Что такое звук в кино?

Знание – силаИстория

Великий немой обретает речь

Инна Коломина

Что такое звук в кино? Это и просто, и сложно. В некотором смысле кино не нуждается в 3D, оно и так трехмерно, и третья координата, вглубь, – это звук. Порождаясь в кадре, он проходит разными путями до звукозаписывающего устройства, по пути касаясь других персонажей, стен, салонной мебели и резеды в горшках – он же идет во все стороны, и, собрав информацию о пространстве, прямо или косвенно попадает на микрофон. Там – вся информация о пространстве в кадре, о его глубине, шероховатости, фактуре, надо просто уметь ее слушать. То, что в более поздние времена трактуется как технический брак, на самом деле – пред-эхо вещей… Кроме того, в ранних звуковых фильмах есть и шумы, обозначающие включение микрофона, вывод его на максимум и так далее…

В таком виде и существовало раннее звуковое кино. Оно было потрясено и увлечено идеей звука и не скрывало его фактических побочных признаков. Не говоря уже о том, что на фоне пустого экрана часто звучала длинная увертюра до, скажем, трех минут, чтобы подчеркнуть: пустое изображение (темный мерцающий фон) на экране может нести звук, а после фильма зритель шел на выход при аналогичной длинной звуковой музыкальной пьесе.

Звук пришел в кино в 1927 году и как эстетический фактор вбирался в западное кино года до 1933‑го. В странах Востока и в СССР процесс затянулся на долгие годы – до середины 1930‑х. Крупные японские режиссеры стали снимать звуковое кино только с 1935 года, а в целом в Японии ситуация с большой долей немых фильмов в прокате затянулась до 1938‑го. Оставим за рамками разные экспериментальные или малопродуктивные способы озвучивания изображения на экране, которые были всегда, – с помощью, например, живых актеров на выезде (кинодекламация) или синхронизированной граммофонной пластинки, единичные прорывы и изобретения, и сосредоточимся на основной линии вопроса.

Вы думаете, «Чапаев» – звуковой фильм? А вот и нет. Изначально это фильм немой, решение о его соноризации1 было принято на ходу, одни и те же планы снимались одновременно и без звука и со звуком. Да и как можно было сразу выпустить фильм для массовой аудитории в стране, где почти не было звуковых кинотеатров, а в провинции или в военных частях была только немая кинопроекционная аппаратура. Так он и шел триумфально по стране – где можно было, со звуком, где нет – в немом варианте с межкадровыми титрами. Часть этих титров сохранилась в виде брехтианских отчуждаемых надписей и в звуковом варианте, к которому мы привыкли. Таким образом, «Чапаев» – фильм в полной мере и звуковой, и немой по эстетике. Позорно, что немой вариант «Чапаева», который в некоторых мизансценах за счет крупности плана отличается от общепринятого сейчас, так и не восстановлен, даже интертитры его не восстановлены, и в этой версии фильм никогда и нигде не демонстрируется. Сказывается и отсутствие у нас практики просмотра немых фильмов, и отношение к немому кино как к полумультфильму со смешно движущимися человечками. В отношении культуры восприятия немого кино на правильной скорости мы уверенно занимаем последнее место в мире, хотя само наше немое кино порой превосходит и европейское, и голливудское. Между прочим, о Чапаеве в художественном кино советский зритель услышал раньше, чем вышел фильм братьев Васильевых. В раннезвуковом фильме «Томми» пионера русского кино Якова Протазанова (1931) по мотивам пьесы «Бронепоезд 14–69» английский пленный солдат переходит на сторону красных. И в конце красные партизаны поют песню про Чапая! Фильма о Чапаеве еще нет, а песня – с экрана – уже есть! Увы, звук фильма в нескольких его частях не сохранился, но нам повезло: именно песня не пострадала.

Кадр из немого фильма Фрица Ланга «Женщина на Луне» (Frau im Mond, 1929)

А немые фильмы к концу 1920‑х так развились, что стали практически неулучшаемыми по художественному объему. Они были универсально динамичными по сюжету, пластичными по фигурному выстраиванию, летящими, ритмичными и в этом смысле музыкальными – и их сопровождала игра тапера, хотя с точки зрения художественного качества они не очень-то в ней и нуждались. Кроме того, немое кино было на грани выработки своего канона, словаря жестов и знаков. В это время даже появилась книга, которая анализировала жесты в кино и мимические выражения лиц и более-менее точно устанавливала связь между ними и эмоциями или их наборами. То есть в каком-то смысле составился словарь рифм кино, или его семантический словарь.

