6 главных китайских автомобильных марок: история и особенности
Китайские автомобильные бренды заняли более 60% российского рынка. Чем они отличаются
По итогам 2023 года Китай впервые обогнал Японию и стал крупнейшим экспортером автомобилей в мире. Добиться этого китайским компаниям удалось во многом благодаря России: после ухода западных автоконцернов с российского рынка китайские бренды заняли на нем долю, превышающую 60%. Фактически в современной России понятие «китайский автомобиль» и иномарка стали синонимами.
История китайских автомобилей
В 1902 году будущий президент Китая, а в ту пору видный военачальник Юань Шикай приобрел в контролируемом англичанами Гонконге автомобиль и привез его в Пекин, подарив машину вдовствующей императрице Цыси. Авто практически не использовали по назначению: он стал скорее выставочным экспонатом в императорском дворце. Тем не менее он считается первой машиной, появившейся в Китае.
Дальнейшие события развивались стремительно. Синьхайская революция 1911–1912 годов привела к краху империи и попыткам установить в стране республиканскую форму правления. В некоторых регионах эти события стимулировали рост торговли и промышленности. Уже в следующем десятилетии в Китае заработали первые автомобильные заводы — правда, иностранных концернов: Ford, General Motors и Mercedes-Benz.
Этот период закончился в 1937 году с началом японского вторжения. После Второй мировой и последовавшей следом гражданской войны автомобильная промышленность в Китае оказалась полностью уничтожена, и ее пришлось создавать с нуля.
На первоначальном этапе помощь в этом оказывал Советский Союз. В 1953 году был основан Первый автомобильный завод КНР, который до сих пор известен как FAW. Его проектировали по образцу московского предприятия ЗИЛ. Несколькими годами позже заработал Второй автомобильный завод — ныне это компания Dongfeng.
В первое время китайская автомобильная промышленность была сосредоточена на выпуске грузовиков. Массовое производство легковых автомобилей стартовало только в 1980-х, а действительно заметных масштабов выпуск машин в Китае достиг только в 2000-х. В 2009 году Китай стал крупнейшим производителем автомобилей в мире и с тех пор удерживает это положение.
У китайского автопрома есть две важные особенности. Во-первых, все автомобильные корпорации делятся на три типа.
- FAW, Donfeng и Changan принадлежат государству и контролируются напрямую центральным правительством.
- BAIC, Chery, JAC, GAC и SAIC также принадлежат государству, но в лице властей отдельных провинций.
- Geely, Great Wall, BYD и Seres являются частными компаниями.
Вторая особенность китайского автопрома — требование к иностранным концернам создавать с местными корпорациями совместные предприятия, в которых китайской стороне будет принадлежать не менее 50%. Единственным исключением из этого правила является завод Tesla в Шанхае, которым полностью владеет американская корпорация.