Богатырский конь
Всем нам с детства знакома картина Виктора Васнецова «Богатыри». Там у Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича и кони – как положено, богатырские, крупные и мощные. Напоминающие тяжеловозов, героев нашего сегодняшнего повествования, лошадей немереной силы, удивительной трудоспособности и доброго нрава
Лошадей, которые могут и тяжеленные грузы возить, и поле пахать, и всадника в неподъемной амуниции возить, выводят с давних времен. Во многих странах мира есть собственные тяжеловозные породы, каждая со своими особенностями. Сегодня таких пород 40. Их характерные черты – внушительные размеры, массивное тело, мощные, с широкими копытами, ноги. Еще – золотой характер. Гиганты на редкость добродушны, покладисты и спокойны. Двигаются тяжеловозы, как правило, не спеша, легкой трусцой или мягким аллюром, шаг чередуют с галопа на рысь, так что если вы такого коня оседлаете, то трясти вас точно не будет. Быстро бежать кони могут тоже, правда, недолго, километра полтора, и разгон им для начала требуется в метров 150–200. Но они в основном не для верховой езды предназначены. Им нет равных в работе на пахоте с плугом. Они, как говорится, пашут и пашут. Весь световой день, без устали. Так же долго они могут везти за собой и воз весом в несколько тонн. И селекционеры их очень ценят – свою мощь и стать они передают потомству, поэтому коннозаводчики часто используют тяжеловозов-жеребцов для выведения новых и улучшения существующих пород.
Ушки на макушке
Тяжеловозы, конечно, не сами появились в природе, они были выведены в ходе многовековой селекционной работы. Впервые потребность в таких лошадях возникла в Средние века. Таскать на себе рыцаря при полной его амуниции обычная лошадка не могла. Это должен был быть только очень сильный конь. И таким конем стал дестриэ. Весом лошадь достигала 1000 кг, ростом в холке – двух метров. Считается, что эту породу вывели в Германии. Лошади с легкостью возили на себе и собственную амуницию, и закованных в железо всадников, однако походы на дальние расстояния выдерживали с трудом, а прыгать и плавать вовсе не могли. За сутки рыцарь мог проехать на своем скакуне не больше 30 километров. Иначе у лошади не выдерживало сердце. Так что хороший хозяин вовремя давал ей отдохнуть. Масть дестриэ была рыжей, бурой, вороной или гнедой, туловище средней длины, ноги длинные, мощная шея и резко выраженные надбровные дуги. А еще у них никогда не опускались уши.
Гриву их стригли только сверху, а внизу оставляли нетронутой, чтобы рыцарь при падении (ну мало ли что!) мог за нее уцепиться и не рухнуть на землю. До наших дней порода не сохранилась, однако именно от нее ведут свое начало французские першероны, бельгийские брабансоны и английские шайры – огромные, мощные и способные перевезти груза столько, сколько перевозит среднестатистический грузовик. И они куда крепче своих далеких предков. Однако пашут и перевозят грузы на них редко. Чаще всего снимают в рекламе, используют в конном туризме и спортивных состязаниях, где они демонстрируют свою силу, перевозя огромные грузы на телегах, перетаскивая бревна или бетонные блоки и совершая другие трюки, для лошадей иных пород просто недоступные.
Тяжелая конница графа
Орлова Первой известной тяжелоупряжной породой лошадей, которую вывели в России специально для сельскохозяйственных нужд, стал битюг. Своим появлением битюг обязан графу Алексею Орлову. Тот в свои деревни, находящиеся в Тамбовской губернии, привез несколько голландских и датских жеребцов-тяжеловозов. В результате близкого знакомства «иностранцев» с местными неприхотливыми и сильными кобылками получилась выносливая и мощная порода, название которой дали по имени реки Битюг, протекавшей во владениях графа. Битюги были невысокими, в среднем 160 см, отличались широким крестцом, грудью и спиной, были сильны и неприхотливы в еде. Воодушевленный своим удачным экспериментом, граф Орлов основал первый в России Хреновский конный завод. Именно там был выведен Русский тяжеловоз для упряжки – лошадь с очень красивым экстерьером, родственником которой были бельгийские ардены и русские лошадки. Высшим достижением завода стала золотая медаль, которую получил на выставке в Париже его жеребец Каравай.