Как Симона Вейль отвоевала право на аборт во Франции и пыталась предотвратить Третью мировую войну
Среди французской молодежи Вейль популярнее звезд шоу-бизнеса. Это не удивительно: именно она добилась для француженок права на аборт, спасла от смертной казни сотни борцов за независимость Алжира и помогла улучшить условия содержания заключенных во Франции. Кроме того, бывшая узница Освенцима Вейль многое сделала для сохранение памяти о жертвах холокоста
В 2019 году французов от 18 до 30 лет спросили, кто из французских женщин нравится им больше всего, и 42% называли Симону Вейль. В рейтинге популярности она обогнала актрис Марион Котийар и Софи Марсо.
Симона Вейль выжила в Освенциме, пережила эпидемию тифа в другом лагере смерти, а после освобождения стала одной из самых влиятельных защитниц прав заключенных и женщин. Став министром здравоохранения, она добилась принятия закона о легализации во Франции абортов. Несмотря на оскорбления и критику, Вейль никогда не боялась отстаивать свои убеждения.
«Ты еврейка, твоя мама отправится в ад»
Симона родилась 13 июля 1927 года в Ницце. Ее девичья фамилия — Жакоб. Отец Симоны, Андре, был архитектором, а мама, Ивонн, — домохозяйкой, посвятившей себя воспитанию детей. К моменту рождения Симоны в семье уже было три ребенка: две девочки и мальчик.
Жакобы были евреями. Несмотря на то, что семья была далека от религии и жила так же, как и другие французские семьи, Симоне рано пришлось столкнуться с антисемитизмом. В детском саду одна девочка ей сказала: «Ты еврейка, твоя мать отправится в ад». Рыдая, Симона вернулась домой, но тогда этот случай еще казался чем-то исключительным. Летом 1940 года Франция оказалась оккупирована войсками Германии и Италии, и антисемитизм превратился в норму. Еврейские семьи были поражены в правах, карьере отца Андре Жакоба наступил конец.
С 1942 по 1944 годы с территории Франции в нацистские лагеря было депортировано 76 000 евреев. В марте 1944 года арестовали семью Жакоб. На рассвете 13 апреля Симону, ее мать и сестру погрузили в вагоны для скота (самая старшая сестра, Дениз, тоже была арестована и депортирована, но позже). Их вместе с другими евреями отвезли в Польшу, в лагерь смерти Освенцим. Симону отправили на земляные работы.
В январе 1945 года советские войска уже сильно теснили нацистов, и заключенных депортировали из Освенцима подальше от линии фронта в лагерь Берген-Бальзен — туда Симона с матерью и сестрой прошли 70 километров по снегу и морозу. В Берген-Бальзене мать Симоны умерла от тифа. Всего в лагере от болезней и голода погибло около 50 000 заключенных, в том числе Анна Франк.
Бараки были забиты до предела. Последние несколько месяцев заключения Симона почти не спала: места просто не было. Иногда приходилось дремать стоя. Позже Симона говорила, что происходящее напоминало картину Брейгеля «Триумф смерти», где по бесплодной дымящейся земле ползают в ужасе люди, преследуемые армией скелетов.
Симона почти потеряла надежду, в ней боролись два желания: умереть и выжить вопреки всему. «Учитывая, что это конец войны, было бы так глупо погибнуть сейчас, нужно продержаться несколько недель, — размышляла она, — Но стоит ли оно того? Даже если мы будем свободны, станем ли мы снова нормальными людьми?»
Заключенная номер 78 651
Когда заключенные лагеря смерти были освобождены английскими войсками, Симона отправилась обратно во Францию. Она была очень слаба и весила всего 35 килограммов. Один из английских солдат спросил ее, не замужем ли она, 17-летняя Симона удивилась: «Как вы думаете, сколько мне лет?». Солдат ответил: «Не знаю... Лет 40?»
Дома у Симоны больше не было. После войны она узнала, что ее отец и брат пропали без вести. Вернувшись в родную Ниццу, Симона вместе с сестрами поселилась у тети. Первый месяц она могла спать только на полу — кровать казалась непривычной роскошью. Девушка практически не выходила из дома. Как-то раз гости начали задавать ей вопросы про лагерь. Тогда Симона спряталась за занавеску, отказавшись отвечать.