Программный труд Мишеля Фуко, исторический экскурс о психиатрии

kiozk originalsИстория

История безумия в классическую эпоху

Автор: Мишель Фуко – французский философ, теоретик культуры и историк, один из наиболее известных представителей антипсихиатрии. Его главные сочинения («История безумия в классическую эпоху» (1961), «Археология знания» (1969), «Надзирать и наказывать» (1975) и «История сексуальности» (1976– 1984) были посвящены развитию социальных наук, истории медицины и тюремной системы, проблемам безумия и сексуальности

0:00 /
1331.696

Для кого эта книга?

Программный труд Мишеля Фуко «История безумия в классическую эпоху» – исторический экскурс, рассказывающий о том, как зародились современные психиатрические больницы и как общество воспринимало душевнобольных и обращалось с ними на разных этапах своего развития. Парадокс психологии как дисциплины заключается в том, что она одновременно является одной из самых древних наук – и одной из самых молодых. О душе и ее устройстве размышляли еще Платон и Аристотель, но современный научный подход к ней зародился лишь в самом конце XIX века.

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «История безумия в классическую эпоху» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Прослушайте лекцию по истории психических заболеваний от выдающегося французского философа и историка.

Если вы интересуетесь современной философией, то наверняка слышали имя французского мыслителя Мишеля Фуко – одной из самых популярных фигур эпохи постмодерна и европейской философии. Работая в психиатрическом учреждении и занимаясь своими собственными психологическими проблемами, Фуко проявлял глубокий интерес к истории и практике психологии, что привело его к написанию книги «История безумия в классическую эпоху».

Как объясняет Фуко, наши отношения с психическими заболеваниями и то, как мы их распознаем, понимаем и лечим, сильно изменились с течением времени – хотя в некоторых отношениях мы все еще остаемся невежественными. Фуко сосредотачивается в первую очередь на конце Средневековья и годах до и после эпохи Просвещения начала-середины 1700-х годов. Классическую эпоху Фуко характеризует как время «Великого заточения», когда нежелательные элементы общества – бедняки, преступники и так называемые «сумасшедшие» – были загнаны в угол и заперты вне поля общественного зрения.

Потребовались сотни лет, прежде чем к психически больным стали относиться иначе, чем к преступникам или даже животным, но, как мы узнаем дальше, само наше понимание разума в конечном счете эволюционировало.

Из этого обзора вы узнаете:

  • как преступники и «безумцы» оказались в одной больнице;
  • насколько первые психиатрические больницы были похожи на зоопарки;
  • и как движение квакеров навсегда изменило наше отношение к людям с психическими заболеваниями.

Примечание: Книга «История безумия в классическую эпоху» была опубликована еще в 1961 году, и язык, используемый тогда для описания психических заболеваний и расстройств, в наше время может восприниматься неправильно. Например, такие термины, как «безумный» используются в тех случаях, когда они лучше всего отражают текст Мишеля Фуко.

После эпохи Средневековья помещения, выделенные для больных проказой, стали использоваться для психически больных и других социальных изгоев.

В Европе в период позднего Средневековья с 1250 по 1500 год так называемое «безумие» понималось иначе, чем сотни лет спустя. Люди с психологическими проблемами, по существу, воспринимались просто как «другие». Некоторые из них даже считались обладателями особой мудрости, которой можно достичь только за пределами разума.

В это время большинство людей, страдающих психическими заболеваниями или расстройствами, свободно бродили среди других людей. Если предполагаемого «сумасшедшего» находили в одном из европейских городов, его отправляли к моряку или торговцу, который высаживал его в другом городе или малонаселенной сельской местности.

Этот обычай был особенно распространен в Германии: в Нюрнберге XV века, согласно записям, 31 из 63 психически больных людей были вывезены из города на повозках и лодках, а во Франкфурте в конце XIV века морякам было приказано окружать и вывозить всех людей, бродящих голыми.

Из-за практики вывоза психически больных жителей из городов появилась фраза «Корабль дураков» – термин, популяризируемый в литературе и других художественных произведениях на протяжении многих лет.

Во многих произведениях того времени упоминается Нарреншифф, или «Корабль дураков», который бороздил воды Рейна и фламандских каналов, унося с собой городских «безумцев». Иероним Босх, знаменитый голландский живописец, запечатлел этот образ в своей картине «Корабль дураков», написанной между 1490 и 1500 годами.

Лишь несколько лет спустя, после того как в Западной Европе начался спад заболеваемости проказой, людей с психическими расстройствами стали содержать под стражей.

Проказа – это заразное заболевание, поражающее кожу. Когда болезнь распространилась по всей Европе, больных начали помещать в специальные учреждения, которые были расположены на окраинах городов и назывались лепрозориями.

Когда вспышки проказы в Европе утихли, эти учреждения стали использоваться для содержания преступников, изгоев и людей с психическими заболеваниями. Неудивительно, что новых заключенных стали рассматривать как носителей болезни. Точно так же, как средневековые общества стали изолировать и изгонять тех, кого тогда называли «прокаженными», общество классической эпохи сделало то же самое с безумцами – таким образом, термин «безумие» стал ассоциироваться с маргиналами и изгоями.

Но люди с психическими расстройствами содержались не только в лепрозориях. В начале XVIII века города начали удерживать таких людей в укрепленных зданиях, таких как башня в стенах Канского замка (в городе Кан на северо-западе Франции), известная как «Башня безумцев».

