Манифест

kiozk originalsСобытия

Женщины и власть

Манифест

Автор: Мэри Бирд – профессор истории Древнего мира Кембриджского университета, член Британской академии и Американской академии искусств и наук. Часто ее называют «самым известным в Британии специалистом по античности». Бирд регулярно участвует в теле- и радиопередачах и ведёт популярный блог в Твиттере. Автор книг-бестселлеров «Помпеи», «Цивилизации» и «SPQR: История древнего Рима».

0:00 /
1990.4

В книге «Женщины и власть» (2017-ый год) Мэри Бирд рассказывает истории женщин у власти, причём делает это с присущей ей ироничным остроумием и эрудицией. Самый известный антиковед Англии не только пересказывает события античного периода, но и показывает нам, как они повлияли на мир сегодняшний. Автор исследует культурные корни мужского шовинизма и дискредитации женских голосов и задаётся вопросом: а не пора ли, собственно говоря, пересмотреть саму идею и концепцию власти?

Для кого эта книга?

Казалось бы, отношение к женщине как к «хранительнице домашнего очага» и матери-наседке давно в прошлом. В современном мире женщины работают не меньше (а иногда и больше, с учетом домашнего труда), чем мужчины. Правда, чем выше уровень карьерной лестницы, тем меньше на нём встречается женщин-руководительниц. При этом противники феминизма обычно используют «железный» аргумент «Чего вы хотите, вы и так всего добились!». Разве? Судите сами: пренебрежительное отношение к женщине, которая «полезла» в политику, науку, да и просто в «серьёзное мужское обсуждение» всё еще не редкость, а в некоторых странах – скорее правило. О каком равенстве можно говорить, когда женских голосов по-прежнему не слышно, а любую, кто посмела «открыть рот», первым делом назовут «страшной, глупой, крикливой истеричкой» и остальными уничижительными выражениями. Средневековые (а вернее, античные) представления о женщине как о низшем существе, не имеющем права участвовать в серьезных дискуссиях, всё еще живы в нашем обществе. И если мы хотим идти вперед, нужно покончить с устаревшими стереотипами и наконец послушать, что хотят сказать женщины. 

Узнайте о том, насколько глубоко укоренён сексизм и как с ним бороться

В ноябре 2016-го года Хилари Клинтон потерпела поражение на выборах президента Соединенных Штатов. Когда впоследствии избирателей опрашивали, по какой причине они не проголосовали за Хиллари, те часто отвечали в духе «она не выглядит как президент». Одновременно с этим соперники Клинтон распространяли слухи о ее, якобы, плохом здоровье и о том, что она, мол, «не потянет эту должность физически».

Многие досадовали на такое отношение к Хиллари Клинтон – оно казалось ее сторонникам несправедливым и обидным. К сожалению, как считает Мэри Бирд, подобное восприятие женщин, претендующих на влиятельные должности в обществе, уходит своими корнями во времена глубокой античности.

Как демонстрирует Бирд, проблема даже не в том, что мы не привыкли видеть женщин у власти, а в том, что сами наши догматические представления о том, что значит быть «мужчиной» или «женщиной», или что значит «пребывать у власти», мало изменились за последние столетия.

Но эта книга – не горестная жалоба и не атака на мужчин. Автор книги, призывая к демонтажу структур, дающих привилегии мужчинам, отстаивает законное место женщин в общественном поле и в публичном дискурсе и хочет вдохновить читателя на пересмотр представлений о том, что такое «власть». 

Из этого обзора вы узнаете:

  • почему женщины-политики предпочитают женские брючные костюмы;
  • как авторы древнегреческих комедий представляли себе Афины под властью женщин;
  • и на что именно обиделся президент Дональд Трамп, увидев сатирическое изображение своего пресс-секретаря.

В античные времена для греков и римлян образ женщины у власти был смехотворен или возмутителен

Античные миры Древней Греции и Древнего Рима сегодня кажутся нам чем-то далёким, но их влияние, несомненно, пронизывает современное западное общество снизу доверху. Под тонким слоем современности несложно увидеть, что даже сейчас в основе множества культурных институтов лежат всё те же античные представления – особенно те, которые касаются роли женщины в обществе.

Взять, к примеру, культурные традиции древних греков – в частности, театральные драматические постановки в Афинах. В них довольно часто можно увидеть женские персонажи у власти.

Но при этом такие женщины были представлены в отнюдь не положительном свете. В этих драмах женщины часто изображались в виде уродливых мужеподобных существ, узурпировавших власть вопреки заведённому порядку, согласно которому власть по праву принадлежит мужчинам. Кроме того, в древнегреческих драмах такая узурпация власти женщинами часто заканчивается трагически – это отражало восприятие женщин в культуре того времени и «оправдывало» их исключение из сферы политики.

