Актриса Раиса Максимова в интервью Ренаты Литвиновой

OK!Знаменитости

Звезда с звездою говорит

Идея проекта: Нина Суслович. Фото: Ксения Поггенполь

Актриса МХТ им. А.П. Чехова Раиса Максимова играет в спектакле Ренаты Литвиновой «Северный ветер». В свой 90-летний юбилей она вновь вышла на сцену Художественного театра в роли Вечной Алисы — образе, который ей предложила автор. И такая нежность, такое восхищение были в словах Ренаты, когда она поздравляла после спектакля Раису Викторовну, и с каким почтением та ей отвечала! Это был момент стилистического и интонационного единства двух прекрасных женщин, понимания и любви. Мгновение, которое захотелось остановить и поделиться им с публикой. Так возникла идея этого проекта, когда в роли интервьюера — сама Рената.

Для меня было честью поработать с Раисой Викторовной Максимовой — легендарной актрисой, старейшиной Московского Художественного театра. В моей пьесе «Северный ветер» у ее героини — Вечной Алисы такая фраза: «Говорят, есть две главные вещи в жизни — работа и любовь, но побеждает только работа»... Раиса Викторовна, по-моему, сумела эти две важные вещи совместить. В работе над спектаклем «Северный ветер» она была примером совсем молодым актеркам — тогда еще стажерам из театральной школы. Всегда готова к сцене, знает тексты, никогда не опаздывает, получает удовольствие от работы над ролью. Объединить на сцене актрису-легенду и 17-летних молодых, еще только студентов — вот счастье! Такой веер временной, такая петля, охватывающая целую жизнь, почти век. Меня восхищает одержимое служение профессии, люди, одержимые сильнее всех — даже самых талантливых! Такие и есть самая суть театра.

Раиса Викторовна, свой юбилей вы встречаете на сцене со спектаклем. Вам исполнилось… Можно о возрасте сказать?

Да, можно-можно.

90 лет. Если вы начали работать в театре с 17 лет, то получается, что творческая ваша активность продолжается 73 года. А в каком возрасте вы начали подводить итоги? Я, например, начала подводить итоги в 29 лет почему-то, потом в 30, в 40. Я даже говорила себе, что если я не сниму кино в таком-то возрасте, то моя жизнь… Я бы признала ее неудачной, понимаете? Я себе всегда выставляла какие-то планки. А какая у вас механика своей жизни?

А я итоги никогда не подводила, как-то и не думала о них. И карьеру не строила свою, я в такой простой семье родилась, что и слова такого не знала. Всю жизнь я любила театр и служила ему — вот и вся моя карьера. В 17 лет пришла на профессиональную сцену в Саратовском драматическом театре в качестве вспомогательного состава. Меня взяли без всякой школы — им нужны были совсем молодые девочки, там-то были еще дореволюционные артисты. А через два года режиссер Юрий Петрович Киселёв пригласил в саратовский ТЮЗ — это был любимый в городе театр. Юрий Петрович сделал очень хорошую молодую труппу. И ему нужна была такая артистка, как я, хотя у меня не было никакого образования. В ТЮЗе я, по существу, и начала свою творческую жизнь.

А что в вас было такого, что вас всегда брали? Вы сами как можете себя оценить, кроме красоты?

(Смеется.) Спасибо. Ну, брали, во-первых, потому, что молодая, во-вторых, органичная очень. И видимо, был какой-то дан сверху талант, вот этот уголек в сердце. В ТЮЗе я все сказки переиграла, Джульетту в «Ромео и Джульетте», Изольду в «Тристане и Изольде», в «Слуге двух хозяев» Беатриче. Меня увидел в театре Олег Павлович Табаков. Был он очень театральный мальчик. Вот он просто родился артистом, не выходил из ТЮЗа. (Смеется.) Я с ним познакомилась уже здесь, в Москве. Он потом говорил: «Рая, ты как память моей юности». Ему было 14 лет, а мне 20.

Он вспоминал еще ваши ноги, что он ходил смотреть…

(Смеется.) «Ножки эти...»

А вы были в чем-то обтягивающем?

В «Слуге двух хозяев» Беатриче переодета в мужской костюм, она в лосинах. И ноги хорошо видно было, но и мне 20 лет! Я говорила: «Олег Павлович, ну вы меня смущаете, почему вы всегда об этом вспоминаете?»

Он ценил красивых женщин.

Когда я уже с ним во МХАТе встретилась, он ко мне относился по-особенному. Землячка и «память моей юности». Перед его приходом в наш театр в 2000 году у меня был в некоторой степени провал в актерской профессии: я пять лет при Олеге Николаевиче Ефремове работала заведующим режиссерским управлением в театре, не могла делать никакие роли — эти годы выпали из работы, я играла только те роли, которые у меня оставались. Олег Павлович продлил мою творческую жизнь — так же как и вы, Рената Муратовна, продлили мне ее своим спектаклем.

