«Объясняя науку: Руководство для авторов научно-популярных текстов»
Грамотно писать научно-популярные новости непросто. Необходимо ли для этого быть ученым? И правомерно ли называть популяризатора переводчиком с «птичьего научного языка» на общепонятный? Физик-теоретик, популяризатор науки и автор N + 1 Игорь Иванов делится собственным опытом в книге «Объясняя науку: Руководство для авторов научно-популярных текстов» (издательство «Альпина нон-фикшн»). Иванов рассказывает, на что ориентироваться при написании научно-популярной новости, как правильно работать с источниками и выстраивать текст, а также зачем «сопровождать» новость после ее публикации. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с отрывком, в котором автор отвечает на вопрос «О чем писать?» и демонстрирует, как в рунете появляются «сенсационные» новости, вводящие читателя в заблуждение.
О чем писать
Это подводит нас к еще одному важному вопросу: о чем, собственно, писать? Что выбирать в качестве новостного повода? Еженедельно выходят сотни статей, рапортующих о чем-то действительно неординарном в своей области науки и потому достойных широкого освещения. Если вы сами выбираете, о чем писать, то вам для этого достаточно регулярно мониторить топовые научные журналы по своей широкой теме. Если вы, скажем, действующий ученый-физик и просматриваете архив е-принтов по работе, то подпишитесь вдобавок на рассылку журналов Nature, Science, Nature Physics, Physical Review Letters, на журнал Physics, в котором публикуются слегка адаптированные синопсисы статей из того же PRL, на тематические блоги и твиттеры — и вы будете держать руку на пульсе физики. Если вы не физик и не готовы перелопачивать столько технической информации, вычеркните, пожалуй, архив и Physical Review Letters, но остальные журналы мониторить все равно стоит, там поток небольшой. Практически любая статья из этих журналов отражает реальное положение в своей научной области и может стать отличным информационным поводом для интересной своевременной научно-популярной новости.
Любопытные статьи публикуются, конечно, и в других журналах. Но если вам попалась на глаза такая статья, то, скорее всего, не потому, что вы регулярно мониторите этот журнал, а потому, что про нее уже написало какое-то информагентство, сообщил блогер, проинформировал пресс-релиз. И вот здесь, перед тем как приниматься за новость, постарайтесь убедиться, что эта работа отражает реальное положение дел в науке. Нравится вам это или нет, но освещение в англоязычных СМИ, активное обсуждение в соцсетях и даже выход пресс-релиза — это вовсе не гарантия качества научного исследования. Если вы нацелены на грамотный научпоп и беретесь за освещение этой работы, убедитесь, что правдиво донесете до читателей вещи, важные и интересные самому научному сообществу.
Излишняя сенсационность многих новостей начинается как раз с того, что авторы или редакторы издания выбирают инфоповод совсем по иным критериям: чтобы попасть в медиаволну вместе с остальными СМИ или чтобы прикрутить заголовок пожарче. Авторы таких новостей не просматривают научные журналы, не выискивают инфоповод среди научных публикаций. Они просто подписаны на англоязычные агрегаторы новостей науки и выбирают сюжет полюбопытнее. Отсюда и возникают дикие заголовки про черные дыры и даже машины времени, которые якобы сможет породить Большой адронный коллайдер, или про двигатели, искривляющие пространство и способные доставить путешественника в соседнюю галактику за пару часов. В основе всех этих сообщений, которые моментально подхватывают остальные СМИ, лежат маргинальные научные работы, крайне экзотические математические гипотезы, которые пока ничем не подтверждены и которые даже близко не отражают то, чем на самом деле живет соответствующий раздел науки.
Приведу для пущей фактурности такую параллель. Вы наверняка встречали в СМИ под рубрикой «Новости спорта» заголовки в духе «Бывшая подруга знаменитого футболиста обзавелась новым бойфрендом». Вы, конечно, понимаете, что это не спортивная новость, а просто продукт желтой прессы. И причина не в том, что новость написана как-то излишне плохо, а в самом инфоповоде: в этом сообщении просто не может быть ничего о спорте. Ровно та же ситуация встречается и в заметной части якобы научных новостей: в них сам инфоповод выбран настолько маргинальный, что в результате новость совершенно не отражает реальную ситуацию в науке, как ее ни переписывай.