Перспективы развития искусственного интеллекта и его влияние на нашу жизнь

МонокльHi-Tech

Как вырастить из ИИ человека*

Директор Института интеллектуальных кибернетических систем НИЯУ МИФИ Валентин Климов — о том, что такое искусственный интеллект, о перспективах его развития и о его влиянии на нашу жизнь

Александр Механик

Директор Института интеллектуальных кибернетических систем НИЯУ МИФИ, кандидат технических наук, доцент Валентин Климов. Алексей Таранин

Выступая в конце ноября в Москве на международной конференции AI Journey (Artificial Intelligence Journey), посвященной искусственному интеллекту и машинному обучению, президент России Владимир Путин указал, что «за последние годы различные отрасли экономики и социальной сферы России в полтора раза расширили использование решений в области искусственного интеллекта». И заявил: «Мы будем и дальше стремиться к тому, чтобы Россия стала одной из самых комфортных юрисдикций в мире для развития искусственного интеллекта, для смелого поиска здесь необходимых всем решений».

Один из лидеров в разработке систем искусственного интеллекта в России — НИЯУ МИФИ. Чтобы обсудить перспективы развития систем ИИ в нашей стране и в мире, мы встретились с директором Института интеллектуальных кибернетических систем НИЯУ МИФИ, специализирующегося на разработке таких систем и подготовке кадров для этой области науки, кандидатом технических наук, доцентом Валентином Климовым.

— Сейчас даже в средствах массовой информации обсуждается вопрос, что такое искусственный интеллект и как он соотносится с человеческим интеллектом.

— Существует множество различных ответов на эти вопросы, но окончательно устоявшихся трактовок нет. На самом деле искусственный интеллект — это, скажем так, набор методик, инструментов, программных, аппаратных средств, фундаментальных исследований, которые позволяют человеку приблизиться к познанию собственного, естественного, так сказать, интеллекта. То есть создать его некую искусственную аналогию за счет программных и аппаратных средств, за счет искусственных нейронов. Понятное дело, что мы этого еще не достигли, что человеческий мозг гораздо сложнее, процессы человеческого сознания и другие когнитивные процессы гораздо сложнее того, что сейчас сделано. Пока это лишь некое грубое приближение. Хотя в некоторых случаях искусственный интеллект, в принципе, уже может превышать способности человека, например в памяти или в переборе вариантов, но во всех остальных случаях человек оказывается умнее и, если хотите, хитрее и эмоциональнее.

Есть ряд и других характеристик, по которым искусственному интеллекту еще расти и расти до нас. Поэтому, скажем так, это пока инструмент познания и некоего приближения к человеческому интеллекту, но одновременно это некий инструмент усиления человеческого интеллекта, потому что в ряде случаев он нас может серьезно дополнять. Но если говорить о творчестве, о мышлении, о социально-эмоциональных способностях, то тут разработки искусственного интеллекта еще даже близко не подошли к тому, чтобы заменить или хотя бы дополнить человека.

— Но, казалось бы, искусственный интеллект уже сейчас рисует картины, которые не отличишь от нарисованных человеком, и спор идет вокруг решения вопроса, это творчество или имитация творчества.

— Я считаю, что это пока ближе к имитации. Объясню почему. Как творит искусственный интеллект? В нейросеть загружаются тысячи и миллионы картин, которые человечество создало за время своего существования, они некоторым образом классифицируются: это в стиле, например, импрессионизма, это реализм, это еще что-то. И дальше человек пишет в задании: хочу создать картину в стиле Айвазовского с морем, птичками, кораблями, еще чем-то. И машина, проанализировав за одну секунду десяток тысяч подобных картин, выделив из них соответствующие элементы, рисует в стиле Айвазовского. Или в стиле импрессионизма. Или в стиле Сальвадора Дали. Но создать свой новый стиль, создать свой новый шедевр в стиле, которого не существовало ранее, компьютер не может. То есть он не может быть творцом. Он является хорошим средством копирования, перебора вариантов, создания чего-то наподобие, но чего-то прорывного компьютер создать пока не может.

