Актриса Раиса Максимова в интервью Ренаты Литвиновой

OK!Знаменитости

Звезда с звездою говорит

Идея проекта: Нина Суслович. Фото: Ксения Поггенполь

Актриса МХТ им. А.П. Чехова Раиса Максимова играет в спектакле Ренаты Литвиновой «Северный ветер». В свой 90-летний юбилей она вновь вышла на сцену Художественного театра в роли Вечной Алисы — образе, который ей предложила автор. И такая нежность, такое восхищение были в словах Ренаты, когда она поздравляла после спектакля Раису Викторовну, и с каким почтением та ей отвечала! Это был момент стилистического и интонационного единства двух прекрасных женщин, понимания и любви. Мгновение, которое захотелось остановить и поделиться им с публикой. Так возникла идея этого проекта, когда в роли интервьюера — сама Рената.

Для меня было честью поработать с Раисой Викторовной Максимовой — легендарной актрисой, старейшиной Московского Художественного театра. В моей пьесе «Северный ветер» у ее героини — Вечной Алисы такая фраза: «Говорят, есть две главные вещи в жизни — работа и любовь, но побеждает только работа»... Раиса Викторовна, по-моему, сумела эти две важные вещи совместить. В работе над спектаклем «Северный ветер» она была примером совсем молодым актеркам — тогда еще стажерам из театральной школы. Всегда готова к сцене, знает тексты, никогда не опаздывает, получает удовольствие от работы над ролью. Объединить на сцене актрису-легенду и 17-летних молодых, еще только студентов — вот счастье! Такой веер временной, такая петля, охватывающая целую жизнь, почти век. Меня восхищает одержимое служение профессии, люди, одержимые сильнее всех — даже самых талантливых! Такие и есть самая суть театра.

Раиса Викторовна, свой юбилей вы встречаете на сцене со спектаклем. Вам исполнилось… Можно о возрасте сказать?

Да, можно-можно.

90 лет. Если вы начали работать в театре с 17 лет, то получается, что творческая ваша активность продолжается 73 года. А в каком возрасте вы начали подводить итоги? Я, например, начала подводить итоги в 29 лет почему-то, потом в 30, в 40. Я даже говорила себе, что если я не сниму кино в таком-то возрасте, то моя жизнь… Я бы признала ее неудачной, понимаете? Я себе всегда выставляла какие-то планки. А какая у вас механика своей жизни?

А я итоги никогда не подводила, как-то и не думала о них. И карьеру не строила свою, я в такой простой семье родилась, что и слова такого не знала. Всю жизнь я любила театр и служила ему — вот и вся моя карьера. В 17 лет пришла на профессиональную сцену в Саратовском драматическом театре в качестве вспомогательного состава. Меня взяли без всякой школы — им нужны были совсем молодые девочки, там-то были еще дореволюционные артисты. А через два года режиссер Юрий Петрович Киселёв пригласил в саратовский ТЮЗ — это был любимый в городе театр. Юрий Петрович сделал очень хорошую молодую труппу. И ему нужна была такая артистка, как я, хотя у меня не было никакого образования. В ТЮЗе я, по существу, и начала свою творческую жизнь.

А что в вас было такого, что вас всегда брали? Вы сами как можете себя оценить, кроме красоты?

(Смеется.) Спасибо. Ну, брали, во-первых, потому, что молодая, во-вторых, органичная очень. И видимо, был какой-то дан сверху талант, вот этот уголек в сердце. В ТЮЗе я все сказки переиграла, Джульетту в «Ромео и Джульетте», Изольду в «Тристане и Изольде», в «Слуге двух хозяев» Беатриче. Меня увидел в театре Олег Павлович Табаков. Был он очень театральный мальчик. Вот он просто родился артистом, не выходил из ТЮЗа. (Смеется.) Я с ним познакомилась уже здесь, в Москве. Он потом говорил: «Рая, ты как память моей юности». Ему было 14 лет, а мне 20.

Он вспоминал еще ваши ноги, что он ходил смотреть…

(Смеется.) «Ножки эти...»

А вы были в чем-то обтягивающем?

В «Слуге двух хозяев» Беатриче переодета в мужской костюм, она в лосинах. И ноги хорошо видно было, но и мне 20 лет! Я говорила: «Олег Павлович, ну вы меня смущаете, почему вы всегда об этом вспоминаете?»

Он ценил красивых женщин.

Когда я уже с ним во МХАТе встретилась, он ко мне относился по-особенному. Землячка и «память моей юности». Перед его приходом в наш театр в 2000 году у меня был в некоторой степени провал в актерской профессии: я пять лет при Олеге Николаевиче Ефремове работала заведующим режиссерским управлением в театре, не могла делать никакие роли — эти годы выпали из работы, я играла только те роли, которые у меня оставались. Олег Павлович продлил мою творческую жизнь — так же как и вы, Рената Муратовна, продлили мне ее своим спектаклем.

