Кому нужно ESG-образование, зачем и чему учиться

РБКБизнес

«Новый вызов для лидеров нашего времени»

Кому нужно ESG-образование, зачем и чему учиться

Автор: Александр Ким, руководитель Школы управления «Сколково»

Фото: пресс-служба

Принципы устойчивого развития и ESG-трансформация для российского бизнеса сохраняют свою актуальность, несмотря на глобальные геополитические и экономические перемены. При этом внедрять новые стратегии в свою работу бизнесу зачастую мешает в первую очередь именно отсутствие нужных знаний. Какое оно, образование в сфере ESG, и чему должны научиться управленцы, чтобы прийти к устойчивому развитию своего дела? Ответы на эти вопросы дает руководитель Школы управления «Сколково» Александр Ким.

Немного статистики

В конце 2021 года — начале 2022 года 70% респондентов исследования «Корпоративное управление и ESG-трансформация российских компаний», которое провел Центр устойчивого развития «Сколково», отмечали растущие требования инвесторов как ключевой фактор, подталкивающий к ESG-деятельности. Тем не менее примерно такой же процент респондентов (около 70%) выделяли растущие требования и других заинтересованных сторон, которые играют не меньшую роль. Это и регуляторы, и потребители, и сотрудники компаний, которым важно совпадение ценностей, и новые партнеры.

Именно это мы сейчас и наблюдаем на рынке — регулятор активно стимулирует повестку, крупный российский бизнес продолжает реализовывать собственные стратегии в области устойчивого развития, а потребители, особенно в крупных городах, становятся все более ответственными. К тому же новые рынки, преимущественно азиатские, развивают собственные стратегии в области ESG как на национальном, так и на корпоративном уровне.

Роль образовательных организаций и исследовательских центров возрастает на фоне того, что бизнес не полностью понимает суть ESG-аспектов и их интеграции в свою деятельность. Это также подтверждают результаты исследования: по мнению членов совета директоров (СД) и директоров по устойчивому развитию (CSO) крупных российских компаний, одним из ключевых препятствий на пути ESG-трансформации является отсутствие необходимых навыков. К тому же около 50% членов СД признались, что им зачастую недостает знаний и компетенций в области устойчивого развития для принятия решений.

Кто в ответе за внедрение ESG?

Именно поэтому необходимо обучать всех сотрудников компании — от отдельных департаментов до членов СД и топ-менеджмента. Устойчивое развитие, будучи стратегическим направлением деятельности, пронизывает все бизнес-процессы, а значит, каждый должен понимать, что это такое и для чего это важно конкретной компании.

При этом уровень погружения в повестку может быть разным. Органам управления в большей степени необходимы компетенции, связанные со стратегическим и системным мышлением, а функциональным подразделениям — более глубокие знания по применимым ESG-аспектам для реализации конкретных проектов. Поэтому недостаточно разработать только один вводный курс и рассчитывать на успешную ESG-трансформацию — нужен комплексный подход к обучению сотрудников.

Основываясь на своем опыте, Школа управления «Сколково» выработала видение того, каким навыкам и компетенциям необходимо обучать разные уровни сотрудников в компании. Мы выделили семь ключевых направлений:

  • ориентация в контексте (базовые понятия, концепции, стандарты и др.),
  • стратегическое мышление (тренды, целеполагание, риски, системное мышление),
  • понимание специфики отрасли (оценка существенности, координация разных операционных функций и комплексных проектов),
  • оценка импакта (экологическая, социальная и экономическая оценка),
  • эффективная коммуникация («устойчивый» маркетинг, отчетность, ESG-рейтинги),
  • инновационность (разработка новых услуг и продуктов, цифровые решения),
  • учет потребностей заинтересованных сторон (создание устойчивого ценностного предложения для клиента, переговоры, решение конфликтов и др.).

Директору по устойчивому развитию необходимо развиваться по всем указанным направлениям. Для органов управления оценка импакта и эффективная коммуникация не обязательны. А функциональным подразделениям, помимо ориентации в контексте, желательно сконцентрироваться на том, чем они занимаются внутри компании и где могут быть задействованы.

В свете последних событий помимо профессиональных навыков (hard skills) актуальными становятся также мягкие (soft skills) и самонавыки (selfskills). Среди них можно выделить кризис-менеджмент, ведение переговоров, осознанность и управление собой, а также эмоциональный интеллект.

Нужна ли отдельная образовательная программа?

