Как приучить ребенка к труду: 3 идеи, которые помогут в воспитании
Интерес к тому, чтобы приложить усилия, удовольствие от достижения цели, чувство долга… Как передать все это ребенку? Мы предлагаем основные ориентиры.
Проблема
Как научить детей трудиться? Многим родителям непросто решить этот вопрос. Мы знаем, что об этом надо говорить, но на практике оказывается, что «правильных» слов недостаточно, чтобы убедить ребенка.
«Если не будешь работать, ты ничего не добьешься» — такая мысль, хоть и верная по сути, обычно бывает не слишком действенной. «Я непрерывно говорю сыну, что каждый человек должен трудиться, а он мне отвечает: „Меня это так достало!“» — жалуется 39-летняя Валентина.
«Ошибка в том, что многие взрослые, сами того не осознавая, передают детям понятие о труде в той форме, которую усвоили в эпоху субботников и пятилеток: трудиться надо, потому что это хорошо, — говорит детский психолог Татьяна Бедник. — Особого понимания, а тем более энтузиазма такое объяснение не вызывает, так как в нем нет и намека на удовольствие, которое труд может и должен человеку приносить».
Способности
«Вопреки тому, что думают многие взрослые, трудиться, работать не значит для ребенка что-то само собой разумеющиеся — это сложная в психическом отношении операция», — уточняет Татьяна Бедник.
Она подразумевает сразу несколько важных этапов: так, человек:
- осознает то, что надо сделать;
- находит в себе достаточное желание это сделать;
- решает претворить желание в действие;
- представляет себе те операции, которые для этого нужны;
- обладает технической способностью выполнить эти действия и психологической, чтобы поддерживать усилия, необходимые для их выполнения.
Препятствия
Всем ли это дано? «Все дети при рождении обладают необходимым потенциалом, — говорит Наталья Евсикова, — но развитию способностей нередко мешает родительская гиперопека: такой ребенок просто не чувствует необходимости думать или делать что-то самостоятельно. Какой бы вопрос ему ни задали, он непременно оглянется на мать, ожидая, что ответит она». Точно так же ребенок протянет матери свое пальто, чтобы его одели, хотя умеет одеваться сам.
Интеллект и моторные навыки здесь ни при чем — такому ребенку просто не позволяют самостоятельно «думать» и «делать», взрослые «думают» и «делают» за него
Ребенку, к примеру, не скажут: «Начинай готовить домашние задания и позови меня, если тебе понадобится помощь». Вместо этого ему продиктуют, какие действия нужно выполнить: «Садись. Покажи мне свою тетрадь». В результате он начинает вести себя пассивно, а родители называют это ленью.
«Увы, борьба с такой „ленью“ не только не решает проблемы, но и лишает ребенка уважения к себе, — говорит Татьяна Бедник. — Это несправедливо вдвойне, потому что на самом деле он в этой ситуации в гораздо большей степени жертва, нежели виновник: ребенок не понимает смысла своих усилий и не может приобрести опыта удовольствия от вложенного труда и успеха».