Директор ГАИШ — об истории института имени П.К. Штернберга МГУ

Зеркало МираНаука

«В нашем институте представлены все направления современной астрономии»

Беседу вела Елена Ольшанская

Астрономической обсерватории Московского университета – 192 года! За это время астрономия стала одним из ведущих научных направлений в мире. Государственный астрономический институт имени П.К. Штернберга МГУ, образованный 90 лет назад, успешно продолжает и развивает научные традиции московских астрономов и остается лидером среди астрономических учреждений России. Корреспондент ЗМ встретилась с директором ГАИШ Константином Постновым.

– Константин Александрович, расскажите немного о вашем институте, о его направлениях и о его ученых.

– Мы – один из самых старых научных институтов в России. У нас работает более ста научных сотрудников по всем направлениям астрономии. Поскольку мы являемся институтом при Московском государственном университете, то одна из наших главных задач – обучение студентов, и мы, естественно, используем те направления науки, которые уже традиционно развивались в Астрономическом институте. Это классическая астрономия, фундаментальная астрономия, физика компактных объектов, нейтронных звезд, черных дыр. А также небесная механика, астрометрия, гравиметрия, которой традиционно активно занимался Московский университет еще в XIX веке. У нас очень сильные специалисты по теории гравитации и космологии, которую проверяют в реальных астрофизических исследованиях. И есть уже новые направления астрономии, которые возникли во второй половине XX века: астрофизика, звездная астрономия, исследования по космологии, по теории гравитации, многоволновая астрономия.

– Что значит «многоволновая астрономия»?

– Это сейчас популярный научный термин. Многоволновая астрономия изучает астрономические объекты комплексно при разной длине волны света: в инфракрасном, видимом, радио, ультрафиолетовом, рентгеновском и гамма диапазонах электромагнитных волн. Речь идет об инструментах, которыми мы пользуемся в обсерваториях в Крыму и на Кавказе. Наши исследования ведутся в основном с Земли. У нас есть двух с половиной метровый телескоп, который установлен на Кавказской горной обсерватории под Кисловодском и работает в оптическом и инфракрасном диапазонах.

– Вы работаете самостоятельно или в сотрудничестве с другими институтами?

– Мы, конечно, сотрудничаем с нашими коллегами. Это различные институты Академии наук, где работают еще и с радиотелескопами: Специальная астрофизическая обсерватория и Пущинская радиоастрономическая обсерватория ФИАН. И, конечно же, у нас большая коллаборация с Институтом космических исследований. Мы работаем с данными, которые получаются с борта космических обсерваторий, в частности рентгеновских обсерваторий в рентгеновском диапазоне. Ну, и у нас есть взаимодействие с Институтом ядерных исследований и Институтом ядерной физики МГУ (НИИЯФ) в части изучения космических лучей – космических релятивистских частиц, которые, попадая в атмосферу, создают широкие атмосферные ливни различных элементарных частиц. Наша основная наблюдательная база работает в оптическом и инфракрасном диапазоне, но мы также сотрудничаем со всеми коллегами, поскольку современные астрономические исследования развиваются во всем диапазоне электромагнитных волн. Кроме того, в настоящее время регистрируются космические нейтрино и космические лучи высокой энергии, а также гравитационно-волновые события, которые изучаются с помощью лазерных интерферометров и детекторов гравитационных волн. Наши сотрудники изучают астрофизические источники, которые могут давать все эти явления.

Астрономическая обсерватория Московского университета (на базе которого потом будет основан Государственный астрономический институт имени П.К. Штернберга) была основана в 1831 году, фотография 1864 г. ГАИШ

– Спектр очень богатый!

– Да, получается, что в нашем институте представлены все направления современной астрономии. А самые развитые – это наземные оптические, инфракрасные наблюдения. Плюс традиционно сильное направление – астрометрия – изучение движений, положений различных источников, причем не только в оптическом диапазоне, но и в радиодиапазоне.

– Есть реальные успехи?

– Конечно. Астрометрические исследования в радиодиапазоне с помощью космического радиоинтерферометра Радиоастрон позволили получить уникальные изображения радиоисточников с самым лучшим рекордным разрешением и увидеть детали с точностью, которая не достижима с Земли.

– Можете рассказать о серьезных научных достижениях ваших специалистов?

