Самые маленькие автомобили в мире
Гиганты и карлики существуют не только в живом мире, но и в мире техники. И самый яркий пример – автомобили, которые, как пелось в некогда популярной песенке, «буквально все заполонили». Может быть, для того, чтобы на дороге было больше пространства, может быть, из эстетических соображений, может быть, в целях экономии топлива, а может быть, просто в порыве вдохновения инженеры разных стран мира создавали автомобили-малютки разных конфигураций.
Все началось с компании British Motor Boat Mfg Co Ltd, которая была в свое время просто помешана на миниатюрах. Она вообще занималась в основном моторными лодками. И ее любовь к миниатюрам вначале воплотилась в крошечных лодочках «scoota boat». А потом появились машинки Rytecraft Scootacar (в общем-то разновидность скутера). С 1934 по 1940 год их было выпущено около 1000. Часть «тиража» была оснащена 98-кубовым одноцилиндровым «воздушником» марки Villiers, а часть – электродвигателем и аккумуляторной батареей. Привод был только на одном заднем колесе, а на втором колесе был установлен тормоз. Скорость этого инженерного чуда, в котором помещались двое взрослых, (длина Rytecraft Scootacar составляла 2,5 метра, ширина – 1 метр) составляла около 25 км/ч. Машинка была настолько низкой, что легко проезжала… под прицепом. Что запечатлено на старых фотографиях, снятых на улицах Лондона. А сами машинки можно увидеть разве что в музейных экспозициях или в частных коллекциях.
Английский Larmar и французский Mochet также относились к славному отряду скутер-каров и также канули в лету, хотя внешне были очень даже симпатичными. Но эти три машинки стали «пионерами» мини-автостроения. А дальше производителей понесло, что называется, во все тяжкие. И руководил ими явно не здравый практический ум. Каждому хотелось создать свой собственный шедевр в миниатюре. И некоторым это удалось. И удается по сей день.
Пузыри и мотоколяски
Самые маленькие машины, bubble-car, или автомобили-пузыри, оснащенные мотоциклетным двигателем, выпустила в свет итальянская компания Iso через несколько лет после окончания Второй мировой войны, назвав новую марку Isetta. Недорогая машина для коротких поездок стала весьма востребованным товаром. Так что нет ничего удивительного в том, что лицензии на ее производство купили во Франции, Британии, Германии и даже далекой Бразилии. Наибольшую популярность снискала германская версия, известная под названием BMW Isetta. Мощность ее мотоциклетного мотора – 13 лошадиных сил против изначальных итальянских 9,5. В конструкции машины не предусматривалась задняя передача, зато было четыре колеса и два посадочных места.
«Кабиненроллеры» – ближайшие родственники «пузырей» – ведут свою родословную от Fend Flitzer – мотоколяски для людей с ограниченными возможностями. «Папой» этой одноместной конструкции в конце 40-х годов прошлого века стал немецкий инженер Фриц Фенд. Мотоколяска с условным объемом около 2,5 кубометра была компактной. Она поместилась бы даже в багажник современного внедорожника. Продав 250 таких колясок, которые, к слову, покупали для скорости передвижения на близкие расстояния вполне себе подвижные граждане, Фенд воодушевился и решил сделать нечто подобное уже для двух человек. Этот проект, который он презентовал авиакомпании Messerschmitt, был реализован в жизнь. Новинка получила название Messerschmitt Kabinenroller и представляла собой трицикл, где посадка предусматривалась последовательной, друг за другом, а расход бензина – минимальным, всего 3,2 л на 100 км. Kabinenroller стал прямым конкурентом Isetta и, между прочим, до сих пор им остается. Автолюбители и собиратели этих машин по сей день дискутируют, какая из малюток лучше.