Land Rover Discovery Sport. Продукт раскрепощённых разработчиков

Автомобиль основательно переработали, но внешне он практически не изменился

4x4 Club
Подлинный Казанова: импотент или великий любовник? Подлинный Казанова: импотент или великий любовник?

По поводу личности «великого любовника» историки спорят до сих пор

Cosmopolitan
Таких BMW X5 мир ещё не видел. И не факт, что хотел Таких BMW X5 мир ещё не видел. И не факт, что хотел

Сложилась традиция с каждым новым «Икс пятым» знакомиться в конце лета

4x4 Club
Рокетмен Рокетмен

Как сделать из сноуборда реактивный стенд для испытаний?

Популярная механика
Новый Jeep Compass. Переход через Рубикон Новый Jeep Compass. Переход через Рубикон

Фактически он - воплощение итальянских творческих решений с 2,4-литровым мотором

4x4 Club
Как правильно концентрироваться и принимать решения Как правильно концентрироваться и принимать решения

Отрывок из книги «Биохакинг: руководство по раскрытию потенциала организма»

СНОБ
Ольгерд vs Дмитрий Ольгерд vs Дмитрий

«Собирателем» русских земель могло стать Литовское, а не Московское княжество

Дилетант
Это навсегда: история любви 102-летнего Кирка Дугласа и его жены Энн Байденс Это навсегда: история любви 102-летнего Кирка Дугласа и его жены Энн Байденс

Несмотря на трудности, можно прожить в счастливом браке 65 лет

Cosmopolitan
GAC GS8. За всё ответит Баста GAC GS8. За всё ответит Баста

Новый внедорожник от китайской госкомпании GAC пока вызывает больше восторгов

4x4 Club
Верность как выбор: все о «новой» моногамии Верность как выбор: все о «новой» моногамии

Верность сама по себе еще не делает брак счастливым

Psychologies
Зарабатывать, не вставая с дивана. Основатель CarPrice поделился секретами успешных стартапов Зарабатывать, не вставая с дивана. Основатель CarPrice поделился секретами успешных стартапов

Рецепты бизнеса и секреты правильного питания

Forbes
Статины. Пить или подождать? Статины. Пить или подождать?

Статины сегодня назначают почти каждому, у кого повышен уровень холестерина

Здоровье
Прорыв года: Катя Адушкина Прорыв года: Катя Адушкина

Про Катю Адушкину лучше слов говорят цифры

Glamour
Пожалуйста, потрогайте экспонаты. Что делают музеи, чтобы мы в них ходили Пожалуйста, потрогайте экспонаты. Что делают музеи, чтобы мы в них ходили

Сегодня музеи конкурируют не с другими музеями и даже не с телевизором

СНОБ
Ретушь в 20 веке: как раньше актрисы увеличивали глаза и убирали несовершенства Ретушь в 20 веке: как раньше актрисы увеличивали глаза и убирали несовершенства

Как меняли свой облик актрисы 100 лет назад?

Cosmopolitan
Все, что нужно знать об импичменте Трампа Все, что нужно знать об импичменте Трампа

Почему не стоит злоупотреблять властью, разговаривая по телефону

GQ
7 реальных подводных городов, которые открыты для туристов (от них захватывает дух) 7 реальных подводных городов, которые открыты для туристов (от них захватывает дух)

Такое зрелище мало где увидишь!

Playboy
Как войти в свет без денег и связей Как войти в свет без денег и связей

Добрая фея Алексей Ситников научит Золушку быть лучшим другом джетсеттерам

Tatler
«Штрафы уже не сгорают». За что и на сколько наказывали водителей «Штрафы уже не сгорают». За что и на сколько наказывали водителей

Сколько штрафов получили российские водители с начала 2019 года и за что

РБК
Сэмюэл Литтл — самый массовый серийный убийца в истории США, обладавший феноменальной памятью — он рисовал портреты своих жертв. Рассказываем его историю Сэмюэл Литтл — самый массовый серийный убийца в истории США, обладавший феноменальной памятью — он рисовал портреты своих жертв. Рассказываем его историю

Жертвами Сэмюэла Литтла преимущественно становились наркоманки и проститутки

Esquire
Комик Дэниел Слосс: Мне нравится заставлять зрителей чувствовать себя некомфортно Комик Дэниел Слосс: Мне нравится заставлять зрителей чувствовать себя некомфортно

Комик Дэниел Слосс о комедии, планах разрушить мир людей и чувстве стыда

СНОБ
Каршеринг в СССР: на чем ездили и сколько это стоило Каршеринг в СССР: на чем ездили и сколько это стоило

Как работал прокат автомобилей в стране, где развивался коммунизм?

РБК
Все в одном: как выбрать моноблок для офиса или дома Все в одном: как выбрать моноблок для офиса или дома

Надоел занимающий место системный блок? Купите моноблок!

CHIP
Москву нужно сравнивать с Европой, а не с остальной Россией Москву нужно сравнивать с Европой, а не с остальной Россией

Столица России прочно закрепилась в ряду крупнейших европейских городов

СНОБ
Искусство как приём Искусство как приём

Интерьер, выстроенный вокруг предметов искусств, сам стал произведением

SALON-Interior
Острота зрения. Тест-драйв обновленного Lexus RX Острота зрения. Тест-драйв обновленного Lexus RX

Cамый популярный кроссовер премиум-сегмента пережил рестайлинг

РБК
Праздник без памяти. Почему каждое 7 ноября власть попадает в ловушку исторических комплексов Праздник без памяти. Почему каждое 7 ноября власть попадает в ловушку исторических комплексов

Наследие Октябрьской революции проявляет себя чаще, чем кажется

СНОБ
Поймай меня, если сможешь Поймай меня, если сможешь

Слухи о женитьбе Ди Каприо ходят уже давно, но что-то мешает ему создать семью

StarHit
Как протесты в Каталонии влияют на футбольный клуб «Барселона» Как протесты в Каталонии влияют на футбольный клуб «Барселона»

Поддержка политических заключенных и перенос главного матча осени

GQ
«С этими ребятами точно заработаем»: владелец Hoff о Мекке русского ретейла,  Совкомбанке и уберизации гипермаркетов «С этими ребятами точно заработаем»: владелец Hoff о Мекке русского ретейла,  Совкомбанке и уберизации гипермаркетов

Интервью с Михаил Кучментом — один из самых ярких бизнесменов России

Forbes
Открыть в приложении