Кофе как повод для технической революции
История превращения плодов кофейного дерева в напиток началась с настаивания целых ягод в холодной воде. Затем зерна стали отделять от мякоти и кипятить, получая своеобразную жидкость бледно-желтого цвета. К XIII веку в Эфиопии, откуда кофе начал завоевание мира, зерна научились сначала высушивать на солнце, затем обжаривать, измельчать в деревянной или каменной ступке и заваривать в специальном керамическом сосуде с узким горлышком и сферическим основанием. На амхарском языке, на котором говорят эфиопы и некоторые народности Эритреи, Сомали и Судана, он назывался джебена. Именно с появлением этого патриарха кофейников вполне справедливо связывается складывание у восточных народов традиций кофейной церемонии.
Голос ступки
Кочевники-бедуины, бывавшие по торговым делам в Аксумском царстве, в которое входила в II—XI веках Эфиопия, переняли у местных жителей способ приготовления кофе, приспособив для этого далла – кувшины с длинным узким горлышком и изогнутым носиком, в которых обычно хранили воду. Со временем, когда кофе в бедуинских шатрах стали пить много и для его приготовления потребовалась отдельная посуда, название кувшина перешло к медному кофейнику, который, хотя и был похож на сосуд для воды, но несколько уменьшился в размерах. На протяжении столетий далла настолько широко использовалась в кофейной традиции Аравийского полуострова, Сирии, Ирака и других стран Ближнего Востока, что давно стала одним из символов арабской культуры. А зародившееся еще в Средние века ремесло изготовления бедуинских кофейников, украшенных изысканным чеканным орнаментом, превратилось в настоящее искусство.
Для кочевников кофе был не только любимым и необходимым напитком, дающим силы в долгих переходах по пустыне. Кофепитие и все, что с ним связано, являлось важнейшим элементом общественной жизни. За чашкой кофе выясняли отношения, договаривались о взаимной поддержке и военных союзах, устанавливали границы пастбищ, заключали торговые сделки, совершали браки. Кофейная церемония служила символом гостеприимства, которое в жизни кочевников имело куда большее значение, чем простая вежливость и изъявление дружелюбия. Оно было гарантом безопасного передвижения по пустынным территориям и межплеменного мира, а, значит, самой жизни. Поэтому в системе бедуинских ценностей кофе и гостеприимство настолько тесно переплелись друг с другом, что составляли едва ли не синонимические понятия. Так, желая похвалить приветливого хозяина, бедуины говорили: «Ты найдешь его кофейники над ямой для огня». Тот же, кто не умел достойно принять гостей, по неписаным законам кочевников покрывал себя позором и заслуживал презрительного прозвища «бахиль» – «скупой».
Поэты доисламского времени прославляли щедрых хозяев, призывающих гостей «голосом ступки». (Сохранить божественный аромат и вкус кофе, по убеждению восточных людей, и сегодня может лишь порошок, полученный вручную, в медной ступке). В поэмах рассказывалось, какой путь проделал кофе, прежде чем оказаться на столике перед гостем, подробно описывался процесс приготовления напитка, начиная от обжарки зерен и до того, в какой очередности, в каком количестве и как следует его подавать.
Когда он [кофе] настоится
в красивых чашечках
На украшенном подносе,
тогда подай его героям,
И вернись с ним к тому,
кто [остается] щитом
для беглецов,
К тому, кто смачивает [кровью]
свое копье в битве
Ради взора той, чьи локоны
спадают ниже талии,
Дочери вождей,
окрашивающих [кровью]
свое стальное оружие.
(Перевод Максима Василенко)
В стихах поэтов-кочевников предписывалось не жалеть лучшие сорта кофе для храбрецов, вернувшихся с победой из военного похода, удачного набега на соседей или защитивших караван, тогда как трусам и хитрецам вместо кофе полагалась лишь «подогретая гуща, разбавленная водой», что означало позор и изгнание из шатра.
За тысячелетия сложился огромный поэтический пласт – настоящая устная энциклопедия о кофе, в которой можно найти наставления старших младшим, как нужно варить кофе, какие специи добавлять и в каких количествах: «Приправь его девятью зернами кардамона и добавь шафрана». Не забыли поэты упомянуть даже то, что пряности доставлены из Индии в Йемен и Дамаск по морю.
Замечательно, что из «кофейных стихов» известно о разных видах посуды: кофейниках далла и бакрадж, сковородах для обжаривания зерен ихмас, ступках ниджр, а также о том, что бедуины Иордании и Сирии предпочитали маленькие чашечки без ручки, а аравийские кочевники – курейшитские, «подобные журавлям» высокие бокалы, сильно сужающиеся кверху.
Традиции бедуинского кофепития соблюдались строго и за века изменились столь же мало, сколь мало изменились чайные церемонии у японцев. Процесс его до настоящего времени состоит из ряда действий, выполняемых в строгой последовательности, завершает которые ритуал, корнями уходящий в языческие времена: перед тем, как налить кофе гостям, хозяин должен пролить несколько капель напитка на землю. На Ближнем Востоке я слышала разные версии, кому предназначается это подношение: предкам, богам, шайтанам. Не исключено, что и тем, и другим, и третьим одновременно. Кочевники – народ с хитринкой…
Поныне соблюдаются традиции и в подаче трех обязательных чашек кофе: финджан аль дайфа – чашка для почитания прибывшего гостя, финджан аль саиф – чашка для крепости меча и финджан аль кайф – чашка для настроения. Напитком каждая из них наполняется лишь наполовину, что связано как с крепостью кофе, так и с тем, что наливать чашку доверху считается верхом неучтивости к гостю. Тому также необходимо придерживаться определенных правил. Чашку с напитком он непременно должен держать в правой руке, так как с левой стороны, по восточному поверью, может стоять шайтан. Выпив напиток (обязательно до конца!), нужно демонстративно протянуть хозяину пустую чашечку с оставшимся осадком, сделав при этом вращательное движение рукой, иначе хозяин подумает, что гость желает еще кофе, и снова наполнит чашку. Лишь после этого кофейная церемония считается законченной и наступает время для беседы.