Усталость, осознанность и поиски вечной любви: какими стали знакомства
Исследования и опросы свидетельствуют: приложения для знакомств зачастую вызывают расстройства и делают потенциальных партнеров своими заложниками. Разбираемся, почему так происходит
«Люди ходят в казино и на свидания по одной причине — надеясь сорвать джекпот. А в итоге ты просто спускаешь все деньги и сидишь в баре в одиночестве», — говорила героиня сериала «Секс в большом городе» Кэрри Брэдшоу. Наверняка в 2023 году с ней бы многие согласились.
Вот вам идея для социального эксперимента: спросите у своих сидящих в дейтинговых приложениях знакомых, как складывается их личная жизнь, и посмотрите, как быстро в их глазах погаснет свет. Если же этот знакомый вы сами, то вы знаете, как порой тяжело найти желание не то что на свидания, даже на продолжение переписки. А от бесконечных рассказов о себе уже хочется выть.
В какой-то мере нас это роднит с пользователями из США. Исследование 2020 года показало, что среди местных пользователей дейтинговых сервисов 45% переживают разочарование и усталость, а по результатам недавнего опроса Badoo, 78% пользователей испытывают стресс от впустую потраченного времени на попытку кого-то найти. Больше всего этот показатель зашкаливает у поколения миллениалов, которые тратят на поиск пары свыше трех часов в день. Так что всеобщая усталость от автоматизированных знакомств — вполне себе подкрепленный цифрами тренд.
Учитывая это, логично, что сейчас в мире возникает спрос на новые способы знакомства. Вот только работают ли они?
Почему мы свайпаем
С появлением в нашей жизни Tinder поиски любви изменились навсегда. Об этом писала французская журналистка Жюдит Дюпортей в книге «Любовь по алгоритму. Как Tinder диктует, с кем нам спать». Там объясняется на примере Tinder, что сервисы для онлайн-знакомства — это больше про развлечение, чем про реальные поиски партнера. Приложения специально воспроизводят игровую механику, чтобы удерживать наше внимание, и используют, например, ботов, чтобы мы лучше себя чувствовали. Дейтинговому приложению не нужно, чтобы вы нашли себе пару, высказывает Дюпортей в общем-то очевидную мысль, они заинтересованы только в том, чтобы вы дольше были их пользователями. То есть одинокими.
Такой подход свойственен и прочим приложениям для знакомств. Бренд в данном случае большой роли не играет. Как пишет Vice, исследование, проведенное в США в 2022 году, показало, что четверо из пяти взрослых сейчас «испытывают ту или иную степень эмоциональной усталости» от интернет-знакомств. Компания Hinge также выяснила, что 61% пользователей считает современный процесс поиска пары «угнетающим».
Почему так происходит? С одной стороны, говорят эксперты Vice, дейтинг сделал процесс поиска пары проще: можно отфильтровывать поклонников, запрещать писать себе первыми, предоставлять согласие на переписку и так далее. Но с другой стороны, мы сталкиваемся с обратным эффектом, когда нас объективизируют, или вообще игнорируют, или кидают в черный список без объяснения причин спустя 10 минут общения (а иногда и после первого свидания).