С чего началась история превращения плодов кофейного дерева в напиток

Знание – силаИстория

Кофе как повод для технической революции

Татьяна Громова

Арабские женщины из Палестины измельчают кофе. Фотография 1905 года

История превращения плодов кофейного дерева в напиток началась с настаивания целых ягод в холодной воде. Затем зерна стали отделять от мякоти и кипятить, получая своеобразную жидкость бледно-желтого цвета. К XIII веку в Эфиопии, откуда кофе начал завоевание мира, зерна научились сначала высушивать на солнце, затем обжаривать, измельчать в деревянной или каменной ступке и заваривать в специальном керамическом сосуде с узким горлышком и сферическим основанием. На амхарском языке, на котором говорят эфиопы и некоторые народности Эритреи, Сомали и Судана, он назывался джебена. Именно с появлением этого патриарха кофейников вполне справедливо связывается складывание у восточных народов традиций кофейной церемонии.

Традиционная эфиопская керамическая джебена – самый древний вид кофейников

Голос ступки

Кочевники-бедуины, бывавшие по торговым делам в Аксумском царстве, в которое входила в II—XI веках Эфиопия, переняли у местных жителей способ приготовления кофе, приспособив для этого далла – кувшины с длинным узким горлышком и изогнутым носиком, в которых обычно хранили воду. Со временем, когда кофе в бедуинских шатрах стали пить много и для его приготовления потребовалась отдельная посуда, название кувшина перешло к медному кофейнику, который, хотя и был похож на сосуд для воды, но несколько уменьшился в размерах. На протяжении столетий далла настолько широко использовалась в кофейной традиции Аравийского полуострова, Сирии, Ирака и других стран Ближнего Востока, что давно стала одним из символов арабской культуры. А зародившееся еще в Средние века ремесло изготовления бедуинских кофейников, украшенных изысканным чеканным орнаментом, превратилось в настоящее искусство.

Бедуинские кофейники далла – один из старейших типов кофеварок

Для кочевников кофе был не только любимым и необходимым напитком, дающим силы в долгих переходах по пустыне. Кофепитие и все, что с ним связано, являлось важнейшим элементом общественной жизни. За чашкой кофе выясняли отношения, договаривались о взаимной поддержке и военных союзах, устанавливали границы пастбищ, заключали торговые сделки, совершали браки. Кофейная церемония служила символом гостеприимства, которое в жизни кочевников имело куда большее значение, чем простая вежливость и изъявление дружелюбия. Оно было гарантом безопасного передвижения по пустынным территориям и межплеменного мира, а, значит, самой жизни. Поэтому в системе бедуинских ценностей кофе и гостеприимство настолько тесно переплелись друг с другом, что составляли едва ли не синонимические понятия. Так, желая похвалить приветливого хозяина, бедуины говорили: «Ты найдешь его кофейники над ямой для огня». Тот же, кто не умел достойно принять гостей, по неписаным законам кочевников покрывал себя позором и заслуживал презрительного прозвища «бахиль» – «скупой».

Поэты доисламского времени прославляли щедрых хозяев, призывающих гостей «голосом ступки». (Сохранить божественный аромат и вкус кофе, по убеждению восточных людей, и сегодня может лишь порошок, полученный вручную, в медной ступке). В поэмах рассказывалось, какой путь проделал кофе, прежде чем оказаться на столике перед гостем, подробно описывался процесс приготовления напитка, начиная от обжарки зерен и до того, в какой очередности, в каком количестве и как следует его подавать.

Когда он [кофе] настоится
в красивых чашечках
На украшенном подносе,
тогда подай его героям,
И вернись с ним к тому,
кто [остается] щитом
для беглецов,
К тому, кто смачивает [кровью]
свое копье в битве
Ради взора той, чьи локоны
спадают ниже талии,
Дочери вождей,
окрашивающих [кровью]
свое стальное оружие.

(Перевод Максима Василенко)

В стихах поэтов-кочевников предписывалось не жалеть лучшие сорта кофе для храбрецов, вернувшихся с победой из военного похода, удачного набега на соседей или защитивших караван, тогда как трусам и хитрецам вместо кофе полагалась лишь «подогретая гуща, разбавленная водой», что означало позор и изгнание из шатра.