Открытие больниц общего профиля положило начало систематической изоляции социальных изгоев.

К началу XVII века праздность (явное отсутствие интереса к труду) стала характерной чертой, которую правящие классы не только презирали, но и считали опасной для общества. Поэтому власти должны были найти способ обуздать это поведение и скрыть тунеядцев от глаз общественности.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сила мысли Сила мысли

Как можно работать с мыслями — и почему стоит это делать

Yoga Journal
Просвещение сегодня Просвещение сегодня

В защиту разума, науки, гуманизма и прогресса

kiozk originals
Мифология Мифология

Бессмертные истории о богах и героях

kiozk originals
Отрывок из книги Дмитрия Бовыкина «Французская революция» Отрывок из книги Дмитрия Бовыкина «Французская революция»

Отрывок из книги о главном событии XVIII века

СНОБ
Эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект

Новое представление о том, что значит быть «умным»

kiozk originals

Самый зрительский, обаятельный и доступный фильм Александра Молочникова

Esquire
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Незвездные болезни: гепатит, диабет, псориаз, астма - с чем борются знаменитости Незвездные болезни: гепатит, диабет, псориаз, астма - с чем борются знаменитости

Многие звезды не боятся открыто говорить о проблемах со здоровьем

Cosmopolitan
История Бога История Бога

Четыре тысячи лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе

kiozk originals
«Я не потеряла любопытства и страсти» «Я не потеряла любопытства и страсти»

Актриса Тильда Суинтон — о новых работах и прошлом опыте

Огонёк
Что делать, если потерял ключи: инструкция Что делать, если потерял ключи: инструкция

Как восстановить ключи, что делать с сигнализацией во время вскрытия автомобиля

РБК
Азиатская модель управления Азиатская модель управления

Удачи и провалы самого динамичного региона в мире

kiozk originals
Галерея истории древней живописи Галерея истории древней живописи

5 (17) февраля 1852 года состоялась церемония открытия Императорского Эрмитажа

Дилетант
Бейби-фейс: 5 преступлений, совершенных взрослыми, которые притворялись детьми Бейби-фейс: 5 преступлений, совершенных взрослыми, которые притворялись детьми

Некоторые ловкачи обернули свои внешние данные себе на пользу

Cosmopolitan
Когда эмпатия может повредить вашему бизнесу. Правила эффективного руководства Когда эмпатия может повредить вашему бизнесу. Правила эффективного руководства

Насколько эмпатия полезна предпринимателям прямо сейчас?

Inc.
Серый кардинал принципата Серый кардинал принципата

Имя Гая Цильния Мецената стало нарицательным

Дилетант
Майкл Каннингем: «Если миру уже не помочь, кому придет в голову писать книжки?» Майкл Каннингем: «Если миру уже не помочь, кому придет в голову писать книжки?»

Писатель Майкл Каннингем об изоляции, работе, отсутствии хобби и ощущении дома

РБК
Как говорить с детьми о наркотиках и алкоголе Как говорить с детьми о наркотиках и алкоголе

Как правильно обсудить с ребенком тему наркотических веществ и алкоголя

Psychologies
Антигруппировку фотонов связали с некогерентным излучением Антигруппировку фотонов связали с некогерентным излучением

Для этого физики изучали спектры излучения источника одиночных фотонов

N+1
10 врачей-дерматокосметологов 10 врачей-дерматокосметологов

Эти специалисты избавят от необходимости обрабатывать фотопортреты

Tatler
Очаровательный кишечник Очаровательный кишечник

Как самый могущественный орган управляет нами

kiozk originals
Из чего же сделаны наши девчонки? Из чего же сделаны наши девчонки?

Об экранизации романа Карины Добротворской «Кто-нибудь видел мою девчонку?»

Tatler
Неделя в Москве: как увидеть знаковые места столицы. Часть первая Неделя в Москве: как увидеть знаковые места столицы. Часть первая

Маршруты для идеального путешествия по Москве

Культура.РФ
18 ляпов, попавших на киноафиши 18 ляпов, попавших на киноафиши

Даже на афишах блокбастеров порой достаточно ошибок и ляпов

Maxim
Исаак Ньютон Исаак Ньютон

Вся правда о легендарном ученом

kiozk originals
Ахиллесова пята: как даже «умный шагомер» может превратиться в дьявола Ахиллесова пята: как даже «умный шагомер» может превратиться в дьявола

Особенности человеческой психики, которые побуждают нас отвлекаться

Forbes
На пиковых перекрёстках Гороховой улицы На пиковых перекрёстках Гороховой улицы

Магическое притяжение Гороховой улицы в Санкт-Петербурге

Наука и жизнь
Для тех, кто не любит погорячее: что делать при тепловом ударе Для тех, кто не любит погорячее: что делать при тепловом ударе

Иногда «мозги кипят» – это не просто фигуральное выражение

Cosmopolitan
Звездные суды и приговоры знаменитостям Звездные суды и приговоры знаменитостям

Кто из российских и советских знаменитостей был осужден

СНОБ
«Кто мы и как сюда попали. Древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом» «Кто мы и как сюда попали. Древняя ДНК и новая наука о человеческом прошлом»

Отрывок из книги генетика Дэвида Райха о том, кто же мы такие и откуда взялись

N+1
Открыть в приложении