Мы обсуждали с людьми, которые занимаются дизайном, как и для чего они используют нейросети. Например, для того чтобы прокачать свои мозги, дать себе некое нешаблонное представление, сделать какой-то набросок, они дают нейросети задание: сделай мне сто набросков в таком-то стиле. Потом смотрят, что их в этих набросках зацепило, и начинают развивать это сами. Сейчас появились большие языковые модели, различные GPT, с помощью которых легко сделать человекоподобный текст. Им пишешь некий запрос, они генерируют тебе текст, который, в принципе, если не сильно вдаваться в подробности, похож на произведение человека. И для быстрого выпуска какой-то новости он, может быть, и сойдет. Но если вам нужен серьезный, осмысленный текст, в который вкладывается серьезная аналитика, то, конечно, это не пойдет, потому что это будет просто суррогат.

Но с другой стороны, искусственный интеллект расширяет возможности человека, как расширили их различные поисковые системы, которые заменили нам походы в библиотеки. Тот же Google позволил быстрее перебирать большие объемы информации, но, понятное дело, вместе с необходимой нам информацией он выдает массу информации недостоверной, неполной, некорректной. И человеку все равно приходится окончательно выбирать из этой информации ту, которая релевантна, то есть подходит по смыслу, по теме, по содержанию, по контексту тому, что требуется. Поэтому надо еще научиться с этим работать, освоить новый инструмент. А поскольку нам и нашим детям придется жить в этой среде, всем нам придется учиться ею пользоваться.

— И все-таки, просматривается ли, на ваш взгляд, уже сейчас перспектива превращения искусственного интеллекта в нечто подобное человеческому? Об этом начинали говорить еще чуть ли не в пятидесятые годы прошлого века, когда появились первые роботы: вот-вот, уже завтра, они заменят человека. И до сих пор эти разговоры продолжаются.

— Так называемый сильный искусственный интеллект, подобный человеческому по многим параметрам — социальным, эмоциональным, мыслительным, в полной мере будет создан, на мой взгляд, не скоро. Дай бог, к концу этого столетия. Может быть, я ошибусь на десяток лет, но, по моим представлениям, это будет точно после 2050 года. Хотя некоторые направления, те же самые нейросети для больших языковых моделей, демонстрируют достаточно сильное продвижение.

Например, у нас в МИФИ есть такая разработка: мы сделали модель виртуальной реальности, где есть виртуальный персонаж, женщина-бот. Ей задаешь вопрос на естественном человеческом языке, эта речь обрабатывается, анализируется, идет запрос к большой языковой модели, присылается некий ответ, он интерпретируется, и она отвечает вам на естественном человеческом языке. То есть логически правильные ответы на естественные вопросы, без заковырок машина давать уже способна. Но, конечно, можно вопрос задать с заковырками, и, наверное, она еще их не поймет. Хотя в информационном плане вполне себе рабочая вещь.

Конечно, такие модели пока без эмпатии, без понимания социальных проблем, но логически они вам отвечают правильно и похоже на правду. Но при этом проследить ваше состояние, подыграть вам, разговорить вас как психолог, психотерапевт, когда вы приходите к нему, потому что у вас какая-то проблема, чтобы вытащить из вас эту проблему и предложить ее решение, машина пока не может. До этого еще далеко, я думаю, как минимум десяток лет. Дело в том, что мы до конца не понимаем, как устроен наш мозг, как это все происходит в мозгу.

