Над поверхностью Земли
Воздушные путешествия сегодня доступны каждому – спасибо гражданской авиации. И все же мягкое кресло в «боинге» или «аэробусе» не дает того ощущения полета, о котором с давних времен мечтали люди. Но бывают и совсем другие полеты, которые в наши дни тоже стали возможны
Чтобы подняться в небо, сегодня достаточно купить билет и пройти несложные аэропортовые формальности. Пассажирский лайнер быстро перенесет в другой город или в другую страну. Правда, и удовольствие от такого полета минимальное. Однако существует целое сообщество людей, которым доступны иные ощущения, открыто другое небо. Это пилоты и владельцы частных самолетов. Одни сами строят летательные аппараты, другие покупают уже готовые машины за немалые деньги. Кроме того, приходится платить за обучение летным навыкам, правилам радиообмена и основам навигации. Но все это окупается радостью свободного полета, удовольствием от управления крылатой машиной и общением с единомышленниками, которых можно встретить на любом частном аэродроме или на слетах любителей малой авиации, периодически проходящих в разных местах страны.
Посетить такое мероприятие в башкирском городе Стерлитамак меня пригласил мой друг Саша Михайлов – пилот и владелец четырехместного двухмоторного самолета-амфибии Л-42, построенного в Самаре. Нам предстояло совершить перелет до Стерлитамака дальностью более 1200 км, выполнить дозаправку в пути и посетить песчаный остров посреди Волги неподалеку от Самары. Но об острове чуть позже. А пока...
От винта!
Стартовали мы ранним субботним утром – с частного аэродрома, который расположен на юге Московской области.
Самолет еще с вечера был полностью проверен и заправлен, так что приготовления к полету не заняли много времени. И вот моторы выведены на взлетную мощность, отпущены тормоза… Несколько секунд – и мы в воздухе. Набираем разрешенную диспетчером высоту и ложимся на курс. Встречного ветра нет, скорость около 180 км/ч, и по мере выработки топлива она будет расти. Пока же есть время осмотреться. Поверхность земли, особенно над водоемами, еще затянута дымкой утреннего тумана, но быстро поднимающееся солнце уже разгоняет клубящуюся пелену. Внизу богатая подмосковная дачная застройка сменяется менее богатой, но более основательной в Тульской области, а ближе к Рязани под крылом проплывают типичные деревни русской глубинки. А мы идем на высоте 300 м, вдали от пассажирских воздушных трасс и военных аэродромов. На третьем часу полета Рязанская область осталась позади, и мы уже над Мордовией. Здесь сплошные леса, лишь пересеченные кое-где ниткой газопровода или просекой ЛЭП. Несколько раз видели на земле заброшенные полосы сельскохозяйственной авиации – остатки былой аграрной и индустриальной мощи.
Еще через пару часов на горизонте заблестело зеркало Волги. Здесь, в районе Куйбышевского водохранилища, ее ширина достигает 10 км, и, чтобы пересечь реку, нужно несколько минут. Промежуточная цель нашего полета – безымянный остров недалеко от Самары, но прежде мы садимся для дозаправки на небольшом аэродроме под Тольятти. Процедура эта не слишком хлопотная: обычный автомобильный бензин заливается в бак из канистр.