15 лучших российских фильмов 2020 года
В этом году мы увидели слишком много скринлайф-сериалов и не увидели "Петровых в гриппе" Кирилла Серебренникова, но 2020-й все равно оказался богат на (положительные) эмоции от отечественного кино. Вспоминаем 15 лучших российских фильмов уходящего (наконец-то!) года.
15«Огонь»
Фильм про пожарных, который раздражает критиков и киноманов своей вторичностью и схематичностью, но эффективно достигает главной цели — заставить зрителя переживать, плакать, улыбаться и думать о высоком больше, чем обычно. Кому-то это покажется манипуляцией, кому-то — торжеством наива, но самое главное, что это работает. Хорошее жанровое кино, причем сделанное в жанре, который до этого (что в «Экипаже» от той же команды, что в «Метро») нам не поддавался.
14«Зови меня Дрозд»
Хрупкий и тонкий роман воспитания в духе советского “Розыгрыша”, его российского ремейка с Noize MC и всего подросткового репертуара американского фестиваля Sundance. Угрюмый парень, переживающий развод родителей (отца, ушедшего из семьи, в третий раз за последние годы играет Кирилл Кяро), пытается выразить себя в поэтических баттлах с одноклассниками — но ему не хватает духа найти свой голос. Помочь подростку решает загадочный друг из соцсетей по прозвищу Дрозд. А еще мальчик влюбляется — и как история про первое чувство “Зови меня Дрозд” тоже хорош. На фестивале “Окно в Европу” в Выборге жюри, в котором довелось поработать и корреспонденту Esquire, наградило режиссера Павла Мирзоева дипломом с формулировкой “за свет и искренность”. Но вообще-то хотелось “за свет и электричество”, потому что этот фильм, хоть он и несовершенен, искрит и греет. А молодые актеры Иван Логинов, Максим Сапрыкин и уже закаленная сериалом “Мир! Дружба! Жвачка!” Валентина Ляпина — и вовсе открытия года.
13«Неадекватные люди 2»
Первая часть “Неадекватных людей” Романа Каримова, собравшая десять лет назад все мыслимые призы фестиваля “Окно в Европу”, была хоть и местами взаправду неадекватной, но в целом вполне традиционной комедией о горестях и прелестях незрелых отношений. Тем поразительнее тот путь, который проделали герои и режиссер за декаду, потому что “Неадекватные люди 2” — это уже настоящая семейная сага. Трусливый лев (Игорь Любимов) и вчерашняя школьница (Ингрид Олеринская) расстаются, а их общий друг — жестокий психолог (Евгений Цыганов, которому наконец-то есть что играть) — советует им не сближаться как можно дольше. И из этой предпосылки вдруг рождается серьезная драма с размахом “Брачной истории” и “Ла-Ла Ленда” (серьезно!). Причем нелинейное повествование и постоянная смена рассказчиков превращают ее в хронологическую головоломку с логикой “Довода” (и снова серьезно!). А то обстоятельство, что героиня решает перековать свою свободу в карьеру, еще и делает фильм российским производственным романом, который оказался ближе всех к “Социальной сети” (да, это тоже серьезно). В общем, “Неадекватные люди 2” — это и правда самый неожиданный сюрприз года.
12«Блокадный дневник»
Победитель ММКФ, который так странно смотрелся на фоне блокбастера “Серебряные коньки”, фестиваль открывшего: в одном фильме зимний Петербург яркий, нарядный и пышущий жизнью, в другом — черно-белый, замерзший и отданный на растерзание смерти. Но близость к ней обостряет все человеческое — и в героях, и в авторе (предыдущий фильм режиссера Андрея Зайцева — подростковая мелодрама “14+”, так что двухчасовое полотно про блокаду — его личный подвиг), и в зрителе. “Блокадный дневник” описывает один день из жизни Ольги Берггольц, легендарной поэтессы, которую называли “ленинградской Мадонной” и которая, выступая на радио со своими стихами, не давала городу уснуть и замерзнуть. Во время войны Берггольц потеряла мужа. Фильм начинается с ее попытки похоронить его, а продолжается страшной и медленной одиссеей через обледеневший и обезлюдевший город. “Блокадный дневник” невозможно воспринимать как кино: любые художественные приемы в разговоре на такую тему попросту бессильны и неуместны. Но этот фильм в свое время сам станет важным документальным свидетельством того, что люди в 2020 году думали и чувствовали (или не думали и не чувствовали) о блокаде. Его нужно посмотреть — даже и через силу.