Заколоченные окна: какие проблемы вызовет отказ Microsoft продлевать лицензии
Microsoft, чьими продуктами продолжают пользоваться 70-90% корпоративных клиентов в России, сообщила, что лицензии на продукты и решения компании будут действовать до конца сентября и продлить их больше не выйдет. Невозможность получать обновления снизит общую безопасность корпоративных сетей и послужит большим стимулом для пиратов активизировать свою работу, говорят эксперты. По их словам, «бесшовно» перейти на российские аналоги не получится: пользователям придется привыкать к новым интерфейсам приложений и ОС, перестраивать бизнес-процессы, а IT-специалистам — собирать новую параллельную инфраструктуру из российских решений.
После 30 сентября продлить действующие подписки Microsoft российские корпоративные клиенты больше не смогут, следует из письма службы поддержки Microsoft Online Services одному из клиентов, на которое обратило внимание отраслевое агентство TelecomDaily. «Microsoft приостанавливает запуск новых продуктов, продажу сервисов и многие другие аспекты своей деятельности в России в соответствии с санкциями со стороны Евросоюза, Великобритании и США», — заявили Forbes в компании. Forbes опросил экспертов и участников рынка, какие, по их мнению, проблемы это может вызвать и как может измениться рынок.
История отхода
В марте прошлого года Microsoft объявила о приостановке продаж своих товаров и предоставления услуг на территории России. Решение, по словам президента корпорации Брэда Смита, связано с санкциями, введенными в отношении России в ответ на «военную спецоперацию»* на Украине. Позже он заявил, что Microsoft будет сокращать бизнес в стране, пока от него «ничего не останется». В июне 2022 года компания уточнила, что Microsoft продолжит выполнять существующие контрактные обязательства в отношении российских клиентов, но новые продажи приостановлены. Председатель Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич оценивал потери Microsoft из-за ухода с российского рынка в $125 млн.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
При этом весной 2023 года российские представительства международных компаний и юрлица, не попавшие под санкции, стали получать предложения от Microsoft о продлении лицензии на ее софт: так, по мнению экспертов, компания пыталась сохранить присутствие на рынке и снизить уровень пиратства.
По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка от продаж ООО «Майкрософт Рус» (принадлежит американской Microsoft Corporation) в 2022 году составила 6,4 млрд рублей, чистая прибыль — 159 млн рублей. Годом ранее выручка компании была на уровне 6,8 млрд рублей при чистой прибыли в 638 млн рублей. Даже после ухода корпорации из России большинство заказчиков не спешило мигрировать с западного ПО, замечает директор по информационным технологиям Navicon Роман Приходченко. Функциональность отечественных продуктов на тот период времени была более ограниченной, чем у решений MS, рассуждает он, к тому же никто из российских вендоров не мог предложить такого же экосистемного подхода, как у Microsoft.
Текущий статус
В зависимости от сегмента экономики доля российских клиентов, которые продолжают пользоваться продуктами Microsoft, составляет 70-90%, оценивает директор по продуктам «МойОфис» Евгений Фенюшин. С ним в целом согласен источник Forbes в IT-отрасли: по его мнению, долю Microsoft в госсекторе, в компаниях с госучастием и среди корпоративных клиентов сейчас можно оценить в 80%. «Еще год назад мы говорили о 90%. Два года назад — о 95-96%», — говорит он.