За тысячелетия сложился огромный поэтический пласт – настоящая устная энциклопедия о кофе, в которой можно найти наставления старших младшим, как нужно варить кофе, какие специи добавлять и в каких количествах: «Приправь его девятью зернами кардамона и добавь шафрана». Не забыли поэты упомянуть даже то, что пряности доставлены из Индии в Йемен и Дамаск по морю.

Замечательно, что из «кофейных стихов» известно о разных видах посуды: кофейниках далла и бакрадж, сковородах для обжаривания зерен ихмас, ступках ниджр, а также о том, что бедуины Иордании и Сирии предпочитали маленькие чашечки без ручки, а аравийские кочевники – курейшитские, «подобные журавлям» высокие бокалы, сильно сужающиеся кверху.

Каменная бедуинская ступка для кофе

Традиции бедуинского кофепития соблюдались строго и за века изменились столь же мало, сколь мало изменились чайные церемонии у японцев. Процесс его до настоящего времени состоит из ряда действий, выполняемых в строгой последовательности, завершает которые ритуал, корнями уходящий в языческие времена: перед тем, как налить кофе гостям, хозяин должен пролить несколько капель напитка на землю. На Ближнем Востоке я слышала разные версии, кому предназначается это подношение: предкам, богам, шайтанам. Не исключено, что и тем, и другим, и третьим одновременно. Кочевники – народ с хитринкой…

Поныне соблюдаются традиции и в подаче трех обязательных чашек кофе: финджан аль дайфа – чашка для почитания прибывшего гостя, финджан аль саиф – чашка для крепости меча и финджан аль кайф – чашка для настроения. Напитком каждая из них наполняется лишь наполовину, что связано как с крепостью кофе, так и с тем, что наливать чашку доверху считается верхом неучтивости к гостю. Тому также необходимо придерживаться определенных правил. Чашку с напитком он непременно должен держать в правой руке, так как с левой стороны, по восточному поверью, может стоять шайтан. Выпив напиток (обязательно до конца!), нужно демонстративно протянуть хозяину пустую чашечку с оставшимся осадком, сделав при этом вращательное движение рукой, иначе хозяин подумает, что гость желает еще кофе, и снова наполнит чашку. Лишь после этого кофейная церемония считается законченной и наступает время для беседы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Друг Отто» «Друг Отто»

«Русский вопрос» с точки зрения Бисмарка

Дилетант
10 цитат психолога Карла Роджерса, которые помогут понять ценность самореализации 10 цитат психолога Карла Роджерса, которые помогут понять ценность самореализации

10 цитат из трудов психолога Карла Роджерса

Psychologies
Офицерский выбор Офицерский выбор

105 лет назад войска Северо-Западной армии повели наступление на Петроград

Дилетант
Венеция солнцеликая Венеция солнцеликая

Готовность к шутке, веселой импровизации, к общению – черта итальянцев

Знание – сила
Сырые земли Сырые земли

Почему важно изучать водно-болотные угодья, или ветланды?

Наука и жизнь
Бесконтактные платежи: насколько они безопасны Бесконтактные платежи: насколько они безопасны

Стоит ли переживать, если вы потеряли смартфон с системой бесконтактных платежей

CHIP
Елена Аросьева: «Счастье – когда есть и большая семья, и любимая работа» Елена Аросьева: «Счастье – когда есть и большая семья, и любимая работа»

Героини Елены Аросьевой с первой секунды влюбляют в себя зрителей

Здоровье
10 музыкальных групп из 90-х, повлиявших на несколько поколений 10 музыкальных групп из 90-х, повлиявших на несколько поколений

Без этой десятки коллективов невозможно представить современных исполнителей

Maxim
Импульс укорачивать Импульс укорачивать

Почему нобелевские лауреаты по физике стремились к аттосекундам

N+1
Горные гориллы постарались не спариваться с родственниками Горные гориллы постарались не спариваться с родственниками

Обезьяны избегали спариваний с сородичами, с которыми вместе росли

N+1
Зачем ребенку заниматься спортом Зачем ребенку заниматься спортом

Учитель Артем Григорян о пользе и вреде спорта для детей

СНОБ
Как выбрать пуховик: самая полная памятка и лучшие варианты Как выбрать пуховик: самая полная памятка и лучшие варианты

Что учесть и на что обратить внимание, выбирая пуховик?

