Снижение криптовалютного рынка вызвало падение интереса инвесторов к ICO

ForbesБизнес

Жизнь после ICO-хайпа: что ждет рынок коллективных инвестиций

Снижение криптовалютного рынка вызвало падение интереса инвесторов к ICO. Его альтернативой на ближайшие годы может стать IEO — первичное биржевое размещение

Артем Попов

gettyimages-1007876982.jpg__1564664631__81891.jpg
Фото James MacDonald / Bloomberg via Getty Images

Развитие криптовалютного рынка и всеобщий интерес к блокчейну привели к созданию новой модели коллективных инвестиций через продажи токенов. Эта модель, как альтернатива венчурному финансированию и краудфандингу, получила название ICO (первичное размещение токенов) по аналогии с первичным размещением акций на фондовых биржах (IPO).

В 2017 году, во время бурного роста биткоина и всего криптовалютного рынка, начался настоящий хайп вокруг ICO: каждый месяц проводились десятки токенсейлов, а общие вложения инвесторов измерялись в сотнях миллионов долларов. Эйфория была недолгой — уже зимой 2018 года биткоин вошел в медвежью фазу и инвесторы начали массово выходить из криптовалют. Пик инвестиций на ICO пришелся на первую половину 2018 года, во второй же началось быстрое снижение как количества проектов, так и собранных ими средств.

По данным ресурса Icobench.com, на конец мая 2019 года завершено 5156 ICO и 399 находились в активной стадии. При этом почти две трети проектов (3463) не смогли собрать минимальной запланированной суммы (softcap). За всю историю проведения ICO с 2014 года было собрано $26,17 миллиарда, из них только на 2018-й год пришлось $11,6 млрд. Заметно резкое падение активности инвесторов, связанное со снижением всего криптовалютного рынка: за I квартал 2018 года суммарные сборы на ICO составили $4,9 млрд, за IV квартал 2018 — всего $1,4 млрд, а за I квартал 2019 года — только $1 млрд, включая биржевые размещения — IEO.

Таким образом, интерес к ICO заметно снизился и рынок перешел в более спокойную фазу. Однако спрос на децентрализованное финансирование через криптовалюты остался, как среди инвесторов, так и со стороны стартапов. Во время «криптозимы» модель проведения ICO претерпела неизбежные трансформации, и сейчас кампании по продаже токенов можно разделить на три вида, — ICO, STO и IEO, — описанные ниже. В статистических отчетах, как правило, приводятся суммарные цифры по всем видам токенсейлов.

ICO

Классическое ICO — прямая нерегулируемая продажа токенов через смарт-контракт на одном или нескольких блокчейнах. Процесс полностью прозрачен и происходит в виде транзакций на блокчейне. И покупатели, и эмитент токенов могут оставаться полностью анонимными.

Одним из первых, и самых доходных, ICO стала продажа токенов ETH проекта Ethereum, впоследствии ставшего самой популярной платформой для других ICO. В 2015 году было продано 60 миллионов токенов на $18 млн, то есть 1 ETH обошелся инвесторам в 30 центов. На максимумах января 2018 года 1 ETH стоил около $1400. Таким образом, потенциальный доход инвесторов на тот момент превысил 500 000%.

Самым крупным ICO на сегодняшний день является проект EOS, получивший на дату окончания токенсейла в июне 2018 года более $4,2 млрд.

Тем не менее, в децентрализованных продажах токенов есть и своя ложка дегтя. Классический формат ICO позволяет эмитенту токенов полностью избежать ответственности за выполнение обязательств, что привлекает мошенников и бросает тень даже на добросовестные проекты. Именно этот фактор стал основным для перехода к новым моделям, снижающим риски для инвесторов.

STO

Размещение security-токенов (STO, Security Token Offering) — регулируемый выпуск и распределение токенов, выполняющих функции ценных бумаг (акций, облигаций или деривативов). Процесс происходит при согласовании с финансовым регулятором страны, в которой проводится токенсейл.

Порядок проведения STO зависит от выбранной юрисдикции, характеристик токена и категорий инвесторов, среди которых планируется распространение токенов. Анонимность эмитентов и покупателей токенов исключена.

Бюрократические процедуры при проведении STO замедляют и осложняют процесс, значительно повышая порог входа для инвесторов. В зависимости от юрисдикции токены могут быть размещены или только среди аккредитованных инвесторов, или также среди непрофессиональных инвесторов, но в пределах установленных лимитов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении