Программный труд Мишеля Фуко, исторический экскурс о психиатрии

kiozk originalsИстория

История безумия в классическую эпоху

Автор: Мишель Фуко – французский философ, теоретик культуры и историк, один из наиболее известных представителей антипсихиатрии. Его главные сочинения («История безумия в классическую эпоху» (1961), «Археология знания» (1969), «Надзирать и наказывать» (1975) и «История сексуальности» (1976– 1984) были посвящены развитию социальных наук, истории медицины и тюремной системы, проблемам безумия и сексуальности

0:00 /
1331.696

Для кого эта книга?

Программный труд Мишеля Фуко «История безумия в классическую эпоху» – исторический экскурс, рассказывающий о том, как зародились современные психиатрические больницы и как общество воспринимало душевнобольных и обращалось с ними на разных этапах своего развития. Парадокс психологии как дисциплины заключается в том, что она одновременно является одной из самых древних наук – и одной из самых молодых. О душе и ее устройстве размышляли еще Платон и Аристотель, но современный научный подход к ней зародился лишь в самом конце XIX века.

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «История безумия в классическую эпоху» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Прослушайте лекцию по истории психических заболеваний от выдающегося французского философа и историка.

Если вы интересуетесь современной философией, то наверняка слышали имя французского мыслителя Мишеля Фуко – одной из самых популярных фигур эпохи постмодерна и европейской философии. Работая в психиатрическом учреждении и занимаясь своими собственными психологическими проблемами, Фуко проявлял глубокий интерес к истории и практике психологии, что привело его к написанию книги «История безумия в классическую эпоху».

Как объясняет Фуко, наши отношения с психическими заболеваниями и то, как мы их распознаем, понимаем и лечим, сильно изменились с течением времени – хотя в некоторых отношениях мы все еще остаемся невежественными. Фуко сосредотачивается в первую очередь на конце Средневековья и годах до и после эпохи Просвещения начала-середины 1700-х годов. Классическую эпоху Фуко характеризует как время «Великого заточения», когда нежелательные элементы общества – бедняки, преступники и так называемые «сумасшедшие» – были загнаны в угол и заперты вне поля общественного зрения.

Потребовались сотни лет, прежде чем к психически больным стали относиться иначе, чем к преступникам или даже животным, но, как мы узнаем дальше, само наше понимание разума в конечном счете эволюционировало.

Из этого обзора вы узнаете:

  • как преступники и «безумцы» оказались в одной больнице;
  • насколько первые психиатрические больницы были похожи на зоопарки;
  • и как движение квакеров навсегда изменило наше отношение к людям с психическими заболеваниями.

Примечание: Книга «История безумия в классическую эпоху» была опубликована еще в 1961 году, и язык, используемый тогда для описания психических заболеваний и расстройств, в наше время может восприниматься неправильно. Например, такие термины, как «безумный» используются в тех случаях, когда они лучше всего отражают текст Мишеля Фуко.

После эпохи Средневековья помещения, выделенные для больных проказой, стали использоваться для психически больных и других социальных изгоев.

В Европе в период позднего Средневековья с 1250 по 1500 год так называемое «безумие» понималось иначе, чем сотни лет спустя. Люди с психологическими проблемами, по существу, воспринимались просто как «другие». Некоторые из них даже считались обладателями особой мудрости, которой можно достичь только за пределами разума.

В это время большинство людей, страдающих психическими заболеваниями или расстройствами, свободно бродили среди других людей. Если предполагаемого «сумасшедшего» находили в одном из европейских городов, его отправляли к моряку или торговцу, который высаживал его в другом городе или малонаселенной сельской местности.

Этот обычай был особенно распространен в Германии: в Нюрнберге XV века, согласно записям, 31 из 63 психически больных людей были вывезены из города на повозках и лодках, а во Франкфурте в конце XIV века морякам было приказано окружать и вывозить всех людей, бродящих голыми.

Из-за практики вывоза психически больных жителей из городов появилась фраза «Корабль дураков» – термин, популяризируемый в литературе и других художественных произведениях на протяжении многих лет.

Во многих произведениях того времени упоминается Нарреншифф, или «Корабль дураков», который бороздил воды Рейна и фламандских каналов, унося с собой городских «безумцев». Иероним Босх, знаменитый голландский живописец, запечатлел этот образ в своей картине «Корабль дураков», написанной между 1490 и 1500 годами.

Лишь несколько лет спустя, после того как в Западной Европе начался спад заболеваемости проказой, людей с психическими расстройствами стали содержать под стражей.

Проказа – это заразное заболевание, поражающее кожу. Когда болезнь распространилась по всей Европе, больных начали помещать в специальные учреждения, которые были расположены на окраинах городов и назывались лепрозориями.

Когда вспышки проказы в Европе утихли, эти учреждения стали использоваться для содержания преступников, изгоев и людей с психическими заболеваниями. Неудивительно, что новых заключенных стали рассматривать как носителей болезни. Точно так же, как средневековые общества стали изолировать и изгонять тех, кого тогда называли «прокаженными», общество классической эпохи сделало то же самое с безумцами – таким образом, термин «безумие» стал ассоциироваться с маргиналами и изгоями.