Тема устойчивого развития постепенно интегрируется в разные образовательные продукты. Например, в этом году мы впервые провели модуль по устойчивому развитию в рамках программы МВА, стараясь по максимуму охватить все необходимые для наших студентов темы и давая им возможность реализовать полученные знания сразу на практике. Это важный для нас шаг, поскольку ведущие бизнес-школы в мире уже интегрируют ESG в программы МВА — в зависимости от региона теме уделяется от 14 до 30% основных часов обучения.

Модуль по устойчивому развитию длился четыре дня, каждый из которых был посвящен отдельной теме. В первый день участники программы погрузились в стратегический контекст, ключевые тренды и изменения, которые произошли в повестке на фоне глобальных перемен, обсудили роль бизнеса в устойчивом развитии и преимущества от его интеграции в деятельность компании, познакомились с этапами ESG-трансформации на примере успешных бизнес-кейсов.

Во второй и третий дни изучаются операционная деятельность и функциональные роли — устойчивые цепочки поставок и циклическая экономика, цифровые решения для ESG-трансформации, ответственные финансы и ESG-рейтинги, а также оценка импакта.

Не обходится и без обсуждения этических вопросов и «устойчивого» лидерства, а также без гостевых лекций, на которых можно задавать вопросы практикам рынка в спокойной атмосфере за закрытыми дверями.

Но и отдельные программы, сосредоточенные на ESG, тоже востребованы. Это показывают первые данные из нового исследования Центра устойчивого развития, которое готовится к публикации, — «Молодое поколение как драйвер ESG-трансформации в России». Для него аналитики опросили более тысячи человек. Выяснилось, что примерно каждый третий респондент планирует получать дополнительное образование в области устойчивого развития.

При этом дистанционные форматы обучения сохраняют приоритетные позиции. Востребованность онлайн-образования подтверждает также наш опыт с проведением Осенней школы устойчивого развития «Сколково-2022», в которой удалось собрать на нашей площадке участников из более 50 городов России.

Резюмируем

С уверенностью могу сказать, что в области ESG, как и в других, нужен симбиоз образовательного и исследовательского процессов. Потому что второе дополняет первое.

В школе управления «Сколково» для этих целей как раз и существует Центр устойчивого развития, который проводит актуальные для рынка исследования и реализует консалтинговые проекты. Это позволяет использовать в обучении свежие качественные и количественные данные, кейсы и инструменты, наработанные в процессе исследовательской деятельности. Кроме того, центр интегрирует элементы консалтинга. Консалтинг также, в свою очередь, может сопровождаться проведением стратегических сессий и другими элементами исследовательской деятельности.

Важно не просто интегрировать устойчивое развитие в образовательный процесс, чтобы отдать дань моде. Это нужно, чтобы оказывать положительный эффект на развитие бизнеса, государства и общества.

Устойчивое развитие — это новый вызов для лидеров нашего времени, которые должны трансформировать бизнес в условиях турбулентности, просчитывать риски, а еще — привносить новые ценности и смыслы в деятельность, учитывая долгосрочные приоритеты. В корпоративном мире мы привыкли думать, что такие лидеры находятся на вершине иерархии. И в текущих реалиях это зачастую является правдой: многим компаниям для ESG-трансформации необходимо решение руководства. Однако схема может работать и в обратную сторону, когда новые идеи рождаются среди сотрудников, которые также являются носителями ДНК компании и видят возможности для развития в новых направлениях.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Культурный гид Культурный гид

Что почитать о хакерах, развитии инноваций и технофеодализме?

РБК
Искусство vs искусственный интеллект: как авторам выжить в эпоху Midjourney Искусство vs искусственный интеллект: как авторам выжить в эпоху Midjourney

Что важно знать об ИИ, если вы собираетесь строить с ним деловые отношения

Forbes
Вьетнамский вклад в импортозамещение Вьетнамский вклад в импортозамещение

Концерн TH Group открыл завод по переработке молока в Калужской области

Агроинвестор
«Вернуть жену Ивану Лапикову помог Олег Ефремов» «Вернуть жену Ивану Лапикову помог Олег Ефремов»

Образы, созданные Иваном Лапиковым в кино стали народными, любимыми

Караван историй
Теория поколений Теория поколений

Как появились люди X, Y, Z, альфа и чем они отличаются в разных странах?

