Залог успеха: как страны англосаксонской традиции побеждают коррупцию
Что объединяет сверхразвитую Америку, чопорную Англию, расцветший Сингапур и развивающуюся Индию и обеспечивает в этих странах успех в борьбе с коррупцией?
Тема борьбы с коррупцией сегодня остается одной из самых острых в российском обществе. Особенно востребованы истории успеха других государств. Достижения англосаксонских стран в этой сфере широко известны: Англия и США в международных рейтингах занимают ведущие позиции, а Сингапур, унаследовавший многие английские традиции, является мировым лидером в этой области. Есть и исключения: англоязычная Индия сильно отстает, хотя и движется в сторону лидеров.
Интересно понять принципы, на которых строится антикоррупционная политика англоязычных стран. К ключевым особенностям относятся антикоррупционные бюро, этика госслужбы и активность гражданского общества.
Сильные антикоррупционные бюро
Среди специалистов распространено мнение, что в борьбе со взяточничеством эффективно создание единого органа с широкими полномочиями — антикоррупционного бюро. Хотя не во всех англоязычных странах данная идея реализована одинаково, везде наличествуют сильные антикоррупционные структуры: в Сингапуре —это Corrupt Practices Investigation Bureau (CPIB), в Индии — Central Vigilance Commission (CVC), в США борьбой с коррупцией занимается на федеральном уровне ФБР, а на уровне штатов — местная полиция, например, в Нью-Йорке это Department of Investigation (DOI). В Англии система сложнее: существуют специальные департаменты в двух ведомствах, одно из которых фокусируется на бизнесе (Serious Fraud Office), а другое на злоупотреблениях во власти (National Crime Agency).
Для эффективной работы законодатели предоставляют борцам со взятками широкие полномочия как для преследования, так и для предотвращения нарушений. В Нью-Йорке, например, DOI имеет в каждом городском ведомстве подчиненных ей сотрудников и даже зарплату штатных специалистов DOI зачастую оплачивают курируемые ими ведомства. В Индии CVC также курирует министерства и ведомства через выделенных в них сотрудников, которых нельзя ни назначить, ни уволить без согласования с антикоррупционным органом. Но где борцы с коррупцией имеют действительно неограниченное влияние, так это в Сингапуре. Сотрудники CPIB имеют право проводить обыски, требовать предоставления любых документов, арестовывать, карать за неподчинение, привлекать свидетелей к допросам. Им разрешено изучать деятельность родственников и поручителей подозреваемого, проверять их банковские счета и финансовые документы.
Важнейшим принципом функционирования антикоррупционных бюро в англоязычных странах является их независимость в принятии решений о расследованиях. При этом в назначение руководителей бюро, а также в их резонансные дела вовлечены представители парламента. Во всех рассматриваемых странах руководство антикоррупционных органов имеет прямой выход к первым лицам государства и высокую степень автономии, даже там, где антикоррупционные службы входят в состав более крупных ведомств. Например, в Сингапуре CPIB подчиняется офису премьер-министра, но и он не имеет окончательного голоса: существует пост президента CPIB. Он выбирается с участием парламента и может принимать решения о расследованиях без одобрения премьера. В США крупные коррупционные дела ведет ФБР, а к ним часто подключаются парламентские комиссии, состоящие из представителей республиканцев и демократов. В Индии руководство CVC назначается президентом страны по рекомендации специального комитета, состоящего из премьер-министра, министра внутренних дел и лидера оппозиции в парламенте.