Манифест

kiozk originalsСобытия

Женщины и власть

Манифест

Автор: Мэри Бирд – профессор истории Древнего мира Кембриджского университета, член Британской академии и Американской академии искусств и наук. Часто ее называют «самым известным в Британии специалистом по античности». Бирд регулярно участвует в теле- и радиопередачах и ведёт популярный блог в Твиттере. Автор книг-бестселлеров «Помпеи», «Цивилизации» и «SPQR: История древнего Рима».

0:00 /
1990.4

В книге «Женщины и власть» (2017-ый год) Мэри Бирд рассказывает истории женщин у власти, причём делает это с присущей ей ироничным остроумием и эрудицией. Самый известный антиковед Англии не только пересказывает события античного периода, но и показывает нам, как они повлияли на мир сегодняшний. Автор исследует культурные корни мужского шовинизма и дискредитации женских голосов и задаётся вопросом: а не пора ли, собственно говоря, пересмотреть саму идею и концепцию власти?

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Женщины и власть» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Для кого эта книга?

Казалось бы, отношение к женщине как к «хранительнице домашнего очага» и матери-наседке давно в прошлом. В современном мире женщины работают не меньше (а иногда и больше, с учетом домашнего труда), чем мужчины. Правда, чем выше уровень карьерной лестницы, тем меньше на нём встречается женщин-руководительниц. При этом противники феминизма обычно используют «железный» аргумент «Чего вы хотите, вы и так всего добились!». Разве? Судите сами: пренебрежительное отношение к женщине, которая «полезла» в политику, науку, да и просто в «серьёзное мужское обсуждение» всё еще не редкость, а в некоторых странах – скорее правило. О каком равенстве можно говорить, когда женских голосов по-прежнему не слышно, а любую, кто посмела «открыть рот», первым делом назовут «страшной, глупой, крикливой истеричкой» и остальными уничижительными выражениями. Средневековые (а вернее, античные) представления о женщине как о низшем существе, не имеющем права участвовать в серьезных дискуссиях, всё еще живы в нашем обществе. И если мы хотим идти вперед, нужно покончить с устаревшими стереотипами и наконец послушать, что хотят сказать женщины. 

Узнайте о том, насколько глубоко укоренён сексизм и как с ним бороться

В ноябре 2016-го года Хилари Клинтон потерпела поражение на выборах президента Соединенных Штатов. Когда впоследствии избирателей опрашивали, по какой причине они не проголосовали за Хиллари, те часто отвечали в духе «она не выглядит как президент». Одновременно с этим соперники Клинтон распространяли слухи о ее, якобы, плохом здоровье и о том, что она, мол, «не потянет эту должность физически».

Многие досадовали на такое отношение к Хиллари Клинтон – оно казалось ее сторонникам несправедливым и обидным. К сожалению, как считает Мэри Бирд, подобное восприятие женщин, претендующих на влиятельные должности в обществе, уходит своими корнями во времена глубокой античности.

Как демонстрирует Бирд, проблема даже не в том, что мы не привыкли видеть женщин у власти, а в том, что сами наши догматические представления о том, что значит быть «мужчиной» или «женщиной», или что значит «пребывать у власти», мало изменились за последние столетия.

Но эта книга – не горестная жалоба и не атака на мужчин. Автор книги, призывая к демонтажу структур, дающих привилегии мужчинам, отстаивает законное место женщин в общественном поле и в публичном дискурсе и хочет вдохновить читателя на пересмотр представлений о том, что такое «власть». 

Из этого обзора вы узнаете:

  • почему женщины-политики предпочитают женские брючные костюмы;
  • как авторы древнегреческих комедий представляли себе Афины под властью женщин;
  • и на что именно обиделся президент Дональд Трамп, увидев сатирическое изображение своего пресс-секретаря.

В античные времена для греков и римлян образ женщины у власти был смехотворен или возмутителен

Античные миры Древней Греции и Древнего Рима сегодня кажутся нам чем-то далёким, но их влияние, несомненно, пронизывает современное западное общество снизу доверху. Под тонким слоем современности несложно увидеть, что даже сейчас в основе множества культурных институтов лежат всё те же античные представления – особенно те, которые касаются роли женщины в обществе.

Взять, к примеру, культурные традиции древних греков – в частности, театральные драматические постановки в Афинах. В них довольно часто можно увидеть женские персонажи у власти.

Но при этом такие женщины были представлены в отнюдь не положительном свете. В этих драмах женщины часто изображались в виде уродливых мужеподобных существ, узурпировавших власть вопреки заведённому порядку, согласно которому власть по праву принадлежит мужчинам. Кроме того, в древнегреческих драмах такая узурпация власти женщинами часто заканчивается трагически – это отражало восприятие женщин в культуре того времени и «оправдывало» их исключение из сферы политики.

