Женщина в пути: как путешествия стали дорогой к эмпауэрменту
Женщины все чаще отправляются в путешествия в одиночку или в компании подруг. PR-консультант и опытная соло-путешественница Анастасия Журавлева рассказывает, как гендерное равенство меняет тревел-индустрию
На протяжении почти всей истории человечества путешествия были недоступны большинству женщин — за редким исключением. Некоторое послабление делалось для религиозных поездок. Богатые и знатные могли навестить дальних родственников. Кроме того, в Средние века для женщин дворянского происхождения путешествия были частью придворной жизни и дипломатической работы, в которой участвовали некоторые. Но во все времена финансовые и культурные аспекты не позволяли им путешествовать свободно.
В XIX–XX веках, благодаря развитию женской занятости (и, как следствие, экономической независимости) и либерализации общественных нравов, женщины начали путешествовать чаще и больше. Путешествия теперь рассматривались как способ расширить кругозор, получить новый опыт и знания. То есть женщины все чаще путешествовали «для души». А феминистская повестка придала путешествиям еще одно измерение, связанное с декларацией силы и самодостаточности.
В начале XXI века образ смелой и самостоятельной женщины-в-дороге стал особенно популярным. О путешественницах снимают фильмы, в том числе основанные на реальных судьбах: «Амелия» (2009), «Ешь, молись, люби» (2010), — пишут книги и статьи. Становятся известными забытые имена.
Например, уроженка Нижегородской губернии Александра Потанина во второй половине XIX века участвовала в четырех исследовательских экспедициях, в том числе в Тибет и Китай, и стала одной из первых женщин, принятых в Русское географическое общество (кстати, Лондонское географическое общество начало принимать в свои ряды женщин лишь в 1913 году). Английская художница Марианна Норт в 1880-х годах поразила весь мир своей смелостью и самоотверженностью: уже будучи в пожилом возрасте, она совершила рискованное путешествие в Анды, чтобы найти «мифическое» растение — голубую пуйю, которую никто из европейцев не видел. Свои ботанические зарисовки она делала на высоте 4000 м, невзирая на слабое здоровье и опасности горной болезни.
По стопам героинь прошлого идут наши современницы. Немного впечатляющей статистики: если в 2010 году женщины контролировали $12 трлн потребительских расходов (из $18 трлн), то в 2019 году — уже $ 31,8 трлн. Женщины в целом, а не только в туристической отрасли, более активные потребители: именно они совершают 85% всех покупок. И принимают 80% всех решений о поездках. По данным исследования Biletix 2019 года, женщины покупают авиабилеты чаще, чем мужчины, — на них приходится 53% продаж. При этом, по сведениям Momondo, 5% женщин готовы оплатить путешествие для своего спутника, а 32% путешественниц делят траты с мужчиной пополам. Растет и тренд на женские соло-путешествия, и на групповые «только для женщин».