И тут пришел звук, сначала и долго несовершенный.

Динамика картин, и сюжетная и драматургическая, резко падает, для стороннего наблюдателя наступает пятилетие статуарных «сидячих» или «стоячих » картин, без надежды на пласторитмическое совершенство. Микрофон прячется в цветочном горшке или за декорацией, и лучшему из братьев Берриморов – Лионелю (братья Берриморы – младший, красавчик, «Дон Жуан» Джон и старший, хара́ктерный Лионель – американские актеры, много потрудившиеся тогда в кино) приходится стоять и говорить в сторону микрофона. При этом часто слышен сам микрофон. Но вот парадокс: вовлеченному зрителю эти фильмы дают куда бо́льшую информацию о «сете», чем более поздний вариант звукового фильма – из-за того, что зритель осознанно, а чаще подсознательно слышит, как третья координата (звуковой флогистон, эфир) течет через перегородку конторки клерка, обтекает кресла и подваливает к нижнему краю висящего в воздухе изображения.

Были и исключения из этого статуарного правила. Например, первый оллблэк фильм Кинга Видора «Аллилуйя». Мы видим там синхронно записанные музыкальные номера и элементы диалогов (именно так все начиналось, с элементов диалогов), но они лишь кажутся синхронными: благодаря ловкости команды Кинга Видора кажется, что музыка попадает в такт, на самом деле она записана отдельно.

Кадр из фильма Кинга Видора «Аллилуйя»

Другой такой фантастический эффект текущей свободы совместной работы звука и изображения – «Аплодисменты » Рубена Мамуляна, приехавшего из России и успевшего поучиться у Вахтангова во Второй Студии МХТ. В Америке Мамулян был привлечен из театральной среды сразу в раннюю звуковую киноиндустрию и, не имея рутинного опыта работы в немом кино, сразу поднял планку всей звуковой продукции своим прорывным фильмом о стареющей и толстеющей звезде бурлеска (под эвфемизмом «бурлеск» понимаются самые низкие разнузданные шоу с раздеванием), сожитель которой пытается вовлечь в это морально непривлекательное ремесло чистую и невинную дочку звезды, а мешает этому случайный матрос с сильной религиозной моралью. Звук в этой практически трагедии обладает редкой способностью раскачиваться в такт с изображением, сюжетом и передавать тончайшие обертона морального отношения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Клин с клином Клин с клином

Клинопись – древнейшая известная человечеству система письма

Вокруг света
Философ, воспитавший великого завоевателя: правда ли, что Аристотель учил Александра Македонского? Философ, воспитавший великого завоевателя: правда ли, что Аристотель учил Александра Македонского?

Отрывок из книги Алекса Роусона «Молодой Александр»

ТехИнсайдер
Тишина зимнего леса Тишина зимнего леса

Человека тянет в лес. Зимой, вероятно, чтобы послушать тишину…

Наука и жизнь
«Кошки-мышки»: почему экранизация известного женского рассказа оказалась неудачной «Кошки-мышки»: почему экранизация известного женского рассказа оказалась неудачной

Почему «Кошки-мышки» — это неудачная экранизация, несмотря на тонкий психологизм

Forbes
Понемногу о многом Понемногу о многом

Забытые плавания в Индию

Знание – сила
Полтинник за пятерку Полтинник за пятерку

Поощрение детей деньгами за оценки и работу по дому несет в себе риски

Деньги
На скульптурах Парфенона нашли следы инструментальной обработки и сложного цветного орнамента На скульптурах Парфенона нашли следы инструментальной обработки и сложного цветного орнамента

При росписи статуй Парфенона художники широко использовали египетский синий

N+1
Фрагмент челюсти возрастом два миллиона лет приписали эректусу Фрагмент челюсти возрастом два миллиона лет приписали эректусу

Ученые исследовали фрагмент нижней челюсти из комплекса стоянок Мелка-Контуре

N+1
О Моцарте и Сальери О Моцарте и Сальери

Тема часов, отведенного человеку времени была весьма значима для Моцарта

Знание – сила
Ракетные атомные подводные лодки стран НАТО Ракетные атомные подводные лодки стран НАТО

В 1976 году в США на воду сходит ракетная лодка нового поколения «Огайо»