Спасибо большое. А по какой системе начиная с 17 лет вы работали как театральная актриса?

Cкажу откровенно, что даже Школа-студия наша, очень хорошая, всё равно мне дала меньше, чем практический опыт работы в Художественном театре, когда я встретилась с его мастерами! Алексей Грибов! Он был потрясающий артист, я ему говорила: «Алексей Николаевич, ну вот как вы так можете играть?» «Да просто, Раюшка, — отвечал, — это же очень, очень просто». Но что за этим стояло, какая работа! Вот это и было моей школой — я видела, как играют, как живут на сцене эти артисты. Андровская, Степанова...

Ангелина Степанова для вас была тоже ролевой моделью?

Да, ведь я потом играла за нее Ирину в «Трёх сестрах». И она ко мне очень хорошо, внимательно, по-человечески отнеслась. А могла бы и наоборот.

У вас была какая разница в возрасте?

Лет тридцать, наверное. Я пришла в театр в 26 лет.

И она за 50 играла 18-летнюю Ирину. Вы считаете, это нормально?

Это уже другая история. Ведь и Клавдия Еланская играла Ольгу в «Трёх сестрах» Немировича-Данченко, в этом прекрасном спектакле, а Машу играла Алла Тарасова.

Тарасова? А сколько же ей лет было в 56-м году? Это же боже мой…

Тоже под 60 лет. А в 1956 году рухнул «железный занавес», и открылась дверь в Европу, в мир. Вскоре в Москву приехал английский антрепренер — мистер Добни, очаровательный такой, настоящий джентльмен. Он должен был отобрать у нас в театре чеховские спектакли, чтобы повезти их в Лондон. Посмотрел «Три сестры» и сказал: «Прекрасный спектакль, но у меня одно условие, категорическое: всех молодых героев должны играть молодые артисты». И ввели в спектакль молодежь: Ольгу играла Кирочка Головко, Машу — Маргарита Юрьева, и я — Ирину. И Станицына вывели из «Трёх сестер», и Ливанова, и Массальского — они все еще играли.

И как они это пережили?

А что им было делать? Это был приказ правительства. Но всё равно они в 1958 году поехали в Лондон на гастроли, сделали для себя «Вишнёвый сад» быстро-быстро.

И кто же играл Раневскую — Тарасова?

Ну конечно.

Вы серьезно?

(Смеется.) И в Лондоне вышла статья, что «жирный рябчик прилетел к нам».

А «жирный рябчик» — это Тарасова?

А кто же еще. Может, этого не надо говорить?

Почему не надо, раз так было написано в газете. Я, кстати, знаю, что именно вам Тарасова много чего тормозила в театре, будучи директором и примой. И любимой артисткой Сталина.

Любимой артисткой Сталина, женой Ивана Москвина, который был депутатом Верховного Совета и директором театра вплоть до своей смерти в 1946 году. А в 50-е и 60-е во МХАТе не существовало главного режиссера, и театром руководил триумвират: Ливанов, Станицын и Кедров, у каждого свои, так сказать, труппы. А Алла Константиновна Тарасова была самая главная над всеми, она была директор.

А как ей удалось консолидировать такую власть? С вашей точки зрения, чем она таким обладала?

Она была очень сильной, очень властной. Она же играла в «Петре Первом» императрицу Екатерину I — саму себя играла. И как-то полувсерьез-полушутя сказала нам, артисткам молоденьким: «Учтите, в спальню к мужчине надо входить горничной, а выходить — королевой». В 56-м Таню Доронину, мою однокурсницу, должны были взять в театр, но Алла Константиновна воспротивилась и нашла причину: Таня в это время с кем-то поссорилась, кому-то нагрубила...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

100 самых сексуальных женщин страны: 100-53 100 самых сексуальных женщин страны: 100-53

Итоговый рейтинг «100 самых сексуальных женщин страны – 2019»

Maxim
Высокие отношения: 5 самых красивых расставаний звезд Высокие отношения: 5 самых красивых расставаний звезд

Звездные пары доказывают, что развод не повод для ссоры

Cosmopolitan
Тот самый Карлсон Тот самый Карлсон

Андрей Бурковский по-настоящему успешен на театральной сцене и в кино

OK!
Рецензия: Каким получился Рецензия: Каким получился

Почему Disney прямо на наших глазах совершает революцию в киноиндустрии

Esquire
Метод Урганта Метод Урганта

Может ли у человека всегда быть хорошее настроение?

OK!
Скромный веган: что стало со вторым основателем WeWork после краха компании Скромный веган: что стало со вторым основателем WeWork после краха компании

Почему Мигель Маккелви остался на своем посту после краха краха WeWork?

