Золотые мячи. Что стало с футбольными проектами миллиардеров в России
Forbes вспоминает судьбы нескольких футбольных проектов из 2004-го, в истории которых отметились миллиардеры
В первом номере российского Forbes (апрель 2004-го), в материале «Игра на $100 млн», сенатор Ралиф Сафин объявил о покупке сочинского футбольного клуба «Жемчужина» с целью превратить «мертвую» команду (в 2003-м из-за финансовых проблем она была расформирована) в чемпиона России. Бывший первый вице-президент «Лукойла», в мае 2004-го попавший в список Forbes с состоянием $210 млн, объяснял свой инвестиционный интерес к российскому футболу отменными бизнес-перспективами отрасли, предсказывая клубам скорый рост доходов от телетрансляций, реализации атрибутики и билетов. Однако и в 2019-м лишь немногие команды премьер-лиги («Зенит», «Спартак», ЦСКА) имеют солидную коммерческую выручку, остальные практически полностью зависят от спонсорских/госбюджетных дотаций и рискуют исчезнуть — как клубы из галереи Forbes.
«Жемчужина» (Сочи) — ФК «Сочи»
В 2004-м анонсированной Ралифом Сафиным сделки не случилось, инвестор для «Жемчужины» нашелся лишь в 2008-м. Им стал владелец сети игорных заведений «Золотой арбуз» Дмитрий Якушев. За три с лишним года он потратил на проект больше $50 млн. В 2010-м оплатил яркую PR-кампанию клуба — билборды «Мы отказались от него» с изображением спины Дэвида Бекхэма и ролики «Будущее за нами» на федеральном ТВ, а к сезону 2011/12 собрал неплохую команду во главе с тренером Станиславом Черчесовым, чтобы выйти в премьер-лигу. Однако летом 2011-го деньги кончились: Якушев объявил, что «Жемчужина снимается с первенства ФНЛ, но пообещал закрыть все скопившиеся долги.
С 2013-го в ПФЛ несколько сезонов выступал клуб «Сочи», но в 2017-м из-за финансовых проблем был расформирован. Новую команду — и сразу уровня ФНЛ — город-курорт получил в 2018-м. Петербургское «Динамо», которое в 2015-м спас от банкротства миллиардер Борис Ротенберг, сменило название (теперь это ООО «ФК «Сочи») и прописку. С малой арены «Петровского» клуб со средней посещаемостью меньше 1000 человек переехал на комфортабельный 45-тысячник «Фишт» у моря.
«Торпедо» (Москва)
В 2004-м команда принадлежит АО «Лужники», входит в топ-5 лучших клубов страны, но собирает в среднем по 6000 зрителей на 80-тысячном стадионе. Годом ранее группа бизнесменов во главе с Александром Мамутом пыталась приобрести «Торпедо» за $30 млн, но стороны не договорились.
В 2006-м команда впервые в истории вылетает из высшего дивизиона, испытывая серьезные финансовые проблемы, и продает лидеров: Игоря Семшова в «Динамо» (Москва) за €4,5 млн и Эмира Спахича в «Локомотив» за €3 млн.
В 2009-м гендиректор «Лужников» Владимир Алешин возвращает ЗИЛу блокирующий пакет акций клуба за символический рубль с перспективой объединения «Торпедо» и команды-клона «Торпедо-ЗИЛ». Однако в результате сложной многоходовки контроль над «Торпедо» переходит к генеральному директору Александру Тукманову, 24,5% акций в счет погашения долга в 343 млн рублей получает компания Татевоса Суринова «Эльгера», а основным акционером и инвестором остается правительство Москвы. Клуб ненадолго лишается профессионального статуса, но вскоре возвращает его.