Программный труд Мишеля Фуко, исторический экскурс о психиатрии

kiozk originalsИстория

История безумия в классическую эпоху

Автор: Мишель Фуко – французский философ, теоретик культуры и историк, один из наиболее известных представителей антипсихиатрии. Его главные сочинения («История безумия в классическую эпоху» (1961), «Археология знания» (1969), «Надзирать и наказывать» (1975) и «История сексуальности» (1976– 1984) были посвящены развитию социальных наук, истории медицины и тюремной системы, проблемам безумия и сексуальности

0:00 /
1331.696

Для кого эта книга?

Программный труд Мишеля Фуко «История безумия в классическую эпоху» – исторический экскурс, рассказывающий о том, как зародились современные психиатрические больницы и как общество воспринимало душевнобольных и обращалось с ними на разных этапах своего развития. Парадокс психологии как дисциплины заключается в том, что она одновременно является одной из самых древних наук – и одной из самых молодых. О душе и ее устройстве размышляли еще Платон и Аристотель, но современный научный подход к ней зародился лишь в самом конце XIX века.

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «История безумия в классическую эпоху» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Прослушайте лекцию по истории психических заболеваний от выдающегося французского философа и историка.

Если вы интересуетесь современной философией, то наверняка слышали имя французского мыслителя Мишеля Фуко – одной из самых популярных фигур эпохи постмодерна и европейской философии. Работая в психиатрическом учреждении и занимаясь своими собственными психологическими проблемами, Фуко проявлял глубокий интерес к истории и практике психологии, что привело его к написанию книги «История безумия в классическую эпоху».

Как объясняет Фуко, наши отношения с психическими заболеваниями и то, как мы их распознаем, понимаем и лечим, сильно изменились с течением времени – хотя в некоторых отношениях мы все еще остаемся невежественными. Фуко сосредотачивается в первую очередь на конце Средневековья и годах до и после эпохи Просвещения начала-середины 1700-х годов. Классическую эпоху Фуко характеризует как время «Великого заточения», когда нежелательные элементы общества – бедняки, преступники и так называемые «сумасшедшие» – были загнаны в угол и заперты вне поля общественного зрения.

Потребовались сотни лет, прежде чем к психически больным стали относиться иначе, чем к преступникам или даже животным, но, как мы узнаем дальше, само наше понимание разума в конечном счете эволюционировало.

Из этого обзора вы узнаете:

  • как преступники и «безумцы» оказались в одной больнице;
  • насколько первые психиатрические больницы были похожи на зоопарки;
  • и как движение квакеров навсегда изменило наше отношение к людям с психическими заболеваниями.

Примечание: Книга «История безумия в классическую эпоху» была опубликована еще в 1961 году, и язык, используемый тогда для описания психических заболеваний и расстройств, в наше время может восприниматься неправильно. Например, такие термины, как «безумный» используются в тех случаях, когда они лучше всего отражают текст Мишеля Фуко.

После эпохи Средневековья помещения, выделенные для больных проказой, стали использоваться для психически больных и других социальных изгоев.

В Европе в период позднего Средневековья с 1250 по 1500 год так называемое «безумие» понималось иначе, чем сотни лет спустя. Люди с психологическими проблемами, по существу, воспринимались просто как «другие». Некоторые из них даже считались обладателями особой мудрости, которой можно достичь только за пределами разума.

В это время большинство людей, страдающих психическими заболеваниями или расстройствами, свободно бродили среди других людей. Если предполагаемого «сумасшедшего» находили в одном из европейских городов, его отправляли к моряку или торговцу, который высаживал его в другом городе или малонаселенной сельской местности.

Этот обычай был особенно распространен в Германии: в Нюрнберге XV века, согласно записям, 31 из 63 психически больных людей были вывезены из города на повозках и лодках, а во Франкфурте в конце XIV века морякам было приказано окружать и вывозить всех людей, бродящих голыми.

Из-за практики вывоза психически больных жителей из городов появилась фраза «Корабль дураков» – термин, популяризируемый в литературе и других художественных произведениях на протяжении многих лет.

Во многих произведениях того времени упоминается Нарреншифф, или «Корабль дураков», который бороздил воды Рейна и фламандских каналов, унося с собой городских «безумцев». Иероним Босх, знаменитый голландский живописец, запечатлел этот образ в своей картине «Корабль дураков», написанной между 1490 и 1500 годами.

Лишь несколько лет спустя, после того как в Западной Европе начался спад заболеваемости проказой, людей с психическими расстройствами стали содержать под стражей.

Проказа – это заразное заболевание, поражающее кожу. Когда болезнь распространилась по всей Европе, больных начали помещать в специальные учреждения, которые были расположены на окраинах городов и назывались лепрозориями.

Когда вспышки проказы в Европе утихли, эти учреждения стали использоваться для содержания преступников, изгоев и людей с психическими заболеваниями. Неудивительно, что новых заключенных стали рассматривать как носителей болезни. Точно так же, как средневековые общества стали изолировать и изгонять тех, кого тогда называли «прокаженными», общество классической эпохи сделало то же самое с безумцами – таким образом, термин «безумие» стал ассоциироваться с маргиналами и изгоями.

Но люди с психическими расстройствами содержались не только в лепрозориях. В начале XVIII века города начали удерживать таких людей в укрепленных зданиях, таких как башня в стенах Канского замка (в городе Кан на северо-западе Франции), известная как «Башня безумцев».

Открытие больниц общего профиля положило начало систематической изоляции социальных изгоев.

