Кроме чая и специй: зачем российскому предпринимателю Индия
Столкнувшись с удорожанием рабочей силы и стареющим населением, американцы и европейцы построили фабрики в Китае, научили китайцев производить качественные товары и внедрили лучшие производственные практики. Сооснователь компании Mr. Doors Максим Валецкий задается вопросом: что мешает нам строить свои фабрики в дружественной Индии?
У Индии, кроме чая, цветных камней и специй, есть один ресурс, который в очень большом дефиците в России и за которым российским предпринимателям вполне по силам отправиться в эту страну.
«Что делать?» Чернышевского и «Кто виноват?» Герцена — всеми дружно нелюбимые произведения из советской школьной программы. Особенно я не люблю вопрос «кто виноват?» Кто виноват, что план по продажам не выполнен? «Это вы, маркетологи никчемные, привели к нам нищебродов, которые ничего не покупают», — кричит директор по продажам. «Нет, — отбивается директор по маркетингу, — мы вам привели людей из списка Forbes, а вы им продать не смогли, бездари!» Профессиональные вы мои, пока вы будете спорить, кто виноват, вы провалите продажи следующего месяца. Давайте лучше перейдем к вопросу «что делать?»
Неважно, кто виноват в том, что российский бизнес забыл Индию на 30 лет. Оттого что мы это установим, ни мы, ни индийцы не попадем в заветный список Forbes. Что вообще русскому бизнесмену делать за границей? Увы, слабая у нас на этот счет фантазия. Начинали мы с того, что покупали самую дорогую недвижимость, делали там самый дорогой ремонт, а потом вся эта роскошь стояла в девственной неприкосновенности или использовалась месяц в году, а остальное время представляла собой черную дыру, в которой исчезали налоги, счета за коммунальные услуги и зарплаты охранников. Бросайте в меня тухлыми помидорами, но нет у меня чувства глубокого сострадания к тем, у кого опечатали виллы. Все равно они пустые стояли. Слава богу, в Индии недвижимость иностранцам не продают, есть, конечно, варианты через фонды или другие структуры, но над этим надо попотеть.