Сейчас существует направление исследований НБИКС**- систем. Они так называются, потому что в ближайшее время все науки, объединенные в этих системах, очень плотно срастутся: нанотехнологии с биотехнологиями, с информационными и когнитивными технологиями. Уже срастаются. И мы уже дошли до такого уровня, что исследования, которые у нас проводятся, ведутся на стыке искусственного интеллекта и биотехнологий. У нас работает профессор Алексей Самсонович, он долгое время работал в США, в 2015 году вернулся и уже восемь лет трудится у нас. Тема, которую он исследует, — биологически обоснованные модели когнитивных архитектур искусственного интеллекта. То есть он исследует возможность переноса неких биологических моделей восприятия чего-либо в искусственный интеллект, создания неких человекоподобных существ, которые могут в некотором плане заменить человека.

** НБИКС — нано- (Н), био- (Б), информационные (И), когнитивные (К) и социогуманитарные (С) технологии, конвергированные в единое целое.

Например, японцы, которые к нам приезжали несколько лет назад на конференцию, нашли для старых одиноких людей, которым восемьдесят плюс, решение в виде некоего робота, живущего со стариками, способного с ними разговаривать, помогать им на кухне, по дому. Он с ним как человек общается, и они не чувствуют себя одинокими. Хотя это искусственный интеллект, он при этом чему-то способен обучаться. И это одно из решений, позволяющих продлить активную жизнь такому старику и, скажем, обеспечить ему некоторую социализацию.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Похудеть на 30 и 55 кг Похудеть на 30 и 55 кг

Наши героини изменили свою жизнь, чтобы расстаться с лишним весом

Новый очаг
Красные, белые, игристые… северные Красные, белые, игристые… северные

Вина северных стран во многом ничуть не уступают своим конкурентам

Зеркало Мира
Владимир Васильев: «Гонка технологических «вооружений» уже началась» Владимир Васильев: «Гонка технологических «вооружений» уже началась»

Владимир Васильев – о влиянии больших языковых моделей на будущее человека

РБК
Любовь и шизофрения: 2 истории непростых отношений Любовь и шизофрения: 2 истории непростых отношений

Как наладить жизнь в семье, где есть родственник с диагнозом «шизофрения»?

Psychologies
Видеоигры провоцируют на жестокость в реальной жизни? Ученые дали ответ! Видеоигры провоцируют на жестокость в реальной жизни? Ученые дали ответ!

Играет ли насилие в видеоиграх какую-либо роль в эмпатии людей в реальности?

ТехИнсайдер
Затянувшееся межсезонье Апсны: 30 лет после войны Затянувшееся межсезонье Апсны: 30 лет после войны

Почему Абхазию пока не превратили в туристический рай

Монокль
Как зарабатывают миллионы: почему усердный труд не помогает разбогатеть Как зарабатывают миллионы: почему усердный труд не помогает разбогатеть

Что на самом деле нужно делать, чтобы разбогатеть?

Forbes
Ностальгия по 1990-м: чем интересна редкая «одиннадцатая» «Волга» Ностальгия по 1990-м: чем интересна редкая «одиннадцатая» «Волга»

ГАЗ-3111 — редкая «Волга» со слабыми ездовыми качествами

ТехИнсайдер
Как прочистить унитаз без вантуза: 5 простых способов Как прочистить унитаз без вантуза: 5 простых способов

Как понять, что туалет засорился и как его прочистить?

VOICE
10 фильмов, которые должен посмотреть каждый, кто увлекается психологией 10 фильмов, которые должен посмотреть каждый, кто увлекается психологией

10 кинокартин, которые важны для любителей психологии

Psychologies
Фарминдустрия жмет тяжелый вес Фарминдустрия жмет тяжелый вес

Как новые «эликсиры стройности» работают с точки зрения науки?