Вокруг света
Как работали великие режиссеры: 5 книг от гениев киноискусства Как работали великие режиссеры: 5 книг от гениев киноискусства

5 интереснейших книг, написанных режиссерами

ТехИнсайдер
Образ жизни Образ жизни

Коллекционер Аля Есипович превратила свои квартиры в экспо

Собака.ru
Под высоким напряжением Под высоким напряжением

Как быстро успокоить себя и перестать нервничать: советы психолога

Лиза
Режиссер Алексей Золотовицкий — о черном юморе и (не)возможности доброты Режиссер Алексей Золотовицкий — о черном юморе и (не)возможности доброты

Режиссер Алексей Золотовицкий о жанре мюзикла, его приметах и чувстве юмора

РБК
Квантовая психология Квантовая психология

Что такое квантовая психология простыми словами

Лиза
Премия, которую не вспоминают Премия, которую не вспоминают

Как Юлиус Вагнер-Яурегг был признан за метод лечения прогрессивного паралича

Знание – сила
Усталость, осознанность и поиски вечной любви: какими стали знакомства Усталость, осознанность и поиски вечной любви: какими стали знакомства

Приложения для знакомств часто вызывают расстройства и делают людей заложниками

РБК
Оргазм: хочу или надо — 3 способа начать получать удовольствие от секса Оргазм: хочу или надо — 3 способа начать получать удовольствие от секса

Почему женщине бывает сложно достичь оргазма?

Psychologies
Мировой рекорд Мировой рекорд

Рекорд «Русского Витязя»

Знание – сила
Тайны разума: как люди научились сотрудничать Тайны разума: как люди научились сотрудничать

Глава из книги «Неоконченная симфония Дарвина»

Inc.
Выпустить пар или испортить настроение: нужно ли жаловаться — разбор с экспертами Выпустить пар или испортить настроение: нужно ли жаловаться — разбор с экспертами

К чему приводит привычка жаловаться и как от нее избавиться?

Psychologies
Физики обнаружили изотоп азота 9N Физики обнаружили изотоп азота 9N

Группа физиков получила уверенное подтверждение существования изотопа азота 9N

N+1
Немного истории: Военные вездеходы 8x8 Немного истории: Военные вездеходы 8x8

Военным всегда хотелось иметь на вооружении автомобили с колёсной формулой 8x8

4x4 Club
Текст по принуждению Текст по принуждению

«Кошки-мышки»: неудачная экранизация популярного феминистского рассказа

Weekend
Игра «Лила»: может ли настолка с индийскими корнями заменить психолога Игра «Лила»: может ли настолка с индийскими корнями заменить психолога

«Лила» — игра для самопознания. Она стремительно набирает популярность в России

Psychologies
Правая рука брата: что известно о Ким Ё Чжон — сестре Ким Чен Ына Правая рука брата: что известно о Ким Ё Чжон — сестре Ким Чен Ына

Что известно о сестре лидера Северной Кореи

Forbes
Древняя змея и ископаемая летучая мышь из раннего плейстоцена Древняя змея и ископаемая летучая мышь из раннего плейстоцена

Пещера Таврида в Крыму — кладезь фауны эпохи раннего плейстоцена

Наука и жизнь
«Университет — это институт развития, который может стать драйвером территории» | “The University Is a Development Institution That Can Become a Driver for Territorial Development” «Университет — это институт развития, который может стать драйвером территории» | “The University Is a Development Institution That Can Become a Driver for Territorial Development”

В чем потенциал вузов и как университеты берут на себя роль институтов развития

Позитивные изменения
«Humariff случился по любви, поэтому он успешен» «Humariff случился по любви, поэтому он успешен»

Тамам Хумарифф — о своей новой коллекции и планах на будущее

OK!
Узнайте, где гипотетически находился райский сад из Библии: интересные факты! Узнайте, где гипотетически находился райский сад из Библии: интересные факты!

Где находится Эдем?

ТехИнсайдер
Практические вопросы: Перевозка негабаритного груза Практические вопросы: Перевозка негабаритного груза

Что делать, если у вас не пикап, а купленный плинтус длиной в шесть метров?

4x4 Club
Был ли аншлюс ГДР? Был ли аншлюс ГДР?

Читаем новый единый учебник всеобщей истории для 11 класса

Дилетант
Почему так плохо, когда все хорошо Почему так плохо, когда все хорошо

Откуда приходит кризис среднего возраста и как не дать ему обрушить все

Men Today
МЦК. Новая жизнь старых путей МЦК. Новая жизнь старых путей

В XXI веке городской транспорт в Москве развивается необычайно высокими темпами

Наука и техника
Что такое «медленный» метаболизм и как его ускорить: рассказывают ученые Что такое «медленный» метаболизм и как его ускорить: рассказывают ученые

Может ли обмен веществ быть медленным или быстрым?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении