Двигатель прогресса или недуг: как вести себя с ленивым сотрудником
Лень у сотрудника — явление сложное и многогранное. За ней часто стоит целый ряд причин, которые необходимо исследовать. Руководители сталкиваются с выбором: бороться с проявлениями лени, понять ее корни или ничего не делать. Однако недостаточное внимание к такому вопросу может привести к массовой потере работников. Что делать в такой ситуации, рассказала Inc. руководитель по продвижению бренда работодателя и внутренним коммуникациям сервиса «Работа.ру» Татьяна Мощагина.
В рабочей среде ленивые люди делятся на несколько типов. Понимание этих категорий поможет руководителям эффективно управлять коллективом.
Типы ленивых сотрудников
1. Физически ленивые. Такие работники стараются избегать трудоемких задач и предпочитают минимальное физическое участие. Но их активность может проявляться в ментальной сфере.
Иногда именно такие люди придумывают умные решения, например для автоматизации рутинных задач.
2. Умственно ленивые. Это категория сотрудников, которые избегают сложных интеллектуальных задач. Они часто ищут другие, более простые пути решения проблем (пусть даже эти способы не самые эффективные). Например, если сотруднику нужно составить таблицу с данными, а он не умеет это делать или у него плохо получается, то он обратится к более опытному коллеге, чтобы тот выполнил задачу вместо него.
3. Демотивированные сотрудники. К этому типу относятся те, кто потерял интерес к работе. У них отсутствует внутренний стимул к выполнению обязанностей. Возможные причины: недостаток стимулов, неудовлетворенность рабочим процессом или проблемы в личной жизни.
Как быть руководителю
Разнообразие типов ленивых сотрудников делает управление ими сложной задачей. Однако с правильным подходом можно восстановить мотивацию в коллективе и вернуть людей к активной работе. Для этого необходимо предпринять следующие действия.
Выявить причины лени
На первый взгляд может показаться, что сотрудник просто ленив. Однако, перед тем как делать выводы, важно определить, не связаны ли трудности с недостатком знаний или опыта. Ведь новичок, который только начинает свой путь в компании, может столкнуться с неясными для него задачами. Не стоит забывать и о личных проблемах.
Стресс, семейные сложности или болезнь могут снизить эффективность и сконцентрированность сотрудника. В таком случае нужно подойти с пониманием, поговорить с человеком один на один, понять причины и предложить помощь или варианты решения его проблемы.