Возьмём трагедию «Агамемнон» древнегреческого драматурга Эсхила, представленную в 458-м году до нашей эры. Ее действие происходит во время Троянской войны. По сюжету царь Агамемнон отправляется на битву, оставляя свою жену Клитемнестру править вместо него. Это решение вышло царю боком: после возвращения Агамемнона Клитемнестра убивает его, когда тот принимает ванну. «Естественный» патриархальный порядок восстанавливается лишь после того, как Клитемнестру свергают с трона, а затем и убивают собственные дети.

В Древней Греции женщины не только не рассматривались в качестве легитимных правителей, более того – греки считали, что, держа в своих руках бразды правления, женщины явно идут против своей сути, теряя саму женственность.

Вернемся к Клитемнестре. Описывая ее, Эсхил намеренно употребляет «мужские» прилагательные типа androboulon. Это слово переводится примерно как «с мужскими намерениями» или «думающий как мужчина».

В качестве контрпримера часто приводят Афину – богиню войны, покровительницу города Афины. Мол, вот вам положительный пример могущественной женщины. Но если приглядеться, этот женский образ тоже противоречив. Во-первых, древние греки считали войну исключительно мужским делом. Во-вторых, Афина традиционно считается девственницей, а значит, ее образ вряд ли вписывается в роль, обычно ассоциируемую с женщинами, в задачу которых входило рожать новых граждан.

На самом деле, с точки зрения греков, Афина едва ли вообще могла считаться женщиной!

Женщины, активно участвующие в политике, сталкиваются с враждебным отношением к себе с античных времён

«Заткнись!» – Эти грубые слова, брошенные женщине в публичном пространстве или в домашней обстановке, всегда звучат резко – как удар хлыста. 

И, как показывает история, к ним часто прибегают с древнейших времен, чтобы «поставить женщину на место».

В одном из величайших и самых ранних произведений античной литературы – в «Одиссее» Гомера – мы уже можем прочитать о том, как женщине приказывают, фактически, «заткнуться». 

Важным сюжетом в «Одиссее» является взросление сына Одиссея и Пенелопы – Телемаха, превращающегося из ребенка в мужчину. Однажды у дома Пенелопы появляется некий бард, поющий о трудностях, с которыми приходится сталкиваться Одиссею и греческой армии при возвращении из Трои.  Очевидно, страдая, Пенелопа просит его спеть какую-нибудь другую песнь, менее мрачную и не столь терзающую сердце. Услышав это, Телемах приказывает своей матери покинуть комнату и «идти к себе».  При этом, что немаловажно, он указывает ей вернуться к ткацкому стану и прялке, произнеся при этом: «Говорить же – не женское дело, а дело мужей».

«Одиссея» – далеко не единственное античное произведение, в котором женщин «ставят на место» и призывают не допускать их к активному участию в политике.

Давайте посмотрим на комедию Аристофана «Женщины в народном собрании» (392-ой год до нашей эры). В этом произведении автор высмеивает идею о том, что женщины будто бы могут эффективно управлять городом-государством.

Автор комедии веселит зрителей, показывая им, как женщины даже не могут перестроить свою речь и начать говорить так, как приличествует в публичной сфере. Вместо этого они продолжают без умолку тараторить о сексе!

Или взять, к примеру, мифологический эпос Овидия «Метаморфозы». В произведении присутствуют женские персонажи, у которых отобрали дар речи.  Например, Юпитер превращает Ио в корову, способную только мычать, а нимфу по имени эхо наказывают тем, что обрекают ее лишь на вечное повторение слов других.

Всё это доказывает, что уже в античной культуре на женщин, высказывающихся публично, смотрели косо. Такое «противоестественное» поведение не одобрялось. 

Женские голоса подавлялись, поскольку ораторство считалось мужским делом

В Древней Греции и Древнем Риме у женщин не было прав, присущих мужчинам. Например, женщинам не разрешали голосовать. Это означало, что у них, в отличие от мужчин, не было стимула участвовать в политической жизни. Более того, женщин не только не допускали в политику – само ораторское искусство считалось чисто мужским делом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кто я? Кто я?