Правила жизни
Философ, воспитавший великого завоевателя: правда ли, что Аристотель учил Александра Македонского? Философ, воспитавший великого завоевателя: правда ли, что Аристотель учил Александра Македонского?

Отрывок из книги Алекса Роусона «Молодой Александр»

ТехИнсайдер
Почему так плохо, когда все хорошо Почему так плохо, когда все хорошо

Откуда приходит кризис среднего возраста и как не дать ему обрушить все

Men Today
Сознание глобального гражданина и искусственный интеллект | Global Citizen Consciousness and Artificial Intelligence Сознание глобального гражданина и искусственный интеллект | Global Citizen Consciousness and Artificial Intelligence

Южнокорейский путь в реализации «третьей миссии» университетов

Позитивные изменения
Как выбрать специалиста по работе с ПТСР. Отрывок из книги клинических психологов Как выбрать специалиста по работе с ПТСР. Отрывок из книги клинических психологов

Отрывок из книги «Жизнь после травмы»

СНОБ
81% работающих на удаленке россиян раздражают долгие рабочие созвоны с коллегами 81% работающих на удаленке россиян раздражают долгие рабочие созвоны с коллегами

Удаленные работники предпочитают решать рабочие вопросы письменно

Forbes
Действительно ли костный бульон полезен: вот что об этом думают диетологи и врачи Действительно ли костный бульон полезен: вот что об этом думают диетологи и врачи

Костному бульону приписывают множество суперсил

VOICE
Слово в небе Слово в небе

Необычный случай из книги «Воля Вселенной»

Наука и жизнь
Видно по глазам: как Хаби Лейм покорил TikTok и стал любимчиком мировых брендов Видно по глазам: как Хаби Лейм покорил TikTok и стал любимчиком мировых брендов

Всего за три года Хаби Лейм стал самым популярным тиктокером, не говоря ни слова

Forbes
Как менялся взгляд на женскую психотерапию и чем она отличается от мужской Как менялся взгляд на женскую психотерапию и чем она отличается от мужской

Как психоанализ и феминизм искали причины различий проблем женщин и мужчин

Forbes
Коротко и ясно Коротко и ясно

Как менялся способ потребления контента

Правила жизни
Если хочется чудес: 5 фэнтезийных книжных миров, где магия сродни науке Если хочется чудес: 5 фэнтезийных книжных миров, где магия сродни науке

Фэнтезийные книги, в которых к магии (самой настоящей!) относятся, как к науке

ТехИнсайдер
Робот-маммолог ощупает грудь в поисках уплотнений Робот-маммолог ощупает грудь в поисках уплотнений

Робот-маммолог поможет в ранней диагностике рака груди

N+1
Тыква: польза и вред. Что приготовить из главного осеннего продукта? Тыква: польза и вред. Что приготовить из главного осеннего продукта?

Польза и вред тыквы, а так же способы её приготовления

Psychologies
Изменить будущее: что такое трансформационные игры Изменить будущее: что такое трансформационные игры

Что такое трансформационные игры и чем они могут помочь в достижении целей?

Psychologies
Познавательное кино Познавательное кино

Что такое научпоп в кино? Зачем его снимают? Кто его смотрит?

Знание – сила
«Голоса советских окраин: Жизнь южных мигрантов в Ленинграде и Москве» «Голоса советских окраин: Жизнь южных мигрантов в Ленинграде и Москве»

Как учебные и рабочие коллективы помогали мигрантам освоиться в городах

N+1
«Проклятое наследие»: гипнотический фем-хоррор и проработка женских страхов «Проклятое наследие»: гипнотический фем-хоррор и проработка женских страхов

«Проклятое наследие» — фем-хоррор, напоминающий лучшие работы Дэвида Линча

Forbes
Cветлана Антонова: «Когда режиссер твой муж, ты переживаешь за него и стараешься, чтобы у него не было проблем» Cветлана Антонова: «Когда режиссер твой муж, ты переживаешь за него и стараешься, чтобы у него не было проблем»

Интервью со Cветланой Антоновой

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении