Звезда переменчивой эпохи: как Инна Чурикова всю жизнь бросала вызов традициям
14 января в возрасте 79 лет умерла народная артистка СССР Инна Чурикова. Еще в октябре 2022 года сообщалось, что актриса простужена и врачи не рекомендуют ей выходить на сцену — с 1975 года актриса служила в театре «Ленком». А для широкого зрителя Чурикова стала символом целой эпохи благодаря ее работам в кино — «Тот самый Мюнхгаузен», «Васса», «В круге первом», «Ширли-мырли» и многих других.
У каждого поколения российских зрителей была своя звезда номер один: в первой половине ХХ на экране царила Любовь Орлова, дети послевоенных лет с придыханием вспоминали Элину Быстрицкую, а для тех, чье детство и юность пришлись на 1980-е и 1990-е годы, родным лицом была Инна Чурикова.
Чурикова разительно отличалась от своих предшественниц — в ее фигуре не было «сталинской» выправки, эмоциональная палитра была яркой, но неоднозначной, а ее персонажи чаще всего были лишены героического ореола. Это и было тем секретом, благодаря которому она стала символом бурной, неспокойной и переменчивой эпохи, растянувшейся на несколько десятилетий.
Показательной стала уже одна из самых ранних эпизодических ролей Чуриковой — стеснительной девушки в фильме «Я шагаю по Москве», которая, преодолев свой страх, вышла на сцену Парка культуры, чтобы принять участие в художественном конкурсе, — и победила. Однако даже после успеха в качестве «характерной» актрисы, которого она годом позже добилась благодаря сказке «Морозко», режиссеры не торопились предлагать ей большие роли.
С 1965 года Чурикова работала в Московском театре юного зрителя, где молодой девушке с необычной внешностью в основном давали «звериные» роли. Едва ли не единственным «человеческим» образом, в котором ей разрешили появится на сцене стала Баба Яга в спектакле по пьесе Евгения Шварца «Два клена».
Там ее заметил будущий муж Глеб Панфилов: «Представьте себе, я в первый раз в жизни пожалел злую колдунью. Почему я вдруг испытал эту жалость? Ведь раньше и в голову не приходило, что злой, вредной старухе можно сочувствовать», —приводит его слова Алла Гербер в книге «Инна Чурикова. Судьба и тема». В 1970 году Чурикова и Панфилов в деталях воссоздадут свою первую встречу в одной из сцен фильма «Начало», где молодой режиссер предлагает актрисе детского театра сыграть Жанну Д’Арк за ее «остроту реакции и темперамент».
Однако перед этим триумфом Чуриковой предстояла схватка с конформизмом административной машины, которая наотрез отказывалась видеть в ней потенциал главной героини. Первой серьезной битвой стал полнометражный дебют Панфилова «В огне брода нет» — о Гражданской войне. В этом фильме Чурикова сыграла санитарку поезда, которая открывает в себе талант художницы. Из-за того, что актриса отошла от советского канона, воплощая на экране героиню военного времени, фильм был запрещен к показу в Москве. Однако там, где не действовали запреты цензуры, Чурикову оценили по достоинству: «В огне брода нет» завоевал главный приз международного кинофестиваля в «Локарно» — «Золотого леопарда».