Кто ты такой? Вопрос, который мы задаем себе в течение жизни

Psychologies
Вышел из дома и не вернулся: трагичные судьбы детей – актеров советского кино Вышел из дома и не вернулся: трагичные судьбы детей – актеров советского кино

Слава не сделала их счастливыми, а судьба многих закончилась трагично

Cosmopolitan
Религия для атеистов Религия для атеистов

Руководство для неверующих по использованию религии

kiozk originals
Список надежды Список надежды

Forbes представляет третий российский рейтинг молодых и перспективных до 30 лет

Forbes
Какие позы любят девушки? 9 самых-самых (бонус: позиции, которые их бесят) Какие позы любят девушки? 9 самых-самых (бонус: позиции, которые их бесят)

Какие позы любят девушки? 9 самых-самых (бонус: позиции, которые их бесят)

Playboy
Все такие творческие: как руководить креативной командой Все такие творческие: как руководить креативной командой

Если ваша команда состоит из креативщиков, к людям нужен особый подход

Inc.
Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки

Удается ли вам спать достаточное количество часов?

Psychologies
Сколько тебе лета? Сколько тебе лета?

Почему лето такое короткое и что с этим делать?

Cosmopolitan
Завтрак с Сократом Завтрак с Сократом

Философия повседневной жизни

kiozk originals
«Сонные» гормоны «Сонные» гормоны

Что делают гормоны ночью, когда мы отдыхаем и отключаемся от реальности?

Лиза
Мартин Лютер Мартин Лютер

Бунтарь в эпоху потрясений

kiozk originals
Деморализующий кнут: почему самобичевание не приводит к успеху Деморализующий кнут: почему самобичевание не приводит к успеху

Отрывок из книги «Самосострадание» Кристин Нефф

Forbes
Эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект

Новое представление о том, что значит быть «умным»

kiozk originals
Семейный бизнес: как старейшая итальянская марка развивает тренд на экологичность в России Семейный бизнес: как старейшая итальянская марка развивает тренд на экологичность в России

Генеральный директор Boggi Milano — о том, как бренд открыл 10 бутиков в России

Forbes
Как кофеин влияет на мозг и тело: неожиданные факты Как кофеин влияет на мозг и тело: неожиданные факты

Исследования выявили ряд интересных фактов, связанных с кофеином

Psychologies
Удоды охладели к самкам с насыщенно раскрашенными яйцами Удоды охладели к самкам с насыщенно раскрашенными яйцами

Окраска яиц удодов оказалась признаком, связанным с шансами на появление птенцов

N+1
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
В уездном городе N-ске. Часть 1 В уездном городе N-ске. Часть 1

Вымышленные города на страницах русской классики. Часть 1

Культура.РФ
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Физики извлекли из эксперимента массовый радиус протона Физики извлекли из эксперимента массовый радиус протона

Протон изучают давно, но до сих пор не совсем понятно, как он устроен

N+1
Сталинское слово крепко Сталинское слово крепко

Какой была пропаганда во время Советско-финской войны

Дилетант
14 фильмов и сериалов, которые подарили нам мемы 14 фильмов и сериалов, которые подарили нам мемы

Мемы из фильмов: от Ди Каприо с бокалом до замерзшего Джека Николсона

GQ
От чего умер Ленин? От чего умер Ленин?

На момент смерти Ленину было всего 53 года. На здоровье он никогда не жаловался

Дилетант
Стоит ли смотреть на драматический образ Анджелины Джоли в «Те, кто желает мне смерти» Стоит ли смотреть на драматический образ Анджелины Джоли в «Те, кто желает мне смерти»

Анализируем новый фильм режиссера Тейлора Шеридана

GQ
Глоток энергии Глоток энергии

Как «подзарядить батарейку» после затяжной зимы, не отходя от холодильника

Vogue
Битва при Карансебеше. Австрийская трагикомедия Битва при Карансебеше. Австрийская трагикомедия

Иосиф II так спешил разбить османов, что в итоге разбил свою собственную армию

Дилетант
«Сметая запреты: очерки русской сексуальной культуры XI–XX веков» «Сметая запреты: очерки русской сексуальной культуры XI–XX веков»

«Революция» в женском сексуальном просвещении и поведении в начале XX века

N+1
Негромкие песни Севера Негромкие песни Севера

Квартира, сочетающая в себе природные мотивы и эстетику функционализма

Идеи Вашего Дома
Антиоксиданты в еде и косметике: польза, риски, мнение эксперта Антиоксиданты в еде и косметике: польза, риски, мнение эксперта

Разбираемся, насколько антиоксиданты важны для организма

РБК
«Мы лидеры по качеству звука, но по-прежнему теряем позиции на рынке»: с чего начинала и к чему пришла Sennheiser «Мы лидеры по качеству звука, но по-прежнему теряем позиции на рынке»: с чего начинала и к чему пришла Sennheiser

Sennheiser пришлось бороться с Beats, Sony и Apple в сфере качества звука

VC.RU
Открыть в приложении