Как организаторам «Формулы-1» удалось вернуть к ней интерес

ForbesСпорт

Потолок золотой: как ограничение бюджетов в «Формуле-1» помогло заработать всем

До завершения сезона в чемпионате «Формула-1» осталось шесть гонок, и впервые за много лет победитель до сих пор не предрешен. Зрители гоночной серии наблюдают самый интересный и конкурентный чемпионат за полтора десятилетия. Forbes Sport рассказывает, как организаторам серии удалось разорвать порочный круг и вернуть к ней интерес

Ильгар Сеидли

Фото Luca Bruno / AP / TASS

Чемпионат мира по кольцевым автогонкам в классе «Формула-1», каким мы его знаем, существует с 1950 года. Сперва в турнире принимали участие лишь несколько крупных производителей автомобилей, а большинство участников представляли частные команды — мелкие конструкторские бюро или просто бизнесменов с деньгами, которые могли купить у производителя болид и выставить его на соревнования. Это было романтичное время, когда чемпионат был не закрытым клубом, а развлечением для множества людей с относительно небольшими бюджетами.

Но все романтичное заканчивается довольно быстро: рекламодатели увидели в «Формуле-1» отличную площадку для продвижения своих брендов, начали расти призовые за победы, в разработку, производство и совершенствование болидов стали вкладываться все большие средства, и независимым гонщикам и командам пришлось покинуть чемпионат, в котором у них не осталось шансов даже на локальные успехи.

В последние десятилетия «королевские гонки» превратились в элитарный клуб, а гонка вооружений в виде непрерывного роста бюджетов стала постепенно выбивать из него даже самые крупные команды и автоконцерны. К концу прошлого десятилетия команды Mercedes, Ferrari или Red Bull Racing тратили по $450-500 млн ежегодно, пытаясь оставаться конкурентоспособными. Эти расходы стали непосильными для большинства.

Команды Marussia /Manor, Campos Meta (признана экстремистской организацией на территории РФ) 1/HRT/Hispania, Caterham — все они приходили в чемпионат с планами закрепиться среди середняков и надеждой бросить вызов лидерам, но быстро обанкротились. Гиганты Toyota и BMW тоже оказались не готовы годами тратить огромные средства, нанимать инженеров, гонщиков, строить или обновлять базы, вкладываться в сверхдорогие симуляторы и средства вычислительной техники. И даже те, кто выжил в чемпионате, столкнулись с тем, что «Формула-1» превратилась в строго иерархическое сообщество.

Гоночная серия живет циклами в несколько лет, периодически меняя технический регламент, чтобы обнулить преимущество явных лидеров. Но только самые богатые могут позволить себе одновременно поддерживать конкурентоспособность действующего болида и тратить сотни миллионов на разработку нового, и отрыв фаворитов от остальных только возрастал.

Все это привело невиданному прежде расслоению результатов и доминированию в конце 2010-х команды Mercedes, которая выиграла семь чемпионатов (и восемь Кубков конструкторов) подряд. Некогда самый популярный гоночный чемпионат мира стала предсказуемой, а ее телерейтинги начали снижаться. В 2017 году владельцем серии стала компания Liberty Media, которая взялась все исправить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Первый митинг хунвейбинов Первый митинг хунвейбинов

«Убивайте, убивайте их!» — призывали китайские газеты…

Дилетант
Посмотрел и обсуждаю Посмотрел и обсуждаю

Как появляются любимые зрителями истории и сколько сегодня стоит идея

Правила жизни
Самолет комсомольцев Самолет комсомольцев

Уникальный авиационный проект, созданный комсомольцами и на деньги комсомола

Популярная механика
Печальная история Бланш Бэрроу: «вынужденной» сообщницы Бонни и Клайда Печальная история Бланш Бэрроу: «вынужденной» сообщницы Бонни и Клайда

Бланш Бэрроу: кто она такая и как познакомилась с Бонни и Клайдом?

ТехИнсайдер
«Безопасность — миф»! Эксперт из США рассказал, нужны ли школьникам смартфоны «Безопасность — миф»! Эксперт из США рассказал, нужны ли школьникам смартфоны

Зачем школьникам смартфоны?