Но люди с психическими расстройствами содержались не только в лепрозориях. В начале XVIII века города начали удерживать таких людей в укрепленных зданиях, таких как башня в стенах Канского замка (в городе Кан на северо-западе Франции), известная как «Башня безумцев».

Открытие больниц общего профиля положило начало систематической изоляции социальных изгоев.

К началу XVII века праздность (явное отсутствие интереса к труду) стала характерной чертой, которую правящие классы не только презирали, но и считали опасной для общества. Поэтому власти должны были найти способ обуздать это поведение и скрыть тунеядцев от глаз общественности.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект

Новое представление о том, что значит быть «умным»

kiozk originals
9 явлений, которые никогда не увидит глаз, но которые можно сфотографировать 9 явлений, которые никогда не увидит глаз, но которые можно сфотографировать

Собрали в одном месте все то, что не видят наши глупые глаза

Maxim
Мозг, исцеляющий себя Мозг, исцеляющий себя

Реальные истории людей, которые победили болезни и преобразили свой мозг

kiozk originals
Зря разделась! 9 забавных ситуаций, в которые попадали актеры на съемках Зря разделась! 9 забавных ситуаций, в которые попадали актеры на съемках

Актеры нередко попадают в забавные ситуации или подшучивают друг над другом

Cosmopolitan
Эдвард Сноуден. Личное дело Эдвард Сноуден. Личное дело

Мемуары Эдварда Сноудена, скандально известного разоблачителя

kiozk originals
В гостях — хорошо? В гостях — хорошо?

Почему критиковать отечество — естественно и необходимо

GQ
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Отрекаются, любя: женщины, ради которых монархи отказывались от всех титулов Отрекаются, любя: женщины, ради которых монархи отказывались от всех титулов

Шесть историй о парах, в которых любовь победила стремление занять трон

Cosmopolitan
История Бога История Бога

Четыре тысячи лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе

kiozk originals
Фукусима Фукусима

История ядерной катастрофы

kiozk originals
Лики Вики Лики Вики

До съемки в нашем презренном журнале снизошла богиня «Инстаграма» Вики Одинцова

Maxim
Селфи Селфи

Почему мы зациклены на себе и как это на нас влияет

kiozk originals
Смерть от совещаний Смерть от совещаний

Совещания могут стать веселым и невероятно эффективным рабочим инструментом

kiozk originals
Рыба и ее социальный интеллект Рыба и ее социальный интеллект

Отрывок из книги «О чем молчат рыбы: Путеводитель по жизни морских обитателей»

СНОБ
Как укротить гнев и не срываться на близких Как укротить гнев и не срываться на близких

Как перестать срываться на самых близких

РБК
Homo Deus Homo Deus

Краткая история будущего

kiozk originals
Аргументы и факты Аргументы и факты

Сложно поверить, но этот интерьер замышлялся хозяевами как черно-серый

AD
Ярослав Андреев: «Чарли Чаплин 80 лет назад снимал короткие смешные видео. Он первый тиктокер» Ярослав Андреев: «Чарли Чаплин 80 лет назад снимал короткие смешные видео. Он первый тиктокер»

Основатель WildJam о рекламе в тиктоке и блогерах-зумерах

GQ
Стратегия жизни Стратегия жизни

А вы знали, что вы – бизнесмен?

kiozk originals
6 странных вещей, которые люди делали в МРТ-сканере 6 странных вещей, которые люди делали в МРТ-сканере

Чем только учёные не заставляют заниматься своих подопытных

Популярная механика
Икона стиля, актер без образования и еще 8 фактов из жизни Сергея Бодрова Икона стиля, актер без образования и еще 8 фактов из жизни Сергея Бодрова

Сергея Бодрова-младшего часто называют героем девяностых

Cosmopolitan
Шика-блеска не давай Шика-блеска не давай

Неожиданно скромное жилище топ-модели Кендалл Дженнер

AD
Измеряйте самое важное Измеряйте самое важное

Как Google, Intel и другие компании добиваются роста с помощью OKR

kiozk originals
Яжемать: боль, гнев и любовь Яжемать: боль, гнев и любовь

Что за женщина скрывается за громким названием "яжемать"

Psychologies
Цивилизации Цивилизации

Образы людей и богов в искусстве от Древнего мира до наших дней

kiozk originals
Премьере «Стрельцова» посвящается: 9 дорогих спортивных байопиков Премьере «Стрельцова» посвящается: 9 дорогих спортивных байопиков

Спортивные драмы с амбициозными бюджетами и внушительными кассовыми сборами

РБК
Империя иллюзий Империя иллюзий

Конец образованности и триумф шоу

kiozk originals
Стоит ли соглашаться на повышение? Как принять сложное карьерное решение Стоит ли соглашаться на повышение? Как принять сложное карьерное решение

Как принять решение о повышении, если вы не уверены, что справитесь со стрессом

Forbes
Наш человек Наш человек

Тео Хатчкрафт из Hurts — о любви к осьминогам и к фильмам с Николасом Кейджем

Glamour
Почему наш мир удобен только для мужчин? Приводим доказательства из новой книги (на примере уборки снега) Почему наш мир удобен только для мужчин? Приводим доказательства из новой книги (на примере уборки снега)

Внушительный объем примеров неравенства в самых разных областях

Esquire
Открыть в приложении