Затянуть потуже: как корсет угнетал и раскрепощал женщин
У корсета — предмета одежды с жестким лифом на шнуровке — противоречивая история. Он стягивал женские талии, мешая дышать и двигаться, против него восставали суфражистки и феминистки, а его появления на подиумах маркировали важные социальные изменения
Главная героиня романа «Унесенные ветром» Скарлетт О’Хара, разглядывая себя в зеркале, думала о корсете: «Мысль о талии заставила ее вернуться к практическим делам. Мамушка затянула ее корсет в талии до восемнадцати дюймов — для бомбазинового платья, а зеленое муслиновое требует, чтобы было не больше семнадцати. Надо велеть ей затянуть потуже». 18 дюймов — это 45,72 см. Между тем здоровый показатель талии в наши дни составляет примерно 80 см, что в два раза больше. В одноименном фильме, снятом по роману, зрителю показывают и сцену утягивания. Большинство наших представлений о корсетах складывается как раз по фильмам и книгам, где процесс шнуровки напоминает пытку.
Французский философ Ролан Барт, рассказывая о взаимосвязи между культурой и одеждой в своей книге «Система моды», писал, что мода — это социальный текст, который следует читать. По корсетам можно бегло прочесть историю положения женщины в обществе. На пике своей популярности, в XIX веке, корсет был спрятан под одеждой, но сковывал женщину до такой степени, что фактически лишал возможности не только работать, но и просто двигаться. Но так было не всегда.
История тугой шнуровки
Настенные росписи Крита, относящиеся к минойскому периоду (примерно 3000–1500 годы до н. э.), изображают в том числе богинь, одетых в непривычные нам узкие корсажи, оставляющие грудь оголенной. Несмотря на то, что корсеты упоминаются в письменных памятниках Древнего Египта и Междуречья, точный их функционал неизвестен, как и степень распространенности.
Корсет в исторических источниках довольно сложно распознать: для него долго не существовало собственного специфического термина. В англоязычных документах, например, о нем писали «pair of bodies», что могло обозначать как корсет, так и лиф платья. На картинах или фресках корсеты по понятным причинам мелькали редко. О них сохранилось мало настоящих данных, но зато много мифов.
Первые настоящие корсеты датируются началом XVI века, когда в Европе в лифы аристократок начали вставлять китовый ус — гибкие пластинки с неба китов. Корсеты тогда могли себе позволить только аристократки — в первую очередь из-за дороговизны материала. Популярность этого предмета одежды обычно связывают с именем Екатерины Медичи. В середине XVI века она активно навязывала французскому двору идеал красоты с очень тонкой талией. А уже к XVII веку корсеты носили все.
Ранние корсеты шили из многослойных материалов, например льна и шелка, и шнуровали не слишком туго, иначе можно было повредить дорогую ткань. Хотя существует несколько уцелевших корсетов, сделанных из металла, обычно считается, что они были ортопедическими и не носились в качестве основной одежды.
Эпохой расцвета корсетов оказался XIX век. Их шнуровали так сильно, что женщины не могли активно двигаться и оказывались не способны работать. В Англии ходили слухи о корсетоманках — женщинах, которые так сильно утягивали талию, что достигали невероятных, нечеловеческих параметров. «Домашний журнал англичанки» в 1867 году напечатал «откровения» своей читательницы, которая рассказывала о «лондонской школе для благородных девицы», где «каждый месяц ученицам утягивали талии на 3 см».
Корсеты носили и мужчины. В фильме «Онегин» Марты Файнс многим бросается в глаза сцена, когда Евгений стоит перед зеркалом в корсете. Онегин, который одевался «как dandy лондонский», чутко улавливал британскую моду: мужские корсеты пользовались особой популярностью во времена британского короля Георга IV, когда модные предпочтения диктовал его друг Джордж Браммелл, яркая фигура дендизма. А в поэме «Граф Нулин» главный герой возвращается в Петрополь «с запасом фраков и жилетов, шляп, вееров, плащей, корсетов, булавок, запонок, лорнетов».
Правильный силуэт
В 1675 году Людовик XIV учредил гильдию женщин-портних, чтобы шить всю женскую одежду. Исключение составляла одежда для верховой езды и корсеты — их должны были производить мужчины. Корсеты стали олицетворением мужской власти над женщинами, причем как в переносном, так и во вполне буквальном смысле: корсет, собранный мужчинами, формировал женский силуэт.