К началу XVII века праздность (явное отсутствие интереса к труду) стала характерной чертой, которую правящие классы не только презирали, но и считали опасной для общества. Поэтому власти должны были найти способ обуздать это поведение и скрыть тунеядцев от глаз общественности.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Идея! Оставлять чаевые Идея! Оставлять чаевые

Учись правильно благодарить тех, кто оказывает тебе услуги

Maxim
Константин Ивлев: «Мы с моим организмом начали уважать друг друга» Константин Ивлев: «Мы с моим организмом начали уважать друг друга»

Константин Ивлев рассказал о том, как ему удалось сбросить 26 кг

Худеем правильно
На кемадеро в санбенито На кемадеро в санбенито

Инквизиция на долгое время стала чуть ли не символом Испании

Дилетант
Что такое эффект Манделы и 10 лучших его примеров Что такое эффект Манделы и 10 лучших его примеров

Все ли события, которые ты помнишь, происходили в реальной жизни?

Maxim
Sapiens Sapiens

Краткая история человечества

kiozk originals
Мудборд: студенческий стиль в фильмах про учебу Мудборд: студенческий стиль в фильмах про учебу

Несколько фильмов про учебу

Esquire
История Бога История Бога

Четыре тысячи лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе

kiozk originals
Комик и актер Адам Коновер: о том, почему удовольствие — хреновая штука Комик и актер Адам Коновер: о том, почему удовольствие — хреновая штука

Как сделать так, чтобы жизнь стоила того, чтобы жить?

Playboy
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Тепловой хаос вернул квантовую систему в неизвестное прошлое Тепловой хаос вернул квантовую систему в неизвестное прошлое

Обращение во времени произвольного, неизвестного квантового состояния

Популярная механика
Свобода в союзе с гильотиной Свобода в союзе с гильотиной

Начиналась революция во Франции красиво — с Декларации прав человека

Дилетант
Следуй за мной Следуй за мной

Следуем за сложной геометрией пространства

AD
Как электричество «Москвича» действует на людей: тестируем на дорогах и не только Как электричество «Москвича» действует на людей: тестируем на дорогах и не только

«Москвич 3е» — яркий автомобиль, встреча с которым запомнится надолго

Maxim
Родители хотели мальчика: несчастливое детство принцессы Дианы Родители хотели мальчика: несчастливое детство принцессы Дианы

Детство Дианы Спенсер не отличалось множеством счастливых моментов

Cosmopolitan
Лечить простуду, а не залечивать ребёнка Лечить простуду, а не залечивать ребёнка

Почему дети становятся «часто болеющими» и как правильно лечить детские простуды

Здоровье
Артизаны не сдаются Артизаны не сдаются

Станет ли нынешнее поколение мастеров последним в истории материальной культуры

Robb Report
Парни, мы все повзрослели: каким получилось продолжение комедии «Билл и Тед» с Киану Ривзом 30 лет спустя Парни, мы все повзрослели: каким получилось продолжение комедии «Билл и Тед» с Киану Ривзом 30 лет спустя

Киану Ривз и Алекс Уинтер в образе двух посредственных и добродушных мужчин

Esquire
Как установить таймер выключения Windows Как установить таймер выключения Windows

Хотите, чтобы компьютер выключался сам, без вашего участия?

CHIP
Вторая попытка: тест Volkswagen Multivan T6.1 Вторая попытка: тест Volkswagen Multivan T6.1

Тест-драйв Volkswagen Multivan T6.1

Популярная механика
Самая быстрая читка и наибольшее число селфи: звезды в Книге рекордов Гиннесса Самая быстрая читка и наибольшее число селфи: звезды в Книге рекордов Гиннесса

Нашим героям удалось установить мировой рекорд, не ставя перед собой такой цели

Cosmopolitan
Как правильно обрабатывать и убирать кутикулу не хуже мастера маникюра Как правильно обрабатывать и убирать кутикулу не хуже мастера маникюра

Как ни крути, без ухоженной кутикулы красивый маникюр просто не возможен

Cosmopolitan
«Голливудский Цукерберг» Джесси Айзенберг — о новом фильме, последствиях карантина и работе с жертвами домашнего насилия «Голливудский Цукерберг» Джесси Айзенберг — о новом фильме, последствиях карантина и работе с жертвами домашнего насилия

Джесси Айзенберг — о том, почему монотонность жизни страшнее прогресса

Forbes
В кадре и за кадром В кадре и за кадром

Женщины в кинопроизводстве уже давно не исключение

OK!
10 мифов о пышных женщинах 10 мифов о пышных женщинах

Общество до сих пор смотрит на лишний вес под влиянием стереотипов

Psychologies
6 фактов о Метро-2 — системе тайных тоннелей под Москвой 6 фактов о Метро-2 — системе тайных тоннелей под Москвой

Существование тайных тоннелей под Москвой — одна из популярных городских легенд

Maxim
Дипломатия ниже пояса Дипломатия ниже пояса

Российские юмористические шоу оказались в центре очередного скандала

СНОБ
Не бойся действовать Не бойся действовать

Женщина, работа и воля к лидерству

kiozk originals
10 необычных Opel 10 необычных Opel

Интереснейшие концепт-кары и прототипы Opel

Популярная механика
«Сержант Пеппер» The Beatles больше не самый великий альбом всех времен «Сержант Пеппер» The Beatles больше не самый великий альбом всех времен

А также: Pink Floyd на десятки позиций ниже Beyonce, а Radiohead — в топ-20

Maxim
Неизбежно Неизбежно

12 технологических трендов, которые определяют наше будущее

kiozk originals
Открыть в приложении