Наука и техника
Предания райских островов: какие легенды хранят Мальдивы Предания райских островов: какие легенды хранят Мальдивы

О мальдивских легендах и их влиянии на современную культуру острова

СНОБ
9 фактов о фильме «Бойцовский клуб» 9 фактов о фильме «Бойцовский клуб»

«Бойцовский клуб»:, когда экранизация превзошла литературный первоисточник

Maxim
Дурачась навека: история фильма «Монти Пайтон и священный Грааль» Дурачась навека: история фильма «Монти Пайтон и священный Грааль»

Как появился «Монти Пайтон» и как рождались его шутки

Правила жизни
Завтрак успешного дня Завтрак успешного дня

Что бы тебе ни предстояло, главное — правильно построить свое меню!

Лиза
Наталья Альбрехт отвечает на 6 неудобных вопросов к S-составляющей алюминиевого бизнеса Наталья Альбрехт отвечает на 6 неудобных вопросов к S-составляющей алюминиевого бизнеса

ESG-повестка продолжает играть важную роль в развитии российского бизнеса

РБК
Человеческая речь напугала диких животных сильнее львиного рыка Человеческая речь напугала диких животных сильнее львиного рыка

Звери убегали вдвое чаще и в два раза быстрее покидали водопой, услышав человека

N+1
От науки к плите От науки к плите

«Уроки химии»: слишком традиционный феминистский сериал

Weekend
Кого сильнее всего боятся животные в саванне Кого сильнее всего боятся животные в саванне

Зоологи выяснили, кого больше всего боятся животные

СНОБ
Сон под контролем Сон под контролем

Зачем нужны осознанные сновидения и как их вызвать

Лиза
«Мне пришлось рано повзрослеть» «Мне пришлось рано повзрослеть»

Влад Прохоров — о быстром взрослении, знаменитых партнерах и новых проектах

OK!
Древняя змея и ископаемая летучая мышь из раннего плейстоцена Древняя змея и ископаемая летучая мышь из раннего плейстоцена

Пещера Таврида в Крыму — кладезь фауны эпохи раннего плейстоцена

Наука и жизнь
«Рептилии»: как нас разочаровал детектив с Джастином Тимберлейком и Бенисио Дель Торо «Рептилии»: как нас разочаровал детектив с Джастином Тимберлейком и Бенисио Дель Торо

Несмотря на звездный состав, этот детектив получился очень унылым и заурядным

Forbes
На чем нельзя экономить: 5 вещей, в которые точно стоит вложить деньги На чем нельзя экономить: 5 вещей, в которые точно стоит вложить деньги

Нижнее белье, сапоги и джемпер: вещи, на которых нельзя экономить

VOICE
Весь мир потрясло произошедшее в Турции в феврале месяце сильнейшее за 80 лет землетрясение Весь мир потрясло произошедшее в Турции в феврале месяце сильнейшее за 80 лет землетрясение

Могло ли землетрясение 2023 года в Турции быть искусственным?

Зеркало Мира
Как успокоить кошку во время течки: советы, которые облегчат жизнь вам и питомцу Как успокоить кошку во время течки: советы, которые облегчат жизнь вам и питомцу

Как помочь кошке во время течки и предоставить ей достаточный комфорт

ТехИнсайдер
Как пережить рак у близкого человека: личная история врача и рекомендации Как пережить рак у близкого человека: личная история врача и рекомендации

Что делать, если вы столкнулись с онкологическим диагнозом у близкого человека?

Psychologies
Иноходец Иноходец

Владимир Яглыч один из немногих, у кого есть талант жить по своим правилам

Men Today
Волшебные слова: как клуб любителей пива помог раскрыть секреты карьерного успеха Волшебные слова: как клуб любителей пива помог раскрыть секреты карьерного успеха

Что нужно говорить и писать, если вы не хотите быть уволенным

Forbes
Побочный эффект. Почему от тренировки болит голова (и что с этим делать) Побочный эффект. Почему от тренировки болит голова (и что с этим делать)

Головные боли во время занятий спортом могут возникать по разным причинам

Лиза
Илья Дмитриев: «Цифровые грузоперевозки — это «голубой океан» для бизнеса» Илья Дмитриев: «Цифровые грузоперевозки — это «голубой океан» для бизнеса»

Насколько велик рынок грузоперевозок в России?

РБК
Открыть в приложении