Монокль
Что такое биометрические данные: наш подробный гайд Что такое биометрические данные: наш подробный гайд

Для чего нужна биометрия и в чем проблема с ее использованием

CHIP
Грязь, потертости и заломы: как восстановить замшевую обувь Грязь, потертости и заломы: как восстановить замшевую обувь

Как без труда вернуть замшевой обуви былой внешний вид в домашних условиях

ТехИнсайдер
Саммит «Большой двадцатки» и не только: импакт-инсайты из Индии | G20 and Beyond: Impact Insights from India Саммит «Большой двадцатки» и не только: импакт-инсайты из Индии | G20 and Beyond: Impact Insights from India

Интервью с Нехой Бхатнагар, Совет импакт-инвесторов Индии

Позитивные изменения
Как тепло циркулирует в подледном океане Европы Как тепло циркулирует в подледном океане Европы

Ученые построили модель разогрева океана спутника Юпитера Европы

ТехИнсайдер
ИИ ставит диагноз не хуже доктора Хауса. Иногда даже лучше ИИ ставит диагноз не хуже доктора Хауса. Иногда даже лучше

Сможет ли ИИ заменить реальных врачей?

ТехИнсайдер
Тает на глазах Тает на глазах

Как создать словно тающее медитативное пространство йога-студии

SALON-Interior
Вредные рецепты Вредные рецепты

Домашние маски, которые не принесут пользу или сделают даже хуже

Лиза
Пенсия с 18 лет и два океана: кто и зачем переезжает в Панаму и как там живется Пенсия с 18 лет и два океана: кто и зачем переезжает в Панаму и как там живется

Рассказываем, как россияне осваиваются в Панаме и что их туда привело

Forbes
Чем женский сценарий секса отличается от мужского Чем женский сценарий секса отличается от мужского

Девушки устроены сложнее, но порой мужчины даже не представляют насколько

Maxim
Лучшие фильмы ужасов с рейтингом IMDb выше 7, основанные на реальных событиях Лучшие фильмы ужасов с рейтингом IMDb выше 7, основанные на реальных событиях

Фильмы, от просмотра которых по всему телу побегут мурашки

ТехИнсайдер
Карман Генри: кто такой Генри и зачем он пришил кармашки к кошачьим ушам? Карман Генри: кто такой Генри и зачем он пришил кармашки к кошачьим ушам?

Зачем кошкам "второе" ушко?

ТехИнсайдер
Дорогие кости: почему скелеты динозавров и древних существ стоят миллионы долларов Дорогие кости: почему скелеты динозавров и древних существ стоят миллионы долларов

Почему кости динозавров вызывают такой ажиотаж на арт-рынке?

Forbes
Как поэт Лев Рубинштейн всю жизнь сохранял в себе ребенка и дарил окружающим надежду Как поэт Лев Рубинштейн всю жизнь сохранял в себе ребенка и дарил окружающим надежду

Лев Рубинштейн — человек, который не боялся называть вещи своими именами

Forbes
На Земле катастрофически не хватает песка. Графен — хороший заменитель На Земле катастрофически не хватает песка. Графен — хороший заменитель

Замена графена может не только сэкономить песок, но и сделать бетон прочнее

ТехИнсайдер
Что такое резонатор в машине, для чего нужен и как устроен Что такое резонатор в машине, для чего нужен и как устроен

Все о резонаторе: где стоит, для чего нужен, можно ли починить

РБК
Чтение выходного дня: рассказ Макса Лоутона «Кето и кеносис» Чтение выходного дня: рассказ Макса Лоутона «Кето и кеносис»

Рассказ мастера американской словесности Макса Лоутона

Правила жизни
«Мне без кофеина, пожалуйста». Что такое декаф и как его получают «Мне без кофеина, пожалуйста». Что такое декаф и как его получают

Как делают кофе без кофеина? Как выбрать самый вкусный декаф?

РБК
Что на самом деле скрывается за понятием Что на самом деле скрывается за понятием

Что значит "любить себя"?

VOICE
Ошибка или предательство: как на самом деле погибла Жанна Д’Арк Ошибка или предательство: как на самом деле погибла Жанна Д’Арк

Глава из книги «Дева со знаменем» — как в образе Жанны Д’Арк отражена Франция

Forbes
Открыть в приложении