Возьмём трагедию «Агамемнон» древнегреческого драматурга Эсхила, представленную в 458-м году до нашей эры. Ее действие происходит во время Троянской войны. По сюжету царь Агамемнон отправляется на битву, оставляя свою жену Клитемнестру править вместо него. Это решение вышло царю боком: после возвращения Агамемнона Клитемнестра убивает его, когда тот принимает ванну. «Естественный» патриархальный порядок восстанавливается лишь после того, как Клитемнестру свергают с трона, а затем и убивают собственные дети.

В Древней Греции женщины не только не рассматривались в качестве легитимных правителей, более того – греки считали, что, держа в своих руках бразды правления, женщины явно идут против своей сути, теряя саму женственность.

Вернемся к Клитемнестре. Описывая ее, Эсхил намеренно употребляет «мужские» прилагательные типа androboulon. Это слово переводится примерно как «с мужскими намерениями» или «думающий как мужчина».

В качестве контрпримера часто приводят Афину – богиню войны, покровительницу города Афины. Мол, вот вам положительный пример могущественной женщины. Но если приглядеться, этот женский образ тоже противоречив. Во-первых, древние греки считали войну исключительно мужским делом. Во-вторых, Афина традиционно считается девственницей, а значит, ее образ вряд ли вписывается в роль, обычно ассоциируемую с женщинами, в задачу которых входило рожать новых граждан.

На самом деле, с точки зрения греков, Афина едва ли вообще могла считаться женщиной!

Женщины, активно участвующие в политике, сталкиваются с враждебным отношением к себе с античных времён

«Заткнись!» – Эти грубые слова, брошенные женщине в публичном пространстве или в домашней обстановке, всегда звучат резко – как удар хлыста. 

И, как показывает история, к ним часто прибегают с древнейших времен, чтобы «поставить женщину на место».

В одном из величайших и самых ранних произведений античной литературы – в «Одиссее» Гомера – мы уже можем прочитать о том, как женщине приказывают, фактически, «заткнуться». 

Важным сюжетом в «Одиссее» является взросление сына Одиссея и Пенелопы – Телемаха, превращающегося из ребенка в мужчину. Однажды у дома Пенелопы появляется некий бард, поющий о трудностях, с которыми приходится сталкиваться Одиссею и греческой армии при возвращении из Трои.  Очевидно, страдая, Пенелопа просит его спеть какую-нибудь другую песнь, менее мрачную и не столь терзающую сердце. Услышав это, Телемах приказывает своей матери покинуть комнату и «идти к себе».  При этом, что немаловажно, он указывает ей вернуться к ткацкому стану и прялке, произнеся при этом: «Говорить же – не женское дело, а дело мужей».

«Одиссея» – далеко не единственное античное произведение, в котором женщин «ставят на место» и призывают не допускать их к активному участию в политике.

Давайте посмотрим на комедию Аристофана «Женщины в народном собрании» (392-ой год до нашей эры). В этом произведении автор высмеивает идею о том, что женщины будто бы могут эффективно управлять городом-государством.

Автор комедии веселит зрителей, показывая им, как женщины даже не могут перестроить свою речь и начать говорить так, как приличествует в публичной сфере. Вместо этого они продолжают без умолку тараторить о сексе!

Или взять, к примеру, мифологический эпос Овидия «Метаморфозы». В произведении присутствуют женские персонажи, у которых отобрали дар речи.  Например, Юпитер превращает Ио в корову, способную только мычать, а нимфу по имени эхо наказывают тем, что обрекают ее лишь на вечное повторение слов других.

Всё это доказывает, что уже в античной культуре на женщин, высказывающихся публично, смотрели косо. Такое «противоестественное» поведение не одобрялось. 

Женские голоса подавлялись, поскольку ораторство считалось мужским делом

В Древней Греции и Древнем Риме у женщин не было прав, присущих мужчинам. Например, женщинам не разрешали голосовать. Это означало, что у них, в отличие от мужчин, не было стимула участвовать в политической жизни. Более того, женщин не только не допускали в политику – само ораторское искусство считалось чисто мужским делом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игры, в которые играют люди Игры, в которые играют люди

Психология человеческих взаимоотношений

kiozk originals
Алюминий в цирконах указал на старт тектоники плит в раннем архее Алюминий в цирконах указал на старт тектоники плит в раннем архее

Около 3,6 миллиарда лет назад Земля переживала становление тектонического режима

N+1
Украденная красота Украденная красота

Ровно век назад смерть Густава Климта стала символом конца эпохи модерна

GEO
Не до шуток: ждать ли нового обвала крипторынка Не до шуток: ждать ли нового обвала крипторынка

Крипторынок не устоял под натиском властей Китая

Forbes
Мартин Лютер Мартин Лютер

Бунтарь в эпоху потрясений

kiozk originals
Искренность для выживания. Как мода меняет культурные коды и транслирует их в рекламе Искренность для выживания. Как мода меняет культурные коды и транслирует их в рекламе

Как актуальная повестка используется в коммуникациях брендов

СНОБ
«Ждать ухудшения — это нормально» «Ждать ухудшения — это нормально»

Как скоро произойдет обвал на глобальных фондовых рынках и что будет с Россией

Эксперт
Ради спасения планеты: как биотех-стартап Zymergen провел IPO и зачем ему это нужно Ради спасения планеты: как биотех-стартап Zymergen провел IPO и зачем ему это нужно

Почему инвесторы поверили в Zymergen?