Спасибо большое. А по какой системе начиная с 17 лет вы работали как театральная актриса?

Cкажу откровенно, что даже Школа-студия наша, очень хорошая, всё равно мне дала меньше, чем практический опыт работы в Художественном театре, когда я встретилась с его мастерами! Алексей Грибов! Он был потрясающий артист, я ему говорила: «Алексей Николаевич, ну вот как вы так можете играть?» «Да просто, Раюшка, — отвечал, — это же очень, очень просто». Но что за этим стояло, какая работа! Вот это и было моей школой — я видела, как играют, как живут на сцене эти артисты. Андровская, Степанова...

Ангелина Степанова для вас была тоже ролевой моделью?

Да, ведь я потом играла за нее Ирину в «Трёх сестрах». И она ко мне очень хорошо, внимательно, по-человечески отнеслась. А могла бы и наоборот.

У вас была какая разница в возрасте?

Лет тридцать, наверное. Я пришла в театр в 26 лет.

И она за 50 играла 18-летнюю Ирину. Вы считаете, это нормально?

Это уже другая история. Ведь и Клавдия Еланская играла Ольгу в «Трёх сестрах» Немировича-Данченко, в этом прекрасном спектакле, а Машу играла Алла Тарасова.

Тарасова? А сколько же ей лет было в 56-м году? Это же боже мой…

Тоже под 60 лет. А в 1956 году рухнул «железный занавес», и открылась дверь в Европу, в мир. Вскоре в Москву приехал английский антрепренер — мистер Добни, очаровательный такой, настоящий джентльмен. Он должен был отобрать у нас в театре чеховские спектакли, чтобы повезти их в Лондон. Посмотрел «Три сестры» и сказал: «Прекрасный спектакль, но у меня одно условие, категорическое: всех молодых героев должны играть молодые артисты». И ввели в спектакль молодежь: Ольгу играла Кирочка Головко, Машу — Маргарита Юрьева, и я — Ирину. И Станицына вывели из «Трёх сестер», и Ливанова, и Массальского — они все еще играли.

И как они это пережили?

А что им было делать? Это был приказ правительства. Но всё равно они в 1958 году поехали в Лондон на гастроли, сделали для себя «Вишнёвый сад» быстро-быстро.

И кто же играл Раневскую — Тарасова?

Ну конечно.

Вы серьезно?

(Смеется.) И в Лондоне вышла статья, что «жирный рябчик прилетел к нам».

А «жирный рябчик» — это Тарасова?

А кто же еще. Может, этого не надо говорить?

Почему не надо, раз так было написано в газете. Я, кстати, знаю, что именно вам Тарасова много чего тормозила в театре, будучи директором и примой. И любимой артисткой Сталина.

Любимой артисткой Сталина, женой Ивана Москвина, который был депутатом Верховного Совета и директором театра вплоть до своей смерти в 1946 году. А в 50-е и 60-е во МХАТе не существовало главного режиссера, и театром руководил триумвират: Ливанов, Станицын и Кедров, у каждого свои, так сказать, труппы. А Алла Константиновна Тарасова была самая главная над всеми, она была директор.

А как ей удалось консолидировать такую власть? С вашей точки зрения, чем она таким обладала?

Она была очень сильной, очень властной. Она же играла в «Петре Первом» императрицу Екатерину I — саму себя играла. И как-то полувсерьез-полушутя сказала нам, артисткам молоденьким: «Учтите, в спальню к мужчине надо входить горничной, а выходить — королевой». В 56-м Таню Доронину, мою однокурсницу, должны были взять в театр, но Алла Константиновна воспротивилась и нашла причину: Таня в это время с кем-то поссорилась, кому-то нагрубила...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мировое правительство Мировое правительство

Тайны женщин семейства Ротшильд

Tatler
«Мы работаем над собой ради наших детей» «Мы работаем над собой ради наших детей»

Artik из дуэта Artik & Asti стал отцом во второй раз

OK!
Метод Урганта Метод Урганта

Может ли у человека всегда быть хорошее настроение?