Forbes
Мы все манипуляторы? Мы все манипуляторы?

Люди нередко подозревают друг друга в манипулировании. Кто прав?

Psychologies
Это не игрушки Это не игрушки

Киберспортсмены обогнали по заработкам звезд кино, музыкантов и футболистов

Tatler
«Когда я выходила замуж, даже не думала, что так бывает» «Когда я выходила замуж, даже не думала, что так бывает»

Теперь награды в семье Вайнштейнов-Батыршиных зарабатывают дети

OK!
По баллистической траектории: самолеты, которые никогда не летали По баллистической траектории: самолеты, которые никогда не летали

Это был уникальный проект российского палубного истребителя

Популярная механика
Начни покупки с нуля: 5 правил шопинга на совесть Начни покупки с нуля: 5 правил шопинга на совесть

Как не переплачивать, в чем себе не отказывая

Cosmopolitan
Искусство обмана: как научиться изощренно манипулировать людьми Искусство обмана: как научиться изощренно манипулировать людьми

Как распознавать манипуляции?

Forbes
В свободном полете В свободном полете

Собираешься приобрести квартиру без внутренних стен?

Лиза
Я еще и вышивать могу Я еще и вышивать могу

Какую стратегию выбрать, чтобы не остаться без работы?

Cosmopolitan
Нетихие планеры Нетихие планеры

Самовзлетные планеры, разработанные в пензенском КБ «Авиастроитель»

Популярная механика
Если быть точнее: как выбрать лазерную рулетку для дома Если быть точнее: как выбрать лазерную рулетку для дома

Как выбрать лазерную рулетку и для дома, и для работ по заказам?

CHIP
Почему у мужчин «пунктик» на анальном сексе? Почему у мужчин «пунктик» на анальном сексе?

Откуда у мужчин эта причудливая фиксация на анальном сексе

Cosmopolitan
Овощи по правилам Овощи по правилам

Как лучше приготовить самые полезные для фигуры продукты

Худеем правильно
Певица года: Maruv Певица года: Maruv

Без Maruv не обошелся ни один плей-лист 2019‑го

Glamour
Ольга Паскина: Пример для подражания Ольга Паскина: Пример для подражания

Как у Ольги Паскиной получается жонглировать более чем 30 активами холдинга

Cosmopolitan
Любовь на расстоянии Любовь на расстоянии

В век современных технологий расстояния перестали быть проблемой для отношений

Лиза
Вы бы предпочли мясо из пробирки или муку из сверчков? Вы бы предпочли мясо из пробирки или муку из сверчков?

Интервью с философом и создателем теории Next Nature Куртом ван Менсвортом

GQ
«Я хочу отомстить»: оружие, направленное на себя «Я хочу отомстить»: оружие, направленное на себя

В каждом из нас живет мститель, который просыпается, когда нас обижают

Psychologies
«Долина — ужасное место, Сан-Франциско — гнусный город»: Илья Осколков-Ценципер о том, как придумывать новые проекты «Долина — ужасное место, Сан-Франциско — гнусный город»: Илья Осколков-Ценципер о том, как придумывать новые проекты

Илья Осколков-Ценципер о том, как работает технология «придумывания» проектов

Forbes
«Многое из того, что мы делаем, — это сторителлинг»: Николай Марсиано, Guess Jeans USA, — о коллаборациях, винтаже и любви к рэпу «Многое из того, что мы делаем, — это сторителлинг»: Николай Марсиано, Guess Jeans USA, — о коллаборациях, винтаже и любви к рэпу

Николай Марсиано затеял революционные перемены для марки Guess

Esquire
Страна, которая гуляет сама по себе Страна, которая гуляет сама по себе

«Огонек» побывал в Абхазии, в которой многое происходит и ничего не меняет

Огонёк
«Мы не Intel» «Мы не Intel»

Генеральный директор Baikal Electronics: о новом процессоре

Эксперт
LinkedIn для рабочего класса: как бывший мойщик посуды превращает соцсеть для «синих воротничков» в бизнес на $1 млрд LinkedIn для рабочего класса: как бывший мойщик посуды превращает соцсеть для «синих воротничков» в бизнес на $1 млрд

Компания Jobcase Фредерика Гоффа оценивается в сотни миллионов долларов

Forbes
Умножение делением: что может дать обычным людям шеринг в сфере b2b Умножение делением: что может дать обычным людям шеринг в сфере b2b

Шеринг персонала собирается изменить весь рынок труда

РБК
Магазины без будущего: куда и почему уходят гипермаркеты Магазины без будущего: куда и почему уходят гипермаркеты

Гипермаркеты в их традиционном формате не имеют будущего

Forbes
Открыть в приложении