Forbes
Жора Крыжовников, Евгений Сангаджиев и другие кинодеятели — о фильмах, которые их сформировали Жора Крыжовников, Евгений Сангаджиев и другие кинодеятели — о фильмах, которые их сформировали

Крыжовников, Сангаджиев, Андрющенко и Врубель о фильмах, которые на них повлияли

Esquire
Семейный бизнес: как старейшая итальянская марка развивает тренд на экологичность в России Семейный бизнес: как старейшая итальянская марка развивает тренд на экологичность в России

Генеральный директор Boggi Milano — о том, как бренд открыл 10 бутиков в России

Forbes
Киноперсонажи, судьбу которых нам забыли рассказать Киноперсонажи, судьбу которых нам забыли рассказать

Истории героев фильмов, о которых внезапно забыли

Maxim
«На фото девочка 20 лет, не больше»: Юлия Ковальчук в трусиках изумила фанатов «На фото девочка 20 лет, не больше»: Юлия Ковальчук в трусиках изумила фанатов

Юлия Ковальчук раскрыла свои секреты идеальной фигуры

Cosmopolitan
Куда плывём? Куда плывём?

Яхтенная индустрия должна понять, куда двигаться дальше

Robb Report
Светит, но не греет Светит, но не греет

Как защититься от вредного воздействия солнца?

Добрые советы
Удивительные сексуальные обычаи Древнего Китая Удивительные сексуальные обычаи Древнего Китая

Жители Древнего Китая были те еще затейники!

Maxim
Приготовьте спагетти по рецепту Донателлы Версаче Приготовьте спагетти по рецепту Донателлы Версаче

Освойте новое блюдо от дизайнера Донателлы Версаче

GQ
Рожать аморально? Лера Кудрявцева, Мария Миронова и другие звездные мамы 40+ Рожать аморально? Лера Кудрявцева, Мария Миронова и другие звездные мамы 40+

Для российских звезд позднее материнство остается непривычным явлением

Cosmopolitan
12 мыслей Мэтта Дэймона 12 мыслей Мэтта Дэймона

Мэтт Деймон: о Стивене Содерберге, Джейсоне Борне и Гарварде

GQ
12. Новые имена в моде 12. Новые имена в моде

«Новые имена в моде» — ежегодный конкурс редакции «Собака.ru»

Собака.ru
Коллектив скучный, сказки не страшные: почему сериал «Пищеблок» не способен напугать зрителей Коллектив скучный, сказки не страшные: почему сериал «Пищеблок» не способен напугать зрителей

Почему «Пищеблок» выглядит как метафора развала Советского Союза?

Forbes
Подарок к Пушкинскому дню Подарок к Пушкинскому дню

Неизвестные изображения тех, кто окружал Пушкина в период Михайловской ссылки

Дилетант
Число Данбара не подружилось с современной статистикой Число Данбара не подружилось с современной статистикой

Шведские исследователи не смогли определить точное значение числа Данбара

N+1
В США заметили необычного серого дельфина. Он белый! В США заметили необычного серого дельфина. Он белый!

У берегов Южной Калифорнии был замечен серый дельфин с ослепительно белой кожей

National Geographic
8 «секретных» функций WhatsApp, которыми пора начать пользоваться 8 «секретных» функций WhatsApp, которыми пора начать пользоваться

Используй мессенджер по максимуму

Playboy
Урок, о котором стоит забыть. Эссе Пола Грэма о бесполезных экзаменах и вреде оценок Урок, о котором стоит забыть. Эссе Пола Грэма о бесполезных экзаменах и вреде оценок

Самая вредная вещь, которой вас научила школа, не связана с учебными предметами

Inc.
Бутан от заката до рассвета Бутан от заката до рассвета

Другой Бутан, доступ в который открыт немногим

Вокруг света
8 случайно потерянных ядерных бомб 8 случайно потерянных ядерных бомб

Потерянные ядерные бомбы со времен холодной войны

Maxim
Все равны, но мужья равнее: как возникло моногамное супружество Все равны, но мужья равнее: как возникло моногамное супружество

Как возникла традиционная — патриархальная и моногамная — семья

Forbes
Прозрачный «аквариум» для акул капитализма Прозрачный «аквариум» для акул капитализма

Как компании расплачиваются репутацией за свою искренность

РБК
Страшно интересно Страшно интересно

В фильмах ужасов происходит мало веселого, но они нам нравятся. Почему?

Psychologies
Открыть в приложении