– Об этом очень много можно говорить, потому что все зависит от того, на каком промежутке времени мы хотим этот вопрос обсуждать. Скажем, в 1960-е годы в наш институт пришел академик Яков Борисович Зельдович, его школа релятивистской астрофизики была образована в нашем институте. Здесь им вместе с группой ученых была развита теория аккреции на нейтронные звезды и черные дыры. В нашем институте работал Иосиф Самуилович Шкловский, который потом перешел в Институт космических исследований со своими учениками. В 1960-е годы бурно развивалась многоволновая астрономия, радиоастрономия, ультрафиолетовая астрономия, инфракрасная астрономия. В послевоенные годы астрономия вышла за пределы земной атмосферы, позволяя изучать космические явления не только с Земли, тогда и был образован Институт космических исследований АН СССР, и многие наши сотрудники стали там работать.

Слева направо. Советский физик, профессор, академик АН СССР Яков Борисович Зельдович (1914–1987), основатель отечественной школы релятивистской астрофизики. Советский астроном и астрофизик, член-корреспондент АН СССР Иосиф Самуилович Шкловский (1916–1985). Является основателем школы современной астрофизики – отдела радиоастрономии Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга Московского университета и отдела астрофизики Института космических исследований АН СССР. mf.b37mrtl.ru. mirkosmosa.ru

– Как распределяется работа в институте между учеными?

– Всегда есть какое-то распределение. Кто-то очень активно работает в разных направлениях. Кто-то является мэтром в конкретной области. Наука – не дело индивидуалов, это коллективное дело. Поэтому у нас есть группы, которые занимаются телескопами на Кавказской горной обсерватории, есть коллеги, которые работают с рентгеновскими данными, есть сотрудники, которые занимаются теорией, гравитацией, космологией. И, скажем, у нас одна из ведущих мировых школ по теории аккреции вещества на компактные источники, на нейтронные звезды, на черные дыры. Да, есть ученые, которые работают более-менее индивидуально, но в целом наука устроена так, что более успешно люди работают в коллаборациях.

Кавказская горная обсерватория (ГАИШ) под Кисловодском. avatars.mds.yandex.net

– А студенты принимают участие в вашей работе?

– Да, конечно. На базе нашего института располагается три кафедры астрономического отделения физического факультета МГУ. Это кафедра астрофизики и звездной астрономии – я являюсь заведующим этой кафедрой. Это кафедра экспериментальной астрономии, заведующий кафедрой профессор Расторгуев. Есть кафедра небесной механики, астрометрии, гравиметрии, ею заведует профессор Жаров. На астрономическое отделение ежегодно поступает примерно 25 человек. С самых первых лет учебы студенты вовлекаются в научную работу. Они идут в ту или иную группу, выбирают себе научного руководителя. Как правило, это научные руководители из нашего института, хотя можно работать с нашими коллегами в Институте космических исследований, в Институте астрономии или в других смежных областях. Студентам в этом плане предоставлена полная свобода выбора. А потом на третьем курсе они распределяются по кафедрам, примерно по пять-семь человек. И дальше уже более детально изучают те или иные области. Мы ведь – базовый институт для подготовки астрономических кадров высшей квалификации в нашей стране, это наша главная задача. А для этого нужно и самим развиваться. Чтобы качественно подготовить студентов, нужно самим вести большую научную работу. Поэтому очень важно, чтобы научные исследования были на уровне мирового класса. Иначе не подготовишь специалистов высокой квалификации.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Насколько уникальна наша Солнечная система Насколько уникальна наша Солнечная система

Солнечная система имеет искусственное происхождение!

Зеркало Мира
Последствия неправильной сушки: как помыть зонт, чтобы избавиться от затхлого запаха Последствия неправильной сушки: как помыть зонт, чтобы избавиться от затхлого запаха

Как правильно мыть зонт дома?

ТехИнсайдер
Создано в России Создано в России

Как изучают нейроны и ищут новые антибактериальные соединения?

Знание – сила
Новая эстетика: как рестораторы возрождают пивную культуру в Москве Новая эстетика: как рестораторы возрождают пивную культуру в Москве

Почему пиво и вино не конкуренты и в чем сложность открытия в Дубае

Forbes
Усадьбы Москвы Усадьбы Москвы

Русские имения хранят множество историй, повлиявших на судьбу страны

Вокруг света
Синдром второго альбома: что это и как с ним справляются звезды — от Мадонны до Билли Айлиш Синдром второго альбома: что это и как с ним справляются звезды — от Мадонны до Билли Айлиш

Что такое синдром второго альбома и какие звезды с ним столкнулись?

Psychologies
Почему в США все больше людей прибегает к стерилизации? Ответ напугал ученых! Почему в США все больше людей прибегает к стерилизации? Ответ напугал ученых!

Почему все больше молодых людей в США отказывается от планов иметь детей?