ТехИнсайдер
Революция в камне: как ученые разработали бетон, способный топить снег и лед Революция в камне: как ученые разработали бетон, способный топить снег и лед

Чудо инженерии, способное без источников питания топить лед и снег

Inc.
Настоящее прошлое Настоящее прошлое

Новые методы позволяют палеонтологам выяснить подробности ушедших эпох

Вокруг света
На этой реке убрали все каналы, защищавшие берег от наводнений. Наводнений стало меньше На этой реке убрали все каналы, защищавшие берег от наводнений. Наводнений стало меньше

Почему рекам возвращают естественные изгибы, омуты и пойменные земли

ТехИнсайдер
Вечная нефтяная зависимость Вечная нефтяная зависимость

История «голландской болезни» Венесуэлы

Деньги
Почти «космос», только не плавает: как создавался последний супер-вездеход ЗИЛ Почти «космос», только не плавает: как создавался последний супер-вездеход ЗИЛ

ЗИЛ-4972: последний культовый вездеход завода имени Лихачёва

ТехИнсайдер
«…яже прозвася грамота Словеньская» «…яже прозвася грамота Словеньская»

Судьба одной из древнейших славянских азбук — глаголицы

Знание – сила
«Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе «Когда Бунина называют “русским Прустом”, мне хочется поправить: это Пруст — французский Бунин» — Андрей Новиков-Ланской о русском писателе и аристократе

Почему Бунин токсично отзывался о современниках

СНОБ
Что такое «изометрические упражнения» и почему они полезны Что такое «изометрические упражнения» и почему они полезны

Что такое изометрические тренировки и как они отличаются от динамических

ТехИнсайдер
Что прочитать, чтобы начать жизнь заново и поверить в себя: 3 бестселлера Что прочитать, чтобы начать жизнь заново и поверить в себя: 3 бестселлера

Книги, которые помогут по-новому взглянуть на то, что у нас уже есть сейчас

Psychologies
И в горе, и в хорроре И в горе, и в хорроре

«Спи»: ужасы семейных ценностей

Weekend
Чувствительная милиционерка Чувствительная милиционерка

«Сантош»: драма о невозможности правосудия

Weekend
28 вопросов, которые сближают с людьми 28 вопросов, которые сближают с людьми

Как создать условия, чтобы близкий человек открылся вам.

Psychologies
Так «бомж-пакет» или деликатес? 10 неожиданных фактов о лапше быстрого приготовления Так «бомж-пакет» или деликатес? 10 неожиданных фактов о лапше быстрого приготовления

Чего вы не знали о лапше быстрого приготовления

ТехИнсайдер
8 признаков, что вы эмпат 8 признаков, что вы эмпат

Чем может обернуться дар эмпатии?

Psychologies
Фонотека Фонотека

Композиторы, чей вклад в создание киношедевра не уступает режиссерскому

Правила жизни
Мульт-психолог: как воспитать в ребенке эмпатию на примере анимационных фильмов Мульт-психолог: как воспитать в ребенке эмпатию на примере анимационных фильмов

Какие мультики помогают детям формировать эмоциональный интеллект

Psychologies
Дождь со снегом Дождь со снегом

Автомобили в объективе фотографа Бориса Косарева

Автопилот
Капризная особа Капризная особа

Мастопатия: когда надо беспокоиться

Лиза
«ПСБ стал цифровым хабом для своих клиентов» «ПСБ стал цифровым хабом для своих клиентов»

Алексей Захаров о том, как идет модернизация оборонно-промышленного комплекса

Деньги
Когда прибывает поезд Когда прибывает поезд

Рассказ Ольги Брейнингер о желании сбежать из реального мира в иллюзорный

Правила жизни
Рацион оптимистки Рацион оптимистки

Для подъема духа и снижения веса специалисты рекомендуют диету оптимистки

Лиза
Что делать, если мать винит вас во всем: 6 способов не вестись на эту манипуляцию Что делать, если мать винит вас во всем: 6 способов не вестись на эту манипуляцию

Как, никого не обидев, освободиться от влияния родителя

Psychologies
Внимание, опора и возможность проявить себя: что современные дети ждут от взрослых Внимание, опора и возможность проявить себя: что современные дети ждут от взрослых

Как взрослым лучше общаться с поколением альфа, чтобы находить общий язык

Forbes
«Это не игра в прятки с моей стороны» «Это не игра в прятки с моей стороны»

Владимир Мирзоев о своем «Преступлении и наказании»

Weekend
Не так страшен чертеж Не так страшен чертеж

Сергей Кузнецов о важности эмоций в архитектуре и неизбежности плотной застройки

Men Today
Открыть в приложении