OK!
Анастасия Макеева: «Муж разрешает мне не ночевать дома» Анастасия Макеева: «Муж разрешает мне не ночевать дома»

Актриса о том, почему обратилась к священнику и как ее балует супруг

StarHit
Тот самый Карлсон Тот самый Карлсон

Андрей Бурковский по-настоящему успешен на театральной сцене и в кино

OK!
Не стоит благодарности Не стоит благодарности

Уйти от неформальных платежей в медицине непросто

Эксперт
Лучшая переводная фантастика 2019 года: что почитать Лучшая переводная фантастика 2019 года: что почитать

Подборка самых свежих и неординарных романов в жанре научной фантастики

Популярная механика
Напои флору: как поливать комнатные цветы Напои флору: как поливать комнатные цветы

Как правильно ухаживать за растениями, чтобы они радовали ростом и долголетием

Cosmopolitan
Секстинг вместо секса Секстинг вместо секса

Не секстинг виноват в том, что исследователи называют кризисом секса

Playboy
Холодильник какой фирмы лучше выбрать Холодильник какой фирмы лучше выбрать

При выборе холодильника учтите объем, удобство, энергопотребление и цену

CHIP
Меч из Ваймушского городка Меч из Ваймушского городка

На Ваймушском городище был найден меч XIV века

Дилетант
Как правильно рассчитать освещенность квартиры? Как правильно рассчитать освещенность квартиры?

Как правильно рассчитать освещенность каждого помещения в доме?

CHIP
Инверсное мышление: как похудеть и избавиться от долгов, думая о плохом Инверсное мышление: как похудеть и избавиться от долгов, думая о плохом

Как мысленная уловка поможет избавиться от проблем и достичь целей

РБК
Мужчины, которым не хочется секса Мужчины, которым не хочется секса

Если вам кажется, что партнер охладел, не спешите с выводами

Psychologies
На здоровье На здоровье

Как инвестирует частный фонд, специализирующийся на медицинских проектах

Forbes
«Многое из того, что мы делаем, — это сторителлинг»: Николай Марсиано, Guess Jeans USA, — о коллаборациях, винтаже и любви к рэпу «Многое из того, что мы делаем, — это сторителлинг»: Николай Марсиано, Guess Jeans USA, — о коллаборациях, винтаже и любви к рэпу

Николай Марсиано затеял революционные перемены для марки Guess

Esquire
Как научиться принимать свой возраст: рассказывает психолог Как научиться принимать свой возраст: рассказывает психолог

С рождения нас преследуют навязанные нормы, с возрастом они становятся жестче

Cosmopolitan
Владимир Ташлыков: «Не рискнул бы играть Господа Бога» Владимир Ташлыков: «Не рискнул бы играть Господа Бога»

Владимир Ташлыков о секретах съемок и неожиданных подарках поклонниц

StarHit
Влюбиться по собственному желанию: способны ли мы управлять чувствами? Влюбиться по собственному желанию: способны ли мы управлять чувствами?

Любовь — романтическое чувство, неподвластное разуму. Так ли это?

Psychologies
И наконец построили... И наконец построили...

Как М-11 изменит путешествие из Петербурга в Москву?

Огонёк
Лучшие фильмы Мартина Скорсезе Лучшие фильмы Мартина Скорсезе

Эта подборка — лучшее подтверждение всестороннего таланта Скорсезе

Esquire
Система полковника Смолова и майора Перова Система полковника Смолова и майора Перова

Первая глава новой книги Софии Синицкой

Esquire
Джерарду Батлеру - 50! Все «падения» и битвы бывшего алкоголика Джерарду Батлеру - 50! Все «падения» и битвы бывшего алкоголика

Самые интересные роли в кино шотландского актера Джерарда Батлера

Cosmopolitan
10 технологий, которые повлияли на то, как мы совершаем покупки 10 технологий, которые повлияли на то, как мы совершаем покупки

Как онлайн-магазины трансформируют электронные витрины, используя ИИ

Forbes
Моя прекрасная леди Моя прекрасная леди

Мишель Докери рассказала, почему считает роль леди Мэри решающей в своей карьере

Grazia
Сильный бренд Сильный бренд

«Звездные Войны» — огромная франшиза, проникнувшая во все сферы нашей жизни

Вокруг света
Вырастили детей... и бренды! Уизерспун, Альба и другие звездные бизнес-мамы Вырастили детей... и бренды! Уизерспун, Альба и другие звездные бизнес-мамы

Женщины, которые построили собственный бизнес после рождения детей

Cosmopolitan
Как дислексия помогла главе Cisco научиться предсказывать будущее в бизнесе Как дислексия помогла главе Cisco научиться предсказывать будущее в бизнесе

Фрагмент книги «Соединяя точки. Уроки лидерства» Джона Чемберса и Дианы Брейди

Forbes
Гостевой брак и дружеский секс: что такое свободные отношения и кому они нужны Гостевой брак и дружеский секс: что такое свободные отношения и кому они нужны

Типы свободных отношений и кому они могут подойти

Cosmopolitan
«Еще один налог на предпринимателей»: как «суверенный интернет» изменит жизнь российского бизнеса «Еще один налог на предпринимателей»: как «суверенный интернет» изменит жизнь российского бизнеса

Как риск отключения от глобального интернета влияет на российский бизнес?

Forbes
Открыть в приложении