ТехИнсайдер
Масштабы загрязнения вод суши полифторалкильными соединениями назвали недооцененными Масштабы загрязнения вод суши полифторалкильными соединениями назвали недооцененными

Предельная допустимая концентрация загрязнения превышена в половине проб воды

N+1
«Я не обязана соглашаться на чужие условия»: письмо всем, кто старается угождать людям «Я не обязана соглашаться на чужие условия»: письмо всем, кто старается угождать людям

Как перестать угождать всем подряд и научиться говорить «нет»

Psychologies
На шпильках к звездам: как дизайнер обуви Кристиан Лубутен стал миллиардером На шпильках к звездам: как дизайнер обуви Кристиан Лубутен стал миллиардером

Как туфли с красной подошвой стали золотой жилой для Кристиана Лабутена?

Forbes
Законодатель, проводник, любовник матери: чем важен отец Законодатель, проводник, любовник матери: чем важен отец

Зачем нам нужен отец?

Psychologies
Чтобы сохранить воспоминания, нейроны разрывают и восстанавливают свою ДНК Чтобы сохранить воспоминания, нейроны разрывают и восстанавливают свою ДНК

Нейробиологи описали неизвестный механизм формирования долговременной памяти

ТехИнсайдер
Экспресс-ремонт в домашних условиях: как убрать заломы на обуви и вернуть их первоначальный внешний вид Экспресс-ремонт в домашних условиях: как убрать заломы на обуви и вернуть их первоначальный внешний вид

От заломов на обуви необходимо избавляться как можно раньше. Как это сделать?

ТехИнсайдер
Рим наш Рим наш

Разбираемся в том, как работало римское усыновление

Правила жизни
Не в смысле «шляпа» Не в смысле «шляпа»

Как начиналась одна из самых знаменитых финансовых афер в истории человечества

Дилетант
Химики синтезировали голден Химики синтезировали голден

Шведские химики получили голден — одиночные слои золота толщиной в один атом

N+1
Лего выдающихся джентльменов Лего выдающихся джентльменов

Как наследник основателя LEGO придумал концепцию гаража для состоятельных людей

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Ни дать ни взять: бизнес не хочет делиться с государством данными Ни дать ни взять: бизнес не хочет делиться с государством данными

Бизнес не хочет бесплатно отдавать государству персональные данные клиентов

Forbes
Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время Чем занять себя в самолете: вы не заметите, как быстро пролетит время

Как «убить время» в самолете с пользой?

ТехИнсайдер
Как сжать файл ПДФ: несколько простых способов для ПК и телефона Как сжать файл ПДФ: несколько простых способов для ПК и телефона

Сегодня мы расскажем, как сжать ПДФ документ, чтобы он весил меньше

CHIP
Арт-пространство, отель и парк: что строили на месте известных тюрем Арт-пространство, отель и парк: что строили на месте известных тюрем

Чем известна «русская Бастилия» и во что перестраивали другие известные тюрьмы

СНОБ
Анна Матвеева: Не хочу тратить время на вторичную паралитературу Анна Матвеева: Не хочу тратить время на вторичную паралитературу

Писательница Анна Матвеева — о «Тотальном диктанте» и борьбе за чистоту слога

СНОБ
Смерть, кушетка и платяной шкаф Смерть, кушетка и платяной шкаф

«По Фрейду»: психоаналитик и теолог отвечают не на те вопросы

Weekend
Краткосрочное ОСАГО: 5 вопросов, которые возникают у каждого водителя Краткосрочное ОСАГО: 5 вопросов, которые возникают у каждого водителя

В каких случаях краткосрочное ОСАГО может быть выгодно?

ТехИнсайдер
Шариковая ручка: долгий путь к человеку Шариковая ручка: долгий путь к человеку

История обычной шариковой ручки

Зеркало Мира
6 вопросов, которые помогут спасти разговор 6 вопросов, которые помогут спасти разговор

Вопросы, которые сделают любую беседу по-настоящему интересной

Maxim
Диба Заргарпур: «Отражения нашего дома». Отрывок из дебютного романа Диба Заргарпур: «Отражения нашего дома». Отрывок из дебютного романа

Книга стала дебютом для Дибы Заргарпур о ее афгано-узбекском наследии

СНОБ
Как защитить детей от сексуализированного насилия: инструкция для родителей Как защитить детей от сексуализированного насилия: инструкция для родителей

Почему важно говорить о сексуализированном насилии над детьми?

Psychologies
Александр Рогов Александр Рогов

Арт + фэшн у Рогова дома: музей редких вещей Гвасалии и Прада

Собака.ru
Монетизация воды Монетизация воды

Какие финансовые инструменты появились в борьбе за климат

Деньги
Открыть в приложении